Самые жесткие защитники в советском хоккее

Защитники есть во всех игровых видах спорта и юриспруденции. Защитниками раньше называли адвокатов, которые работали с подсудимыми, стараясь, что человека оправдали или дали не так много лет заключения.  А в спорте на защитника ложилась обязанность не дать сопернику забить гол или забросить мяч в кольцо.

Хоккей с шайбой в отличие от хоккея с мячом, или бенди, контактный вид спорта. В нем разрешается применять силовые приемы. Сейчас правила ужесточились, вольница с этим делом, какая была в 30-70-е годы и особенно в профессиональном хоккее, ушла в прошлое. Но память о хороших защитниках, которые не чурались применять силовые приемы и умели это делать без нарушения правил и грубости, осталась. Вот о них и пойдет речь ниже.

Как известно, наш хоккей в большей степени был атакующим и его главными героями являлись нападающие. Тем не менее, хотелось бы вспомнить и о защитниках, а именно о тех, кто считался наиболее жёстким в своем амплуа, с бойцовским характером.

Александр Рагулин ("Химик", "ЦСКА", сборная СССР).
Сложно найти нужные эпитеты, которые можно подобрать к этому выдающемуся спортсмену и замечательному человеку. Александр Павлович Рагулин, или просто "Палыч", как называли его друзья по команде. Настоящий исполин, напоминающий чем-то медведя. В канадской прессе его так и называли: "Русский медведь" или "Большой Раг". Обладал отличными физическими кондициями, при росте 185 см., он весил 105 кг. В то же время, в жизни он был простым, добрым и отзывчивым парнем. Рагулин никогда "не лез на рожон" первым. Видимо сказалось то, что он воспитывался в интеллигентной семье. Его родители - архитекторы. Но в случае обострения обстановки со стороны соперников на хоккейной площадке, Александр Рагулин всегда мог постоять за себя и своих товарищей.

Известен случай, когда в ходе суперсерии 1972 года, на московском льду его постоянно донимал Фил Эспозито. При этом старался спровоцировать "Палыча" на конфликт, выкрикивая ругательства ему в лицо. В итоге, все закончилось стычкой, в результате которой Эспозито "заехал" "Рагулину крюком клюшки по лицу, за что, в свою очередь, получил хорошую "ответку" локтем. После этого неистовый Фил старался не связываться с нашим защитником-богатырем, держась от него на дистанции.

Кстати, спустя 26 лет, уже после завершения карьеры, Эспозито и Рагулин встретились в кулуарах на одном из чемпионатов мира. И оба вспомнили былое, посмеявшись над тем давним случаем.

Валерий Васильев ("Торпедо Горький", "Динамо Москва", сборная СССР).
Наверное, именно Васильев является лучшим защитником советского хоккея. В свое время его сравнивали с великим Бобби Орром. У Валерия Васильева идеально сочетались и жёсткая манера игры, и высокое техническое мастерство. По сути, он представлял из себя идеального игрока оборонительного плана. В молодости он начинал играть в паре с выдающимся Виталием Давыдовым. В дальнейшем, его "партнёры" в клубе и сборной постоянно менялись, но Васильев при любом раскладе всегда показывал высокий класс и мастерство.

По воспоминаниям самого Валерия Ивановича, он рано потерял отца и в детстве много времени проводил на улице, общаясь с местной нижегородской шпаной . Он мог вполне свернуть на "скользкую дорожку", но любовь к хоккею все-таки оказалась выше сомнительных дворовых приключений. Его вовремя заметил Аркадий Чернышов, которого Валерий впоследствии называл вторым отцом. В итоге, Васильев пополнил ряды московского "Динамо", в котором стал тем, кем мы его знаем.

Двухкратный олимпийский чемпион, три раза признавался лучшим защитником чемпионатов мира и 5 раз входил в "символические" сборные планетарных первенств. А канадцы, за его неустрашимый вид и немигающий колючий взгляд прозвали Васильева "Хозяином тайги". За хладнокровной и спокойной манерой поведения Валерия чувствовалась сила и уверенность.

На одном из "известинских" турниров канадский игрок неожиданно атаковал Васильева на грани фола. Валерий не стал сразу отвечать на наглый выпад заокеанского гостя. Он выждал момент и применил к "грубияну" классический силовой прием, в пределах правил. В общем, зарвавшемуся представителю "родоначальников" хоккея пришлось покинуть площадку. Видимо, тот канадец был еще молод и не знал, с кем имеет дело.

Говорят, что в играх внутреннего чемпионата тренер "армейцев" Тарасов старался не выпускать А.Фирсова против В.Васильева, считая, что Валерий его "поломает". Тем более, что между этими двумя великими спортсменами имел место небольшой конфликт. В результате, Тарасов убрал из сборной В.Полупанова и В.Васильева накануне мирового первенства 1971 года, которых именно Фирсов застал за распитием алкоголя и рассказал тренерам.  Хорошо, что в конечном итоге Валерий через какое-то вернулся в состав. В связи с этим, отмечу, что Васильев обладал простым и в то же время благородным характером и вряд ли стал мстить Фирсову. А лучшими друзьями в национальной команде у великого "динамовца" являлись В.Харламов и А.Мальцев. Три великих спортсмена ХХ века.

Валерий Васильев всегда пользовался непререкаемым авторитетом в коллективе. Не случайно, после Б. Михайлова, именно он стал капитаном нашей сборной. И это несмотря на то, что основу советской команды составляли представители ЦСКА. Таким образом, именно "динамовскому" капитану сборной Советского Союза вручили единственный в отечественной истории завоёванный Кубок Канады 1981 года.

Зинэтула Билялетдинов ("Динамо Москва", сборная СССР)
Еще один высококлассный советский защитник, воспитанник А.Чернышова. При первом их знакомстве Аркадий Иванович не хотел брать Билялетдинова в команду, так-как тот ему показался слишком худощавым. Но со временем, его физические данные, в результате усиленных тренировок, пришли в норму и Зинэтула Билялетдинов стал одним из основных игроков обороны "Динамо Москва " и сборной страны.

В составе национальной сборной страны он стал олимпийским чемпионом 1984 года, 6-кратным чемпионом мира и обладателем "Кубка Канады-81".

Говоря о Билялетдинове, нельзя не вспомнить о Василии Первухине, с кем они составляли прекрасную "связку" в линии обороны. При этом Первухин не считался жёстким защитником, скорее наоборот. Он был "технарь". В то время как его напарник являлся типичным "силовиком". Вместе они буквально "цементировали" подступы к своим воротам. В.Третьяк вспоминал, что в сборной они часто играли в меньшинстве. И это у них получалось очень даже неплохо. Очевидно, что в первой половине 80-х они были лучшими в команде СССР, сразу после В.Фетисова и А.Касатонова.

Алексей Касатонов ("СКА", "ЦСКА", сборная СССР, НХЛ).
Талантливого и атлетичного воспитанника ленинградской школы хоккея сразу приметил В.Тихонов, в результате чего А.Касатонов стал московским "армейцем". Со своим многолетним партнёром В.Фетисовым они прошли "огонь и воду" многочисленных международных соревнований. Так получилось, что Алексей все время был немного в тени Вячеслава Фетисова. Тем не менее, без Касатонова не было бы той великой "первая пятерки", какой мы ее знаем. Именно он олицетворял ее физическую силу и надёжно прикрывал подступы к нашим воротам.

Спокойный и даже несколько флегматичный, Касатонов никогда не являлся зачинщиком потасовок на льду. Тем не менее, одним своим внушительным внешним видом он мог "успокоить" даже самых отъявленных забияк и провокаторов из противоборствующей команды. Касатонов, обладая хорошими габаритами, был еще и умным игроком, который хорошо видел площадку и интуитивно предугадывал дальнейший развитие событий. В любой момент Алексей мог подключиться к атаке и успешно ее завершить. При этом он всегда, в случае необходимости, мог вовремя откатиться назад, в свою зону. Алексей Касатонов - еще один наглядный пример идеального силового защитника.

Михаил Татаринов ("Сокол", "Динамо Москва", сборная СССР, НХЛ).
Один из самых перспективных молодых защитников СССР второй половины 80-х. Уроженец Ангарска, внешне выглядел невысоким, но зато крепким и коренастым, как и положено настоящему сибиряку. Карьеру в "большом" хоккее Татаринов начинал в киевском "Соколе". Благодаря своим незаурядным способностям и сильному броску, сразу же обратил на себя внимание тренеров и специалистов. Был признан лучшим на своей позиции среди юниоров на молодежном чемпионате мира 1986 года. Затем в его спортивной жизни начался период выступлений за столичное "Динамо", где он сразу же стал ключевым игроком оборонительных позиций московского клуба. Только травма не позволила Михаилу выступить на Олимпиаде 1988 года. Но все-таки, в 1990 году, на первенстве планеты, он заслуженно был признан лучшим защитником турнира.

Михаила Татаринова на льду отличала цепкость, напористость, неуступчивость и стремление вести борьбу до конца. Тем более, что от природы он был одарен всем необходимым для этого набором физических качеств. В НХЛ его успехи чередовались с неудачами и Татаринову пришлось "поменять" несколько команд. Но самым удачным временем его заокеанской карьеры, как он сам вспоминал в одном из интервью, стали его выступления за "Квебек Нордикс", где он по праву считался одним из лучших игроков.

Не знаю, стоило ли упоминать в своей публикации одного из наиболее жестких и силовых защитников конца 70-х - начала 80-х годов - рижанина Виктора Хатулева. Естественно, что в один ряд с такими выдающимися мастерами как А.Рагулин или В.Васильев его поставить невозможно. Но, тем не менее, если бы все сложилось несколько по- другому, то В.Хатулев вполне мог стать одним из "топовых" игроков обороны в советском хоккее. Но это уже совсем другая история.

Кроме этих защитников в нашем хоккее во все времена хватало умельцев силовым приемом остановить соперника. Можно вспомнить Николая Сологубова и Ивана Трегубова по прозвищу Иван Грозный из первого послевоенного поколения хоккеистов, Эдуард Иванов из поколения 60-х, которое начало десятилетнюю эру побед на чемпионатах мира. Иванов играл в паре с Рагулиным и в ЦСКА, и в сборной СССР.  Так что особо задирать наших хоккеистов грубияны даже из канадских команд побаивались, хотя у нас и не было тафгаев, как в командах НХЛ, которые умели только драться на льду.


Рецензии