Нейджи-тойн ойрат, распространитель буддизма

Буддизм привлекал к себе симпатии многих народов. Ведь это была особая религия, которая учила людей опираться только на свои внутренние силы. Известный российский ученый-востоковед XX века С. Ф. Ольденбург писал: «Буддизм привлекал больше всего тем, что учил любить людей и помогать им, не думая о себе, учил не бояться смерти, и это особенно важно, так как страх смерти не дает человеку спокойно жить; и еще, что не менее важно, буддизм учил человека всегда помнить, что он отвечает за свои поступки и даже за свои помыслы и что только тот, кто твердо сознает эту ответственность и понимает ее, живет настоящей, хорошей жизнью».
В XIV—XVI веках все чаще стали приходить к ойратам миссионеры-проповедники из далекой страны «ста золотых куполов» — «Алтн Зуун Деевр» (Тибета). Они рассказывали о Тибете и о буддизме, лечили людей и молились за их процветание и благополучие.
В 1604 г. один из ойратских князей Тэнес-Мерген-тэмэнэ пригласил крупного буддийского миссионера и официального представителя Далай-ламы IV Нейджи-тойна (Цаган-Номин-хана), для того, чтобы он «открыл ойратам путь в Тибет и... распространил лучи солнца в мрачном небе».
Мирское имя Нейджи-тойна было Абида. Нейджи (Охранитель, покровитель, друг) его прозвали за то, что он с детства был очень милосердным и человеколюбивым, очень жалел все страдающие живые существа; больным, несчастным и нищим отдавал, не скупясь, все, что имел. Грубых и лживых слов он избегал, а говорил только правду.
Нейджи-тойн был сыном одного из самых сильных ойратских князей торгутовского Мерген-Тэбэнэ, имевшего 10 тысяч воинов-всадников. Абида родился в 1586 г. Наследник своего отца, он вел обычную светскую жизнь, был женат, у него рос сын. Но все переменилось, когда однажды на охоте его стрела поразила лань. В этот момент родился маленький олененок, и смертельно раненная мать стала его вылизывать. Молодой хан с состраданием воспринял чужую боль, бросил свой лук на землю и поклялся уйти в монахи.
Отцу своему он сказал: «О, великий нойон, соизволь выслушать меня, несчастного: я хочу стать буддийским монахом». Отец ответил: «Что ты говоришь! Если ты станешь монахом, мы, твои отец и мать, на кого будем полагаться в старости? Мы оба уже старые, кто же будет за нами заботливо ухаживать? Кого мы сделаем хозяином столь многих наших подданных?». Отец строго-настрого запретил сыну покидать мирскую жизнь и даже приставил к нему стражу.
Однажды Абида сидел около юрты и читал религиозную книгу. Книги тогда были не такие как сегодня, а представляли собой бумажные прямоугольники, не скрепленные между собой. На них методом ксилографии воспроизводился текст. Прочитанные листки перекладывали под низ стопки, чтобы не перепутать страницы. Именно такую книгу и читал Абида. Вдруг сильный ветер вырвал у него из рук один лист. Молодой хан погнался за ним и уже не вернулся домой. Чтобы его не узнали, он переоделся в платье простолюдина и отправился в далекий Тибет.
Нейджи-тойн изучал учение Будды в монастырях Тибета и был направлен для проповедей в Монголию. С 1604 г. он начал распространять буддизм школы «Гелугпа» среди монголов. Особенно успешно это удалось в восточной части Монголии, когда благодаря ему, а также его ученикам, учение школы «Гелугпа» прочно укрепилось на этих землях.
Нейджи-тойн много странствовал, неся монголам и ойратам свет буддийской религии. В Халха-Монголии он посетил Сецен-хана, Тушету-хана и Засакту-хана, побывал в Куконоре и Китае, где встретился с китайским императором. В странствиях, из аймака в аймак, из улуса в улус, Нейджи-тойна сопровождали верные ученики и последователи. Они несли за ним книги и священные предметы, юрты и утварь. В благоприятных местах ученики по совету Нейджи-тойна насыпали пирамиды из камней, обозначая места, где можно строить монастыри.
Как проповедник Нейджи-тойн был настолько популярен, что еще при его жизни появились сочинения, посвященные ему, о нем бытовало много устных преданий.
Глава всеойратского чуулгана хошутский Байбагас-хан, настолько проникся проповедями  Нейджи-тойна о материальном и духовном мире, о бренности, иллюзорности и тленности всего сущего, что сам захотел стать буддийским монахом и решил принять духовное звание. Но другие ойратские нойоны сказали ему: «Заслуги многих перевешивают заслуги одного, лучше мы отправим по одному сыну на обучение в Тибет, и пусть они станут учеными-монахами и понесут дальше Свет Истинной Веры».
В 1615 г. по примеру хана Байбагаса, поддержанного представителем Далай-ламы IV, для придания большего авторитета буддийскому Учению все ойратские владетельные князья приняли решение посвятить в монахи по одному из своих сыновей. Так, первыми монахами буддийского духовенства из среды аристократов в Джунгарии стали сыновья дербетского нойона Далай-тайши, цоросского Хара-Хулы, торгоутского Хо-Урлюка, хошутских нойонов Байбагаса, Кундулен-Убаши, Цохора и др. Всего 33 ойратских князя отправили своих сыновей для обучения и принятия духовного звания в Тибет.
Ввиду того, что у самого Байбагаса в это время не было своих сыновей, он усыновил и отправил на учебу в Тибет сына хошутского нойона Бааба-хана, впоследствии ставшего знаменитым Зая-Пандитой. Он оказал огромное влияние на развитие политической, религиозной и культурной истории ойратов.
Так, благодаря воле ойратских нойонов и деятельности ойратских просветителей, буддизм широко распространился среди монгольских племен и стал их религией.

ПРИМЕЧАНИЯ:
Ксилография — метод печатания книг в средневековье. На деревянной или медной доске в зеркальном изображении вырезался текст, а потом с дощечки делалось необходимое количество оттисков на бумагу.

Чуулган — съезд представителей всех ойратских племен. Собирался для принятия наиболее важных решений, касавшихся всех ойратов.


Рецензии