Старики

СТАРИКИ.

Варвара Петровна пожилая, но не старая еще женщина. В смысле старости, так это о состоянии души, а не тела и прожитых лет. О возрасте женского пола не положено, и я не буду. Сама говорит , что к семидесяти. Проговорился, что - ли ? Ну и ладно, чего уж. Всю свою жизнь проработала она дояркой, да еще и в то время, когда о доильных машинах знать не знали, а по телеку не показывали,  чтобы не нервировать трудовое население передовой советской страны картинами жизни загнивающего и бьющегося в агонии капиталистического мира советских тружеников. Она, Варвара, привыкла с детских лет пахать, пардон , трудиться на благо своей родины и сыновей, которых у нее было двое, да трех приемных пацанов и девки. Вообще жила так, как миллионы жили. Дети выросли, разлетелись, муж, отец приемных детей, был рядом. Сошлись они лет двадцать назад ,да так и дожили до того момента, когда старики являются самой надежной опорой друг - другу. А куда уже теперича скакать, хоть и не пушистые оба, да привыкли, да и на сторону поздно прищуриваться. Сколько себя помнила Варвара, всегда во дворе что - то мычало, хрюкало, кудахтало. Ну а как иначе - то? Иногда зарплаты только и хватало, что до следующей, да и то впритык. Дети лопают, за ушами потрескивает, муж с работы всегда домой кушать идет, да и сама нет - нет , да и проголодается почему - то. В магазине разве накупишься? Хоть цены и не как нынче, дешево все, но и в кассе выдают не мешками, как раз по объёму гаманка, кошелька, то - есть. Но ведь жить - то хочется не только как все, но и лучше. Вот и помогает собственное мычащее, хрюкающее и кудахтающее. Ну еще и кролики, за которыми сначала дети и муж присматривали , потом только муж, а сейчас некому стало, вот и кроликов не стало. Неее, муж живой, слава Богу, но кролики перевелись. Так к чему это я? Ах, да, к Варваре же свет Петровне. О возрасте ее начал, да заврался о хозяйстве, или нет, не совсем заврался, так, слегка только. Ну не суть. Значит и старенькая вроде она, а все еще хочется молодой выглядеть, а значит хоть и на пенсии, а хозяйство свое и молодит, за ним же уход нужон. А дедку ее тоже работа находится. Ну корма , само собой, испокон мужское дело. Почистить там, навоз убрать, ну и по мелочам. Обоим дело есть, которым разбавляют время бесед и споров о ценности каждого в прошлой и настоящей жизни семьи. Худо - бедно, а пятеро из под крыла выпорхнули, на крыло стали и были таковы. У самих теперь время накопления материала о качестве своем на будущее, своих под крыльями пестуют. Правда, приезжают часто, то там подправить, то здесь почистить, да в сумки сложив, увезти, с глаз долой.Но и сама пока , покряхтывая, не оставляет забот во дворе. По - соседски иногда подглядываю, благо сейчас она не видит почти совсем, поэтому пока сам не позову, она в свободном полете, делает все с чувством, с толком, с расстановкой, не видят же.
.     Тока петух прокукарекал, появляется Варвара во дворе. Глянула в небо, по сторонам, ни хрена не видно, так , силуэты. Подошла к колонке, которую уж давно поставила администрация завода, где сын старший работал, да погиб там же. Плита бетонная упала, и в гроб вогнала бедолагу. Тогда и слепнуть после инсульта стала, не выдержал организм весточки такой, так и повалил где стояла, только охнула.Петрович, муж, но по документам сожитель, сам не так уж крепок, хоть и хорохорится, а все ж смог вызвать кого надо, и во время. Откачали болезную, но не без подарка в виде начинающейся слепоты и слабости в ногах. К этому времени совсем плохо с глазами. Но двор свой, родной, ведь давно здесь живет, обвыклась. За воротами проблемы начинаются, а туточки ориентируется и без глаз, наощупь, на запах.Умылась, значит, включив крантик, утерлась полотенцем с плеча, вдохнула побольше воздуха, и улыбнулась. Живааа! Вон там слышит Майку, корову, что - то жующую, которая мукнула коротко, поприветствовала, и , некогда ей, молочко готовить надо в вымени, скоро добрые руки придут за сиськи дергать, облегчать набрякшее вместилище. Повизгивание из катуха. То сало похрюкивает, жрать требует. Яйцо в гнездо пало и орет благим матом :" Куда - тах -тах, кудый - то я?". А сзади крадуещиеся шажочки, надо срочно обернуться, можно не успеть. Не успела.Стоя на четвереньках, упрекает Варвара : " Да зараза ж такая! Я тебя, сволота, кормлю, пою, даже не дою, а ты!".
Коза, будто не боднула под зад и не поставила на колени бедную бабу, мекает доброжелательно и лижет лицо поверженной. Ну поздоровалась так. По - другому не умеет с тех пор, как перестала Петровна даже вблизи ее замечать. А орать коза не привыкла, не солидно это - орать.Варвара и сама смеется, хоть и больно заду и коленям.Уже ласково гладя и приговаривая : " Ну че ты , дура набитая, больно же мне. Ладно, иди, скоро дам че ни то". Коза поняла, почапала объедать сирень, густо разросшуюся по над забором. Поднимается с колен, открывает кран, полощет ушибленные ладони, шепчет : " Вот же гадость какая, каждый день одинаково, а не привыкну".
.     -" Коль, Колька - кричит она, обернувшись к  дверям веранды - где ты там? Свинья кричит - надрывается, пойло давай!"
.     Колька, ровесник Варьки, выходит из сеней, потягивается, подходит к колонке.
.    -" Не сдохнет твоя свинья. Там у нее опять полное корыто".
.    -" Где полное? Не слышишь, что - ли? Вона гукает!
.    -" Не слышу чего - то - умываясь бормочет Петрович - понасыпает полные корыта. Оно киснет там уже три дня, а она досыпает и досыпает. Кормов не напасёшься на нее, пять свиней этим кормом откормить, по центнеру каждая, можно. Хорошо хоть куры да Манька подбирают за ней".
.   Умывшись, идет к катуху.Открывает крышку корыта , заглядывает:
.   -" Ну! О чем и говорю. Полно, прокисло все, а ей сыпь , да сыпь. Ууу, зараза!"
.   Замахивается на любопытно дергающую широким пятаком свинью:
.    -" Это ж какая ты до Нового года вымахаешь, если уже сейчас резать можно? А куда тебя резать? Пока не нужна. Дааа! Или зарезать, что - ли? Зарежешь, а не продашь толком, кому она помногу летом нужна. Ууу, зараза".
      Берет тяпку, вываливает из корыта дробленку, разбавленную водой, с кислым, пряным запахом, затем совковой лопатой цепляет и разбрасывает по сторонам остатки щедрого кормления Хавроньи. Возвращается в дом и выносит в ведре новую порцию корма.
.    -" Иди, корми свою проглотидку"- кричит.
Варвара Петровна хватает радостно ведро и чапает, тяжело передвигая ревматическими ногами к той, которая по словам дочери воняет, и в ответ получившая " потом пахнуть будет". Вываливает ,с облегчением от своего беспокойства , пойло, и тут же принимается беспокоиться за корову.
.   -" Солнце уже вона где, а корова мычит недоена.Щас, иду".
. Корова, жующая до этого молча, подаёт голос.
.   -" Иду, иду - нарочито озабоченно - потерпеть не может".
 Корова может, но молчит об этом. Подоив и отвязав Майку, хозяйка палочкой, которая всегда стоит на своем привычном месте, выгоняет кормилицу за ворота. Корова не в стаде оттого, что встречать вечером из стада ее некому. Сама прийдет, напасшись где - нито. С ведром , наполовину с молоком, идет доярка в дом. Ориентиром ей служат тени и силуэты окружающих предметов. В комнате, одновременно являющейся кухней, с печью, столовой со столом и стульями и спальней хозяина, она находит банку трехлитровую, цедилок, и бережно переливает, процеживая, молоко из ведра в банку. Это потруднее будет, так как краев банки она не видит. Но Петрович начеку, бдит за расточительной хозяйкой, нередко поливающей молоком стол, а с него и пол, на котором облизываясь сидит вечно беременная кошка. На этот раз кошке придётся ждать тщетно, потому что хозяин заранее просит:
.   -" Стоп, хорош, тетеря слепая. На стол льешь" - хотя до этого еще есть сотая доля секунды.
 Ведро вовремя наклоняется в нужном направлении и струя молока останавливает свой полет в банку. Старый хватает банку, полную молока ,и уносит в холодильник, от греха подальше.
.   -" Все, управились - говорит он, закрывая дверцу холодильника - отдыхай, старая".
 Но старая возмущенно кричит:
.   -" А куры?"
.   -" Да куды ж курям - то? Прорва они, что- ль?Совсем баба сдурела, ворон кормить собралась!"
 Вороны, конечно, плевать хотели на их корма, но голуби в этот двор дорогу знали и не облетали его. Варвара выходила  в сени, где в углу стояли двухсотлитровые бочки с зерном, набирала в рядышком стоящее ведро пшеницы, и, не слушая воплей возмущенного мужика , выходила снова во двор.
.    -" Тип - тип, тип - звала она- типа - типа, типа".
 Куры заинтересованно поднимали головы от земли, с которой гребли и склевывали прокисший свиной корм, и бежали на перегонки на крик.
. Петровна широкими взмахами руки  разбрасывала зерно, переворачивала ведро  опустевшим  дном вверх  и прислушивалась к гомону под ногами.
.   -" Ага - говорила она - жрут, гады такие".
 Успокоенная, она шла в дом. Петровичи еще побродили из угла в угол, пытаясь найти себе занятие, но... Он улегся на кухне, она пошла на диван в зале. Некоторое время стояла тишина, нарушаемая звуками двора. То коза, обидевшись на задиру петуха, угрожающе бекнет, то пес, прибежавший с гулек, взлает из под стожка сена, где всегда прячется от жары, то проедет соседский трактор. Через время:
.   -" Коль!Колька! - из соседней комнаты.
.   -" Ну?"
.   -" Как думаешь, наши седни приедут?"
.   -" Кто его знает. А седни какой день - то?"
.   -" А какой?"
.   -" Тьфу ты, дура баба. Я у ней спрашиваю, а она у меня. Вчера что у нас было? Тэк - тэк - тэк, ага, пятница была. Так сейчас суббота, значит? Значит, суббота. Ага! Так, а че? Могут и приехать. Вполне могут, ешки - поварешки! А что? Вполне. Выходной же у них там. Это не у нас, без выходных. У них район, цивилизация, да. А что? Могут."
.     В соседней комнате  завозились, диван заскрипел старыми, ровесниками их детей, пружинами, затопало.Варвара вышла:
.   -" Пойду, гляну".
.   - Чего глядеть - то ? Приедут услышим".
 А сам тоже уже подхватился, заспешил. Чуть не бегом вылетели на улицу, и к воротам.За калиткой уселись на лавочке рядком, он закурил, она нюхала дым. Через пол часа сидения молча поднялись, вернулись в дом, улеглись там, где всегда ложились днем, он в кухне, она на диван. Ночью супружества не нарушали, оба спали в одной кровати в зале. Сейчас она застелена и пугает горой подушек на ней. За жизнь накопилось богатство, подушки девать некуда. Уснули.Проснулись от зова дочери:
.   -" Маам, папа!? Спите, что - ли? Ау!"
 Подхватились:
.   -" Ах ты, Господи! Проспали все на свете! Тай Божечки мои, доча, сынок! Они приехали, а мы дрыхнем без задних ног! Колька, батька!"
 А батька что? Он уже с зятьком за руку здоровается, суетится. Обнимашки, сто лет не видемшись. Наконец, присели возле стола. Дочь чайник на газ отнесла, чашки расставляет, без чаепития как же? Мать семенит следом, больше мешает, а то и чашку разлупит, всплеснув удивленно рукой, которой чашку на стол мостила.Дед вскрикивал:
.   -" Тьфу, баба криворучка, всю посуду поколотила. Зрячая колотила, а сейчас и подавно.
. И давится вдруг словом, поняв, что опять старую обидел. Вот напасть, надо быстренько исправлять:
.   -" Та и хрен с ней, с чашкой! Я те Варька красивее еще куплю, а эта уже и так сама  скоро лопнула бы. Вот!"
. Жена смотрела на него слепо, вздыхала, и смирилась:
.    -" Та че уж тут, слепота и есть слепота. Не оправдывайся , старый , не за что".
 Старый вздыхал, а дочь, чтобы разрядить обстановку, смеялась:
.     -" Да мам, думаешь я лучше? Вадька, сколь я чашек побила?"
 Зять смеется:
.   - " Да уж поколотила, некоторые до сих пор моя спина помнит".
. Все хохочут, держась за бока, дед похрюкивая, а остальные от его хрюканья смеются до колик в животе. Так и проходит чаепитие. Затем все становятся серьезными, говорят дети о работе, о хулиганистых детях, внуках стариков, о затеянном сдуру ремонте квартиры, о желании купить машину, да кроме как на запорожец, да и то с рук, пока не накопили. Старики ввертывают рассказы о корове, сволочной козе, о Шарике, который даже жрать домой приходит, как партизан, тайком, и снова где - то его носит.Напившись чаю, выходят во двор, делают ревизию в сараюшке, собирают накопившиеся за неделю яйца в курятнике, побегают от сволочной козы, Шарика покажут старикам, со словами:
.   -" Так вот же он, гуляка".
Делать то и нечего, старики сами со всем своим хозяйством справились. Но на молодежь жалость нападает, кусает, требует.
.     -" Мам, пап - начинает не в первый раз дочка"- ну не хорошо это. Вы тут одни корячитесь, со скотиной своей, мы там, не спим ночами, думаем, что здесь у вас и как.Думайте, давайте. На задаток за квартиру двухкомнатную у нас есть, правда, Вадь? Хоть сегодня можем вас перевезти. Остальные хозяева согласны по частям получать. Правда, этаж второй, но зато все в доме, и вода, и туалет, и ванная с горячей и холодной водой. Хватит уже вам, можно и отдохнуть перед телевизором. А развлечений? Да сколь хош. Квартира по центральной улице, аллейки, лавочки, цветы кругом. Решайте, что - ли.
.    -" Чего удумали - возмущается мать - да куда ж я Майку дену, куда Маньку, дуру, отдам? Да ее ж сразу, сволочи, зарежут, она же дура бодучая! Нет, никому я ее не отдам. Не для того я ее чуть не своей сиськой дурочку малую выкармливала. Нет, не отдам. Нет! Пока ходят ноженьки, нет".
 Петрович любовался своей Варькой, своей хлопотушке вечной, улыбался.. Потом сурьезнел, чесал затылок:
.    -" Да знаешь, Вадимир, ходим пока, хотя бабка плоха, конечно, но хорохорится пока. Куда я ее попру на второй ваш этаж? Она ж там с тоски подохнет. Да и корову жалко. А Маньку, сволоту, давно заразу  продать или отдать, хоть бесплатно. Пусть там режут, лишь бы мы не видели, ато ж, скотобаза, прибьет когда мать, не пропустит случая, чтоб под микитки не вякнуть"
.    -" Я те щас вот дурында дам, резун нашелся. Не дам Маньку, и точка".
. Разговор о наболевшем прекращался из - за бесполезности. Еще часа два радовали стариков дочь с зятьком, но и честь знать надо.Автобус в район ждать не будет, уйдет без них, и не ойкнется ему. А там, в районе, тоже трое ждут мамку с папкой. Прощаются, наконец, стараясь сделать это как можно оперативней из - за слез на слеповатых глазах. Петровна молодится, похохатывает, а сама платочком украдкой глаза трет.
.    Наконец, стоят у калитки оба, молча глядя на пустой проулок, где скрылись дети.
.     -" Че, Коль, ушли?"
.     - " Да не видать уже, ушли. Уехали ,Варь. Но они ,Варюха, скоро приедут снова, теперь уж с внуками".
.     -" Да ну? -  радостно всплескивает руками Петровна - ой, да радость же, Коль! "
.    -" Да, Варь. Ну иди домой, я посижу, покурю еще.".
.    -" Дыми уж, покурец. А я пойду свинью кормить, голодная цельный день, совсем о ней забыли".
.   -" Какой свинью кормить! Одурела баба совсем, кормов на нее не напасешься ..."

            10.06.2021г.
.


Рецензии