Перемудришь, людей насмешишь! Саломея, опера Рихар

 Перемудришь, людей насмешишь!
"Саломея", опера Рихарда Штрауса, новая сцена Мариинского театра, 8 июня 2021 года

Давно известно, что слишком экстравагантное быстро устаревает и становится смешным и назойливым. А некогда оригинальные идеи, повторенные многократно, превращаются в кричащие штампы. Со спектаклями то же самое.
Долго я крепилась и избегала соблазна пойти на "Саломею", но тут решила все-таки приобщиться и послушать оперу, хотя знала, что постановка оперы мне не понравится. Но не думала, что я буду буквально умирать от скуки, периодически мирно засыпая на короткой, всего полуторачасовой, опере с кровожадным захватывающим сюжетом! Это надо было умудриться так ее поставить, чтобы ничего, буквально ничего от этого сюжета не осталось! Более того, в пандемию стали просто убийственными костюмы персонажей и декорации! Просто насмешка - белые противочумные одеяния врачей ковидных госпиталей, действующих в красной зоне временных стационаров, типа таковых в Ленэкспо. Изолированные ячейки, в них заразные пациенты! Перемудрили режиссер-постановщик Марат Гацалов, художник- постановщик Моника Пормале и художники по костюмам Роланд Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа! Вот и расплачивайтесь! Футуристический антураж сработал против своих создателей! Антиутопические ассоциации с космическими кораблями и астронавтами или диктаторскими кастовыми городами будущего ушли, остался только зловредный вирус, отравивший всем полтора года жизни и никуда уходить не собирающийся, и униформа врачей-инфекционистов! Глядя на сцену, ни о чем другом не думается. И на фоне слепящих ячеек-медизоляторов, ничем не напоминающих о новозаветной библейской гибели Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа (Евангелия от Матфея, 14: 1-12), вся эта жуткая история фактически остается за кадром. А жаль, ведь она эстетски, очень выпукло изложена и в пьесе Оскара Уайльда, ставшей основой либретто оперы, и в музыке Рихарда Штрауса. Особенно досадно терять знаменитый танец семи покрывал, которым порочная Саломея, падчерица царя Ирода, обольщает его и вынуждает, вопреки желанию Ирода, отдать ей голову Иоанна Крестителя. Это такой древний стриптиз, призванный соблазнить отчима назло матери! Самолея в пьесе вообще ни о чем, кроме секса, не думает. А совратить праведника, что может быть более волнующим и порочным? Как это живо описано у Оскара Уайльда! Как сыграно в фильме "Последний танец Саломеи". Две тысячи лет прошло с момента, когда события имели место, а кровь станет в жилах от извращенной фантазии и дикой страсти сумасшедшей принцессы, помешанной на сексе. "Я поцелую твои губы", - говорит она заключенному в темницу Иоанну Крестителю. И выполняет обещанное, впиваясь в мертвые уста отрубленной головы пророка. Такое будет делать нормальный человек, хоть сегодня, хоть два тысячелетия назад? По-другому у Саломеи не получалось, отказывался праведник выполнять прихоть принцессы даже под страхом смерти! Впрочем, Ирод так же поступил и с ней - велел убить это исчадие ада. О времена, о нравы!
В спектакле Мариинки вся эта леденяшая душу история превращена в невероятную скуку. Вместо танца семи покрывал - видеопроекция обнаженного извивающегося в экстазе женского торса, внутри которого воспроизводятся все пороки и ужасы человеческой жизни - войны, диктаторские режимы, катастрофы, разрушения. А музыка так и просит танец. Жаль прекрасную певицу Елену Стихину, великолепно исполняющую партию Саломеи, без нее вся эта тягомотина была бы просто невыносимой. Странное цветовое решение использовали художники по костюмам - единственный положительный герой у них одет в черное, а все отрицательные - в белое! В чем символика этого неоригинального хода? И на всем этом вампирическом (катастрофически поглощающем все внимание) фоне полностью теряется музыка Рихарда Штрауса. А что в опере важнее музыки? Не эти же ставшие смешными сценические потуги! И слепящее глаза слово "сон", написанное огромными буквами-ячейками во всю высоту и ширину сцены, здесь, видимо, надо воспринимать, как приказ: закрой глаза и слушай, смотреть все равно не на что!


Рецензии