Средняя Азия и русские

Когда распадался Советский Союз, решение об этом приняли три президента, представлявшие Россию, Украину и Белоруссию. Остальных не спросили.

К тому времени Прибалтика отвалилась, Кавказ за исключением Азербайджана тоже де-факто отвалился. Но Средняя Азия отваливаться не собиралась. Наоборот, на референдуме о сохранении обновленного СССР в республиках Средней Азии и Казахстане был самый высокий процент проголосовавших "за", приближавшийся к 100 процентам.

Народы Средней Азии традиционно воспринимали русских как старшего брата. Они были подло кинуты и преданы Россией.

В недолгий, примерно 50-летний период пребывания Средней Азии в составе Российской империи народы этого региона пытались выступать против колониальной зависимости. Самый яркий эпизод на этом пути - восстание 1916 года. И они были правы, потому что никому не хочется быть колонией. Но в советский период, когда народы Средней Азии стали равноправными членами семьи народов, пребывание в составе СССР устраивало подавляющее большинство ее населения. Советская власть дала огромный толчок вперед этим народам, вытащила их из средневековья, фактически создала эти народы в их нынешнем виде, даже если они и не сформировались до конца.

В советский период Средняя Азия никогда не предавала Россию, хотя имела для этого такие же основания, как и другие. Сталинские репрессии коснулись и ее. Узбекские и киргизские семьи массово принимали детей беженцев и эвакуантов Великой Отечественной войны и воспитывали их как родных. Больше прочих известны имена Токтогон Алтыбасаровой и Шаахмеда Шамахмудова. Миллионы беженцев из западной части СССР, включая сотни тысяч евреев, нашли в этих краях свет и кров. Очень многие из них осели там и после войны.

Узбеки и казахи героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Илья Эренбург посвятил специальные статьи вкладу трех народов в победу в этой войне - евреев, что понятно, узбеков и казахов. Среднеазиаты не утверждали, что это "не их война", хоть и были дальше прочих от фронтов, и им в минимальной степени угрожала нацистская политика истребления советских людей. Они честно делали общее для всех дело.

В афганской войне большую роль сыграли мусульманские батальоны, сформированные в основном из среднеазиатских парней, и не было случаев, чтобы их бойцы массово переходили на сторону родственных по вере и этнической принадлежности моджахедов. Это было так, потому что советская идеология была тогда этим парням ближе, чем "свой" радикальный исламизм.

Тюрки вообще обычно очень верные, надежные и преданные люди, хорошие друзья. Уважаю их за это. Когда с ними вместе работаешь, они никогда не пытаются отлынить и переложить свою работу на других. Делятся всем, что имеют, не заныкивают, на них всегда можно положиться.

Тем удивительнее тот факт, что основной негатив в нынешней России, во всяком случае в блогосфере, выплескивается в адрес именно этих народов, а конкретно "понаехов". Не в адрес русофобствующих прибалтов, не в адрес украинцев, о которых Харчиков и Бродский сказали так, что добавить к этому нечего, а в их адрес. Среднеазиатов и в советское время народ не очень любил, называл чурками, урюками, бабаями, а потом и вообще пошло-поехало. Я считаю это подлым и несправедливым. Нельзя бросать надежных, хоть и простоватых друзей ради общения со "звездами", в любой момент готовыми отстебать, поглумиться и предать и никогда не готовыми считать тебя равным себе. Так и тут. Советской интеллигенции не были интересны красоты Чимгана и Самарканда, ей хотелось поглядеть на бордель Мулен-Руж и красные фонари Амстердама. Она получила желаемое, и к ней претензий нет, ну вот она такая. Нельзя осуждать гиену за то, что та ведет себя как гиена. А вот к "массовому" народу претензии есть.

Я не отрицаю наличие этнических мафий и криминала среди понаехов. Эти проблемы необходимо решать. Землячества среднеазиатов часто создавали проблемы в Советской армии, но эту проблему можно и нужно было решать, создавая национально однородные формирования. Можно было устранять перекосы в снабжении и дотировании. К слову, дотирование Средней Азии никогда не приближалось к показателям двух христианских республик Кавказа, действительно живших в СССР как у Христа за пазухой.

Говорят, что в магазинах таджикских кишлаков свободно лежали джинсы, которые в центральной России невозможно было достать. Я думаю, что дело тут не столько в упомянутых перекосах, сколько в негибкости и порочности системы товарного распределения в СССР. В Таджикистане не было спроса на эти джинсы, но их туда отправляли, размазывая ровным слоем по всей стране.

Аналогичный феномен - в таджикских кишлаках лежали дефицитные в Москве книги, которые там не пролежали бы на полке и минуты. Но в кишлаке их некому было читать, и некому было ими интересоваться. Однако такие книги привозили не только из таджикских кишлаков, но и из сибирских деревень, где они тоже были никому не нужны. Так что дело тут не только в дискриминации русских по национальному признаку.

Следует понимать, что таких друзей, какими были для них народы Средней Азии в течение 70 лет, искренних, верных и надежных, русские не найдут нигде. Верность и надежность - главное в дружбе. Одному приятелю не нравилась наша компания, она была для него недостаточно яркой и интересной. Он периодически убегал туда, где интересно и искрометно, но неизбежно возвращался обратно, обиженный и обстебанный. Так происходит и в отношениях между народами. Европа и вообще Запад никогда не признают русских своими. На рубеже 80-90-х годов прошлого века интеллигенции казалось, что единственной причиной, мешающей России войти в Европу, является тяжелое среднеазиатское подбрющье. От подбрюшья ельциноиды избавились, но в Европу не вошли, потому что дело не в этом. Предательство, а Средняя Азия была именно предана русскими, и надо сказать об этом со всей определенностью, никогда не окупается и не приносит пользу ни предавшему, ни преданному.


Рецензии