Письмо 18. Суд присяжных в Америке

                Александр  Голубов

                Суд присяжных в Америке

                Monday, June 15, 2020 11:19 AM

На днях мне опять пришла повестка, участвовать в суде в составе жюри присяжных.  Это не только право, но и обязанность здесь для всех!  Чтобы отказаться, например, по медицинским основаниям, надо представить справку от врача и так далее...
У меня никаких оснований для отказа нет, поэтому придётся опять участвовать во всей этой процедуре отбора с самого начала и надеяться, что жребий не падёт на меня.
Ибо в этот раз, всё это для меня не так интересно, как было в прошлый раз, когда всё это было для меня внове...


Sent: Thursday, March 16, 2017 9:13 AM
Subject: Ребята, хочется рассказать вам...
 
Ребята, хочется рассказать вам о своём опыте участия в местном суде.
Но, начну я издалека.  Помню, как мы однажды поехали с моим другом-немцем в соседнее село за 130 км от Термополиса, в краеведческом музее которого была лекция об истории края.  Было интересно, нашлись даже живые свидетели и участники событий давно минувших дней, которые дополнили лекцию многими подробностями.
И вот, по окончании лекции, проходя через холл, заполненный местными людьми и выйдя на воздух, я сказал немцу, который, как и я недавно переехал в Термополис: -"Мы с тобой уже никогда не станем такими людьми, как эти местные люди!..." 

Я им по-хорошему завидовал.  Прожить всю жизнь в тесном контакте, ладу с природой, на краю цивилизации, без всяких революций и прочих социальных пертурбаций, сопутствующих этим революциям, это здорово выделяет этих людей из толпы "перекати-поле", каким чувствовал себя я и к которым я относил всех остальных, не местных. 

Было это более пяти лет назад.  За прошедшее с тех пор время я не намного сблизился с местными просто потому, что уже почти не участвую в жизни вообще. 

И вот мне выпал случай участвовать в работе жюри местного суда в течение четырёх дней.
Для меня это был драгоценный опыт, поскольку я его могу сравнить со своим участием в суде пару раз ещё в Союзе, правда, в качестве ответчика: в деле по выселению меня из старой квартиры в доме, подлежащем слому, без предоставления другой площади и в деле по опекунству.  Под конец участия в первом процессе у меня стали трястись руки, когда я увидел всю глубину махинаций со стороны властей и суда с тем, чтобы не дать мне никакого жилья и просто выселить из Москвы, когда я поступил в институт и бросил свою работу.
В деле оказались подложные, фиктивные документы и, наоборот, удалены мои документы, подтверждающие мою версию событий.
Да, что говорить, помню, закрывая первое заседание, судья сказала, если Вы предоставите ту пару справок, на которые Вы ссылаетесь и которые я запросила, то мы закроем дело, ибо иск к вам незаконный... 

А было уже постановление районного прокурора - подлежит выселению только с предоставлением другой площади! 
А вместо моих счетов за оплату квартиры, которые у меня потребовали предъявить в суде, но не приобщили к делу, в деле оказались фиктивные счета, выписанные новым (нынешним) комендантом рабочего общежития, в котором я когда-то проживал до получения этой крохотной квартирки. 
По которым оказывалось, что я платил за общежитие, а не за квартиру, как было на самом деле...
Через две недели, за день до следующего заседания я зашёл к судье, чтобы убедиться, что дело закрыто и не надо являться на следующее заседание, ибо справки я предоставил заранее.  Но она меня огорошила: -"Нет, мы попробуем Вас выселить по другой статье!..."
Я возмутился и потребовал показать мне эту статью.  Стал читать её, в ней речь шла о частных отношениях наймодателя и нанимателя.  Я сказал судье: послушайте, эта статья никак ко мне не относится.  На что она мне ответила и я запомнил её слова дословно на всю оставшуюся жизнь: -"А мы попробовали одних выселить по этой статье и у нас это дело прошло!..."
Вот, каким языком выражалась "судья", которая стала председателем районного суда г. Москвы, как я узнал через год после выселения меня из квартиры в рабочее общежитие, когда я зашёл к ней за какой-то справкой из моего дела, поскольку мне отказывались предоставить место в общежитии...


Адвокат-еврей, которому я рассказал свою историю, сказал, что мне надо было иметь адвоката с самого начала, тогда бы суд не посмел вынести такое решение.  Я обжаловал решение в городском суде с участием этого адвоката.  Вот, тогда-то мне и удалось получить на руки своё дело в районном суде и увидеть воочию на что способны судьи.  Городской суд оставил решение районного суда в силе на основании тех самых подложных, фиктивных документов, которые были в деле.  Я разговаривал с судьёй после суда и она ссылалась именно на эти документы, ибо по ним всё было гладко на бумаге... 

Адвокат убеждал меня не бросать дело и идти в высшие инстанции, вплоть до Верховного суда.  Но мне светила летняя практика в Находке на строительстве порта Восточный, а для продолжения дела мне надо было остаться в Москве на лето и я решил бросить дело.
На что адвокат вспылил и резко сказал мне: -"Дурак!  Люди тратят всю свою жизнь, чтобы получить квартиру в Москве, а ты отказываешься от неё!"  Но у меня уже начинали трястись руки, когда речь заходила о моём деле, я почувствовал, что мне надо стать сутягой, чтобы доказать свою правоту в судебных инстанциях и я махнул на всё это рукой. 

О чём, кстати, никогда не пожалел.  Эти воспоминания, впечатления на берегу Тихого океана остались для меня одними из самых ценных!  Мне довелось поработать в море сварщиком по тридцать с лишним часов подряд в бешеном темпе, чтобы успеть замкнуть оболочку из стальных свай для опоры пирса-причала с тем, чтобы море не разметало эти сваи в очередном шторме.  Я заработал кучу денег, но не о них речь, а о том, что мне довелось испытать в экстремальных условиях и выдержать всё это с честью!
Скоро уже, ребяты, все ваши квартиры, за которые вы так держитесь, сильно потеряют в цене!  А я за них никогда не держался и без всякого сожаления оставил свою комнату в коммунальной квартире в Москве, которую мне удалось получить через несколько лет после окончания института по месту своей работы, на радость соседям, когда пришло время.  И был вознаграждён за это в своей жизни сполна!...


Не знаю, как вернуться к описанию моего опыта в суде здесь, в глубинке Америки.  Не знаю потому, что уж слишком велика разница, просто небо и земля!  В некоторой степени, просто жаль разочаровывать вас, отнимать у вас последние иллюзии.

Мне не пришлось являться в суд по первому вызову с месяц назад, ибо меня уведомили, что дело было улажено до суда.  Но вскоре я получил ещё один вызов и на этот раз пришлось исполнять свой долг.
Явилось нас таких человек 70.  Из которых на первом заседании по жребию выбрали 31, в число которых попал я и мой хороший знакомый.  После этого нам разъяснили суть дела, рассмотрение которого должно было занять 5 дней, предупредили, что в деле замешан алкоголь и стали задавать общие вопросы нам и объяснять процедуру.
Некоторые из выбранных попросили самоотвод по различным причинам.  Так, например, у одного разбилась насмерть семья в аварии из-за пьяного водителя и он сказал, что он не сможет оставаться безпристрастным при рассмотрении дела, в котором замешан алкоголь и его просьбу удовлетворили.
У некоторых оказались личные причины, о которых они затруднялись объявить во всеуслышание и их пригласили в отдельную комнату, где судья, прокурор и адвокат защиты выслушали их и нашли их просьбы удовлетворительными.  Таких оказалось человек десять, на место которых выбрали опять по жребию других из числа тех, кто не попал в первый список.  По мере разъяснения процедуры и общих вопросов к заседателям (нам), опять нашлось несколько человек, попросивших самоотвод, просьба которых была удовлетворена и на их место отобраны другие, опять же, по жребию!

После этого стороны (защита и прокурор) приступили к отбору окончательного состава жюри из 13 человек (один - запасной), по очереди тайно выбирая свои кандидатуры из предварительного списка.

В окончательном списке, оглашённом после процедуры отбора, я оказался вторым, то есть, кто-то из сторон выбрал меня первым, что меня удивило, но потом я подумал, что это, наверное, из-за моего образования и профессии, которые мне пришлось указывать при заполнении первоначальной анкеты.  Мой знакомый в окончательный список жюри не попал, хотя он надеялся подзаработать на этом деле.  Оказывается, за это платят, кажется, по $60 в день помимо сохранения зарплаты по месту работы.

После этого, всех, не попавших в состав, объявили свободными и приступили к делу.  Обе стороны успели изложить дело ещё до обеда, а после обеда приступили к опросу свидетелей, который и продолжается уже три дня...


Суть дела банальна, проста и сложна одновременно.  Парень, лет тридцати, с женой и друзьями (другой парой) решили отметить его день рождения и поехали в соседний город, где поужинали в ресторане, затем поехали поиграть в боулинг, затем обошли два или три бара.  Везде они употребляли алкоголь и в последнем баре именинник заболтался с посторонней бабой, к чему жена, естественно, приревновала.  Решили ехать домой, уже в третьем часу ночи.  Всю дорогу они ругались между собой и ссора продолжалась после того, как они приехали к друзьям, у которых они оставили свою машину.  После чего друзья пошли к себе в дом, а всё ещё ссорившаяся пара осталась у своей машины.  Ещё через несколько минут жена оказалась под машиной, задавленная насмерть...

Версий, как водится, две.  По одной, прокурор во всём обвиняет парня, а по другой, адвокат старается его выгородить...


На четвёртый день, после заслушивания пары оставшихся косвенных свидетелей, имевших какое-то отношение к делу и заключительных речей прокурора и адвоката, нам хватило двух с небольшим часов совместного обсуждения, чтобы вынести единогласный вердикт - виновен!
Для этого нас поместили в закрытом помещении, из которого мы не могли выйти до принятия решения, сколько бы ни продолжался этот процесс.  Правда, разрешили выходить на перекур под присмотром сопровождающего, чтобы никто не мог на нас повлиять.  Была обеспечена еда и питьё.  Нам также были предоставлены все документы, имеющие отношение к делу, такие, как фотоматериалы, акты освидетельствования  и так далее.
После вынесения своего вердикта нас пригласили в судебный зал, где в присутствии всего честнОго народа мы во всеуслышание подтвердили своё решение, каждый в отдельности.  После чего нас освободили от обязанностей и мы покинули зал, где судья должен был определить меру наказания и вынести приговор.


На мой взгляд, весь процесс прошёл без сучка и задоринки, комар носа не подточит.  Уж насколько я стал подозрительным к концу своей жизни, просто фома неверующий, но и у меня не нашлось ни единой претензии, ни единого упрёка к кому-бы то ни было.
На мой взгляд, парню совсем не стоило разоряться на адвоката и даже стоило отказаться от адвоката, которого обеспечивают тому, кто не может себе его позволить, а просто признать свою вину и помогать следствию и суду установить истину.
Ибо это было то, что не раз подчёркивалось в речи прокурора (!), который допускал возможность, что подсудимый вполне может оказаться невиновным, даже несмотря на употребление алкоголя, которого у него было в три раза больше допустимого лимита; но, что главное для суда это установить истину - как потерпевшая оказалась под машиной.

Все мы тоже были заинтересованы в установлении истины и только истины.  Парень-подсудимый, кстати, прослезился во время прослушивания в ходе заседания плёнки с записью его интервью полицейскому с места события по горячим следам.  Случай произошёл около года назад...   


А уж сколько усилий было приложено со всех сторон, чтобы спасти молодую женщину, вернуть её к жизни заслуживает отдельного разговора.
На место подобного происшествия обычно прибывает кроме полицейских, ещё и пожарная команда и медпомощь.  Полицейская машина оказалась на месте в течение 2-3-х минут после звонка 911, ещё через 5-7 минут прибыла пожарная команда со всеми приспособлениями для всех возможных экстремальных ситуаций и сотрудниками, кстати, добровольцами, прошедшими всяческие курсы по действию в экстремальных ситуациях.  Ещё через минуту прибыла скорая помощь...
Заметьте, всё это в заурядном городишке с тремя тысячами населения!
Когда в местном госпитале добились возобновления работы сердца через 27 минут после происшествия, её на вертолёте переправили в крупнейший город Вайоминга - Каспер, где поддерживали её жизнь в безнадёжном, безсознательном состоянии ещё три недели, пока родственники не согласились на отключение аппарата искусственного дыхания потому, что мозг её был мёртв уже на месте происшествия...


Состав жюри был подобран тоже оптимально.  Из 13-ти человек - пять женщин среднего возраста, два молодых парня, два зрелого возраста и четверо старше 65-ти лет и моложе 72-х, максимального возраста для участия в жюри.


На мой взгляд, страна с такой действующей судебной системой, машиной правосудия, вполне жизнеспособна, что бы про неё ни говорили злопыхатели.  Я в этом убеждаюсь собственными глазами.
О том, какая судебная система у вас - не мне судить.  Но, мне кажется, она не стала лучше со времён моего опыта общения с нею, а, скорее, стала хуже.

Дело это ваше.  Говорят, каждый народ заслуживает такого правительства, какое он имеет.  И мне трудно не согласиться с этим.  Я своё место в мире нашёл...


Я не перестаю втайне удивляться и завидовать отношению американцев к закону.  Для меня это стало настоящим откровением здесь, в Америке.  Для них закон (Law) есть всё!  И если вдуматься, то только исполнение закона обеспечивает порядок в современном, да и в любом обществе.  А никакая ни "свобода" (анархия или управляемый хаос), которая нынче называется демократией!

А если ещё вспомнить девиз фашизма: Закон и Порядок, для всех!  То можно далеко зайти в своих разсуждениях...


Рецензии