Моя старшая сестра

                Людмила Васильевна Мехоношина
                (1943 – 2005)

Людмила родилась 22 апреля 1943 года в селе Томпо Томпонского района ЯАССР. Она была первым ребенком в семье Винокурова Василия Устиновича и Харайдановой Ульяны Алексеевны. Отца Людмилы не взяли на фронт ввиду брони; он работал инструктором райкома КПСС.  Село Томпо относилось к территории малочисленных народов Севера, поэтому работавшие там тогда не призывались на войну.

        Людочка была любимицей не только родителей, но и всего села. На редкость музыкально одаренная и хорошенькая девочка пела и танцевала на всех мероприятиях. Отец сам хорошо пел, поэтому научил дочку многим песням, которыми она отвлекала взрослых от тягот войны.
      
        Но однажды из-за этого, когда Людочка в шесть лет пошла в школу, произошел казус. Первоклассников на уроке пения учитель спросил, знают ли они какие-нибудь песни. Люда, конечно, подняла руку, что она знает. Вызванная к доске, она  с воодушевлением громко запела, а песня была про любовь. К ее удивлению и огорчению, вместо аплодисментов, учитель-педант резко прервал ее руладу: - Садись, два! – сурово сказал он. Как она потом весело хохотала, повзрослев, рассказывая об этом случае! Но тогда, увидев горючие слезы любимой доченьки, отец, вероятно, имел беседу с этим учителем; потому, что больше двоек не было у Людочки.

Детство прошло в постоянных переездах семьи. По партийной работе отца направили в Момский район, там, в селе Хону родились два брата Люды. Затем переехали в Алексеевский и  потом в Томпонский район. В Крест-Хальджайской школе Люда была «звездой». Многие, кто учились в те годы, запомнили ее хорошо. Красивая, с большими лучистыми глазами и идеальной точеной фигуркой, она пела и танцевала, буквально не сходила со сцены. Много лет спустя, я видела в музее этого села фотографию, где она школьницей танцевала в образе лебедя, в белом платье из марли. Будучи старшей в семье, (я младше на десять лет), Люда везде успевала; и хорошо учиться, и помогать матери, и активно участвовать в общественной жизни.

После окончания школы Люда, не раздумывая, поехала и поступила в Якутское культпросветучилище учиться актерскому мастерству. Но осуществлению ее призвания помешал отец. Он, толи в благих целях, толи в силу своего характера, решил, что его обожаемая дочь должна обязательно стать врачом. Учиться осенью он ее не отпустил, постановив, что она будет поступать на врача в следующем году. И по воле судьбы он совершил для себя ошибку, уехав с женой на юг в отпуск почти на два месяца. Оставив на попечение Люды троих младших детей школьного возраста, он, вероятно, думал, что этим удержит ее дома.

        Как поется в песне: «усидишь ли дома в восемнадцать лет»; молодость берет свое, и к возвращению родителей уже появился жених. В то время в Геологическую экспедицию (АЮГРЭ) приезжало работать со всей страны много специалистов. После окончания Уральского университета прибыл сюда и молодой Вячеслав Федорович Мехоношин. Потом Слава рассказывал, что он, зайдя как то в Клуб геологов на танцы, увидел Люду в толпе девушек и сразу «с первого взгляда» решил, что не упустит такое чудесное создание.
 
         Но отец, узнав о любви Люды, яростно воспротивился этому; был непреклонен и неумолим, не выпускал дочь из дома. А так как Слава продолжал приходить, отец совсем обозлился и стал запирать дочь на ключ в ее комнате. Один раз мама, когда отец был на работе, помогла дочери бежать. Но, обнаружив пропажу, отец, в отчаянии и потеряв все приличия, разыскал ее в геологическом общежитии и привел обратно домой. Тут вмешалась общественность предприятия, сообщили руководству и отца срочно отправили в длительную командировку в Оймяконский район.

         Тем временем, дружный и сплоченный коллектив геологов организовал сбор средств на свадьбу молодых. Вызвали  и отца, который прибыв прямо на церемонию бракосочетания, вынужден был смириться. Свадьбу гуляли в большом спортивном зале Клуба геологов. Зал был полон гостями, было очень весело, подарков надарили на всю будущую жизнь.

Так началась семейная жизнь Людмилы. Работала она в районной типографии, затем в райкоме комсомола. Родились два сына: Олег и Федор, получили новую квартиру. Людмила была хорошей хозяйкой и ответственной работницей, но для пения и танцев не оставалось времени. А вот учиться в культпросветучилище Людмиле все-таки довелось, но только уже на заочном библиотечном отделении. Работала библиотекарем в районной библиотеке, затем агентом в Госстрахе, потом в Хандыгском пищепроме  - кассиром-бухгалтером.
 
        Выйдя на пенсию, Людмила Васильевна занялась воспитанием внучки Даши. До окончания учебы студентов внучка жила у нее. Это были счастливые годы, вместе с внучкой Люда любила петь на семейных праздниках. Как она красиво пела! Глубокий грудной голос звенел на всех октавах! Вернув внучку родителям, Людмила стала часто болеть. К сожалению, она не дождалась внуков от сына Олега, которые появились уже после нее. Как бы она радовалась этим детям: Кириллу, Вове, Оле и Саше!

        Последние годы жизни Людмилы были омрачены коварными болезнями, которые быстро «потушили» нашу любимую «звездочку». Прожита яркая недолгая жизнь моей сестры не зря, остались потомки и людская память о хорошем человеке. Не забыть ее звонкий задорный смех, веселый нрав, интересные рассказы, вкусные угощенья и задушевные песни.


Рецензии