7. Раиса Максимовна Горбачева Титаренко

Раиса Максимовна Горбачева (Титаренко) – икона стиля, показавшая миру, что жены первых лиц СССР могут быть стройными и элегантными, непринужденно вести беседы и разбираться в правилах этикета. Она была олицетворением мечты простой советской женщины о счастливом замужестве, зарубежных поездках и светской жизни. Всегда рядом с мужем, помогавшая ему во всем. Девушка из низов, закончившая философский факультет МГУ, защитившая кандидатскую диссертацию и говорящая по-английски. Казалось бы, простой народ в СССР должен ей гордиться – вот у нас какая выдающаяся первая леди, не хуже ваших на Западе. Но ее полюбили на Западе и невзлюбили в своей стране. В чем же дело? Что скрывалось за этим ярким фасадом?

А скрывалась алчная выскочка, вышедшая из народа и наплевавшая на этот народ. Лицемерка, возглавлявшая различные фонды помощи, но не захотевшая повлиять на своего мужа, чтобы оказать эту помощь вовремя. Под руководством жены Михаила Сергеевича работал фонд помощи детям Чернобыля. После Чернобыльской катастрофы Горбачев настоял на проведении демонстрации в зараженном Киеве, а женушка, которая всегда была рядом, его не остановила. На демонстрацию вышли и дети. Радиационный фон на Крещатике 1 мая превышал норму более чем в сто раз и составлял 2,5 тысячи мкР/час (норма - 20 мкР/час). Из Киева вывезли 250 тысяч тонн зараженных листьев.

«В то время выехать из Киева было нереально. Вокзалы, аэропорты были забиты людьми, - вспоминает 53-летний киевлянин Алексей Яценко. - Я попытался отправить жену и 3-летнего сына на поезде. Это было ужасно… Киевский железнодорожный вокзал напоминал кадры из фильма о войне. Толпы разъяренных людей штурмовали вагоны, расталкивая друг друга, влезали в окна уже уходящего поезда. Не меньше народу было и в аэропортах».

Ее дорогие наряды, которые она меняла по нескольку раз в день, вызывали раздражение. В это время люди видели пустые полки в магазинах, стояли в очередях и отоваривали талоны. Например, в Мурманске она в один и тот же день появилась в двух разных костюмах. Что говорили о нарядной Горбачевой: «Для Парижа, наверное, это хорошо, но для Мурманска, где мясо и масло выдают лишь раз в месяц, это…».

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. «Она вела себя как Червонная королева из книги "Алиса в Стране чудес". Ей не понравился стул, на котором она сидела,— она щелкнула пальцами. Охранники из КГБ тут же подали ей другой. Я глазам своим не поверила. Я видела первых леди, принцесс, королев, но никогда не видела, чтобы кто-то из них вел себя подобным образом», - говорила о Раисе Горбачевой первая леди США Нэнси Рейган.  Дамочке не понравился стул, и она на глазах у изумленной публики приказывает его поменять.

Кандидатская диссертации супруги Горбачёва на соискание учёной степени кандидата философских наук, названная «Формирование новых черт быта колхозного крестьянства». Раиса Максимовна жалуется на то, что ей как социологу приходилось ходить по сёлам в резиновых сапогах, ибо тогда не было проложено дорог. Диссертацию Раиса Максимовна защитила в 1967 году. Её супруг был заведующим отделом организационно-партийной работы Ставропольского крайкома КПСС. А его жена ходила по весенней распутице пешком, передвигалась на попутных мотоциклах и телегах? А с приходом к власти Михаила Сергеевича дороги разве появились? Он ведь задолго до избрания генсеком отвечал за сельское хозяйство страны, но о дорогах не заботился. Наоборот, даже те, что были, при нём ремонтировать перестали.

Дороги не ремонтировались, зато дворцы строились. В сложный для страны финансово-экономический период чета Горбачёвых решила строить два дорогостоящих комплекса для своего отдыха: один в Форосе, другой рядом с Пицундой.
Строили с размахом. Отечественные материалы использовались только дорогостоящие и сделанные по спецзаказу. Трехэтажный дворец комплекса был облицован лучшими сортами отечественного мрамора. Крыша была покрыта специально изготовленной на военных заводах алюминиевой черепицей. Материалы для внутренней отделки дома были в основном из Италии и Германии.

Принимая летом 1988 года дачу в Форосе, Раиса Максимовна осталась недовольна галькой на пляже — не обкатанная. Как только Горбачёвы на пару суток отбыли из Фороса в Москву, строители из «Черноморгидростроя» завезли несколько барж другой гальки.
В ходе строительства Раиса Максимовна неоднократно наведывалась в Форос, заставляя переделывать уже построенные части дворца, не обращая внимания на материальные затраты, которые сопровождали эти переделки.

«Скромной» Раисе Титаренко, вышедшей из народа, не могли угодить многие повара, горничные, уборщицы, которых на даче Горбачева меняли бессчетное количество раз еще до избрания его генсеком. Оклады для обслуги установили на уровне академиков. Оставалась только одна трудность. Раиса Максимовна старалась подбирать в прислуги не самых симпатичных и молодых девчат, видимо имея для этого какие-то основания.

Косноязычный Михаил Горбачев с его «нАчать», «углУбить», «отсортИровать», «усугУбить», «диАлог», «мЫшление», раздражал народ. А его жену, которая всегда лезла впереди мужа и ни на шаг от себя не отпускала, ее менторский тон, желание всех поучать вкупе с дорогими нарядами привел к тому, что ее стали ненавидеть.

В то время в народе ходил вот такой анекдот -               
Заходит Горбачев в баню.
Все дружно начинают коситься на дверь и загораживаться шайками.
— Да вы что, мужики?
— А вы разве без Раисы Максимовны?

На званом обеде, когда роль хозяйки выполняла супруга Рейгана, Раиса Горбачева оказалась в центре внимания. По словам присутствовавших, она подбрасывала новые темы для обсуждения, участвовала в беседах, которые велись на разных концах стола, не ограничиваясь, как делают в таких случаях большинство жен других глав государств, легкой болтовней с Нэнси о домашнем хозяйстве и подобных безобидных пустяках. Под конец вечера, когда чета Горбачевых уже уехала, Рейган не выдержала и спросила: «Да кем вообще возомнила себя эта дама?»

И еще один интересный факт, который характеризует эту семейку. У Раисы Максимовны  был родной брат Евгений, талантливый писатель, который страдал алкоголизмом. И родная сестра запирает его в психушку в Орловку в Воронежской области, ни разу его там не навестила и к нему никого не пускали. Неухоженная палата на несколько человек. У нее не оказалось денег, чтобы устроить родного брата поприличнее? Или ее благотворительность на брата не распространялась?

Вот что писала бывшая жена Евгения. -  «Нам с дочерью запретили там показываться, - призналась «АиФ» Зоя Мисостовна Габоева по телефону. - После того как Евгения забрали в больницу, я приехала к нему - привезла продукты. Пришлось ждать часа четыре, прежде чем меня к нему пустили. Он плакал, просил приехать и на следующий день. Но, когда я вышла, меня встретил какой-то мужчина и сказал: «Чтобы вашей ноги здесь больше не было!"   Нас, как могли, выживали из Воронежа. Однажды устроили обыск, угрожали положить дочь в психбольницу в Орловке. Мы отстранены от Евгения его родственниками. А ведь Ира - единственная дочь, они друг друга очень любили. Нужно вырвать его из Орловки и устроить в московскую больницу, но денег на это у нас нет". У бывшей жены Евгения денег нет. Зато у четы Горбачевых их полно.

Все кардинально изменилось летом 1999 года, когда в СМИ просочилась информация о том, что у Раисы Горбачевой обнаружили лейкоз. Она находилась на лечении в немецком Мюнстере. В больницу начали приходить письма с пожеланиями скорейшего выздоровления.

20 сентября 1999 года Раисы Горбачевой не стало. Ее похоронили как государственного деятеля. На траурную церемонию приехали занимавший тогда пост премьер-министра страны Владимир Путин, Наина Ельцина, бывший канцлер Германии Гельмут Коль, бывший премьер-министр России Евгений Примаков, другие известные политики и общественные деятели. По просьбе мужа Раисы Горбачевой дорожку к ее могиле на Новодевичьем кладбище выстлали живыми цветами.

Кто-то плакал, а кто-то говорил: «Ее Бог наказал».


Рецензии
Да, что называется - из грязи в князи. Так часто происходит, когда посредственный человек из ничего становится всем. А тут еще окружение старается - возвеличивает лестью и похвалой. Увы, супруг её вообще развалил страну, так что они- два сапога пара, по-хорошему обоих нужно судить за развал станы, измену и предательство. А им наоборот фонд создали, жили в своё удовольствие. Зла не хватает. Это все потому что сейчас всем все равно. Каждый думает теперь только о себе. Капитализм называется!

Александр Жданов 2   10.06.2021 18:40     Заявить о нарушении