моя подруга к Варлааму решил с города

утечь

я прочитал
его писанье
и понял
надо от подруги
подальше
мне свой
мозгу несть...

------- ----------

Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам», что было редкостью в те времена. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского.
Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы[3]. После возвращения на Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря, в 1540 году Василий был переведён в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь[4].
Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста;рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне Сергия (Шелонина), его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).
Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Преподобный наложил на Василия необычную и неимоверно тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе, пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. При этом непогода буквально сопровождала Василия на протяжении всего его трёхлетнего покаянного плавания[5]. На третий год своих плаваний, находясь у переволоки на Святом Носу и видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама[6].
Вторично похоронив супругу, Василий принял постриг с именем Варлаам. Вероятно, постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году[7]. Варлаам не стал задерживаться в Печенгском монастыре. Как сообщает нам об этом канон, он пророчески предрекает преподобному Трифону о его братии: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери…». После этого, Варлаам вернулся на родину и поселился в устье реки Кереть, а спустя время перебрался подальше от обитаемых мест, на один из островов Чупской губы. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.
Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.

Несмотря на народное почитание преподобный Варлаам Керетский долго время не был официально канонизирован. Его местное почитание (одновременно и равночестно с Трифоном Печенегским) известное на Севере в середине XVII века, в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». Обстоятельство, что все поздние редакции жития святого Варлаама были написаны известными деятелями старообрядчества, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», не могло не добавить ещё более настороженного отношения священноначалия и к самому Варлааму Керетскому, и к сути совершенного им подвига.
Только лишь в 1903 году святой Варлаам «оказался» вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти[8].
До 1961 года мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).
В 2000 году на Терском берегу Белого моря, в историко-этнографическом комплексе «Тоня Тетрина» была возведена и освящена часовня Варлаама Керетского[1].
7 июня 2001 года в городе Кола в честь святого была освящена кладбищенская церковь, расположенная на месте бывшего Троицкого Усть-Кольского монастыря[9]. В 2002 году храм преподобного Варлаама Керетского построен в посёлке Чупа (сгорел в мае 2010 года). В 2014 году приходу в городе Островном присвоено наименование во имя преподобного Варлаама, тогда же возрождён поклонный крест в губе Лопское становище на Святом Носу на месте «чуда изгнания морских червей» (здесь же планируется возвести часовню).
28 января 2015 г. в посёлке Лоухи Костомукшской епархии Карельской митрополии были обретены мощи преподобного Варлаама Керетского. Чин обретения и Божественную литургию возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан.[10]


Рецензии