МОЯ МАМА

       22 АВГУСТА 1904 ГОДА РОДИЛАСЬ МОЯ МАМА.
Была она в семье вторым ребёнком.
Был старший брат Николай.
Позже появилась сестрёнка Катюшка.

       Все они рано остались без отца.
  Ивану Николаевичу было всего 29 лет.
В жаркий летний день приехал он с пашни и напился холодного, из погреба кваса.
Воспаление лёгких и через несколько дней ушёл из жизни.

Осталась бабушка молодой вдовой, с тремя малышами.
Коле - шесть лет, Марусе (моей маме) - три года, Катюшке - несколько месяцев.

       Бабушка - Анна Филимоновна была трудолюбивой и многое умела.
Замуж больше не пошла. Сватов не принимала. Сама поднимала своих детей.

  Когда в семье умирает отец, то мальчик, независимо от его возраста, становится в семье мужчиной. Стал мужчиной и Коля. Всё хозяйство теперь на его ответственности.
А Марусе нужно учиться всему, что умеет её мама. И Маруся училась - шить, вязать, вышивать. Даже прясть научилась Маруся.
Катюшка, глядя на старшую сестру, тоже всему этому училась.
       Маруся очень хотела учиться в школе.
Отдала бабушка её в школу и стала Маруся зарабатывать, чтобы платить за учёбу. Вязала пуховые шали на продажу. Казашки охотно покупали её шали. Зимой Маруся училась, а летом вязала шали.

      

       Мама моя, с первого класса и до окончания своего обучения, сидела за одной партой с будущим своим мужем, моим отцом. Здесь и началась их любовь , которую они пронесли через всю жизнь.

       Жизнь моей мамы не была простой и лёгкой.
А разве у кого-то она была таковой?
У каждого свои трудности, свои горести.
   Восемнадцатилетними поженились мои родители.
В те времена иначе всё было.
Любили мама и папа друг друга. Хотели быть вместе. Но нужно родительское благословение.
Пришли сваты. Заявили о своём желании взять за своего сына Марусю. А бабушка - Вот Марусю и спрашивайте. Ей жить с вашим сыном.
Спросили Марусю. - Счастье моё и злосчастье моё, - сказала Маруся.
И сопровождали Марусю на протяжении всей её жизни и Счастье , и Злосчастье.
 Всего хватило.
      
     Стали молодожёны работать учителями сельскими.
Папа дальше стал учиться, а мама остановилась на том, что имела.
Была мама учительницей начальных классов. Всех учеников любила, как своих детей.
В те времена часто неуспевающих оставляли на второй, а то и на третий год.
Моя мама этого не допускала. Оставалась после уроков и занималась с теми, кто слаб. Не было у неё своих второгодников. А вот к ней в класс постоянно поступали второгодники. Она их успокаивала и говорила - Ничего, Мишенька! Мы с тобой ещё всё наверстаем. Ты только не ленись. Ты ведь способный мальчик. И верил мальчик Марии Ивановне, и верил в себя.

     Стали появляться у моих родителей свои дети. Души они в них не чаяли.
Да вот беда - детские инфекционные болезни.
Слаба была медицина и медикаментов не было.
Исполняется ребёнку 3-4 года и уносит его смерть.
Спасало родителей от глубокого отчаяния , наверное то, что в это время ожидали  уже второго ребёнка.
  Но это трагедия повторяется и повторяется.
Старушки говорили - Нельзя так сильно любить детей, как вы, не будут они у вас жить.
А родители продолжали любить сильно своих детей и надеяться на лучшее.
    
     Из десяти рождённых остались только мы, четверо последних.
Папа искал возможности спасать своих детей.
Перечитывал всё , что только можно, о детских болезнях.
Сам выписывал вакцину и просил Фельдшера делать своим детям прививки.

     Старший из нас, Виталий очень хорошо учился. С книгой не расставался. Был очень аккуратным в быту.
Папа хотел, чтобы Виталий стал врачом. А стал он журналистом.
Мы с сестрёнкой стали учителями. У младшенького нашего всё сложнее. О нём у меня будет отдельный рассказ.

     Мои родители были дружны со своими родственниками.
Мамин старший брат Николай со своей семьёй и папин старший брат Михаил со своей семьёй жили в одном селе с нами.

   Папа своим образованием обязан Михаилу.
Михаил работал, чтобы оплачивать папино обучение.
Все они помогали друг другу, как могли.

   Мама, не только нам, свои детям, шила и вязала, но и жёнам Михаила и Николая, и их детям. Шила всё, что не попросят.
Мне с сестрёнкой мама шила новые платьица к каждому празднику.
Любили мы в обновках перед зеркалом покрутиться.

   Счастливое детство родители нам обеспечили.
Правильно мудрецы говорят - Лучшее, что может отец сделать  для своих детей - это любить их мать.
    Мы видели как сильно папа любил нашу маму.
Братья на этом примере воспитывались. Их отношение к своим жёнам - это отношение нашего папы к нашей маме.
    До войны мои родители материально, относительно,  жили неплохо.
Но вот война...
Папа уходит на фронт и остаётся мама одна  с детьми и бабушкой.
Работает в школе в две смены. И в колхозе.
Снова вяжет пуховые шали и возит в аулы продавать.
Всё лучшее, что было у неё из одежды, она променяла там же, в аулах на пшеницу. Променяла все свои украшения, которые были. Лишь бы прокормить нас.
 Помню однажды её спросила - Мама! У тебя в ушах дырки, а ты серьги не носишь.
И рассказала она мне тогда истории про свои серьги и про свои наряды.
    Как выдержали женщины в это время непонятно и теперь.
Однажды Виталий, старший брат сказал - Мне уже за сорок, а я до сих пор не могу понять, как ты, мама прокормила всех нас во время войны.
Прокормила.

    Леонид,мой младший брат, уже послевоенный.
Родителям было по сорок два года.
Мама долго сомневалась - рожать или нет?
Папа - Марусенька! Даже не сомневайся! Ты помнишь, как мы с тобой убивались, когда хоронили своих детей? Нам такой подарок!
А мама - Не успеем мы с тобой его вырастить. Сиротой останется...
- Мы с тобой, Марусенька, если не успеем - Виталий с Надеждой вырастят.

    Папа очень рано ушёл их жизни. Леониду было всего 14 лет. А маме посчастливилось ещё и внука от Лёни вынянчить.

    Когда папы не стало, наша мама была там, где всего нужнее - нянчила новорожденных внуков.
Виталию вынянчила двоих деток.
Надежде двоих.
И нам с Лёней по одному.
 И на всех хватало её любви.

    Удивляло меня, что мама сохранила свою детскую непосредственность до самой старости.

    22 августа 1974 года отмечали мамин юбилей.
Жила она в это время у Надежды.
Мы, дети её, все приехали со своими детьми на этот Праздник.
   Застолье. Поздравления. Тосты.
Наш младшенький Леонид, обнял маму нежно, погладил её лицо, словно желая разгладить на нём морщинки все, сказал - Вот эти морщинки у мамы нашей все от меня. Прости меня, пожалуйста. Я очень тебя люблю.
И нежно поцеловал.

   Смотрела тогда мама на нас внимательно-внимательно.
Может хотела запомнить.
А возможно увидеть в нас что-то новое.
Потом сказала - Ребятишки! Вот смотрите вы на меня и думаете, что семьдесят лет это так много. А я ведь ещё и не жила.
Честно признаюсь, именно так я тогда и думала.
Только теперь понимаю, как стремительно пролетают семьдесят лет.

   Мы все очень любили свою маму. Она  самая лучшая.

    Лучшей наша мама была и учительницей.
Несколько лет назад стала я в Одноклассниках искать знакомых.
Натыкаюсь на девочку, которая когда-то жила недалеко от нас.
Захожу к ней на странице и вижу всего одну единственную фотографию - Это класс, в котором училась Катя Бородина. В центре моя мама.
   А под фотографией надпись - Моя первая и самая любимая на всю жизнь Учительница.
   Сейчас этой ученице, Кате Бородиной, за семьдесят лет.

    Много пришлось пережить горя нашей маме.
Но любовь и доброту к людям она не утратила.
Говорила иногда нам с сестрой - Девчонки! У меня сердце, наверное, каменное. Столько я пережила за свою жизнь, а оно до сих пор не разорвалось.

    Мамочка! Дорогая и любимая наша мамочка.
Твой опыт очень часто помогал мне в жизни.
Старалась быть такой же сильной как ты.
    Я уже пережила тебя.
               Но ты нужна мне и теперь.

  На фото мама,ей здесь 62 года


Рецензии
Вера,спасибо за данный рассказ.Сразу видно что эта история тобой лично пережита. Успехов в личной жизни и творчестве.

Елисей Февральский   19.08.2022 21:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.