Игрушки детства

      В детстве у Андрейки было не так уж много игрушечных машинок. Он с трудом мог припомнить только две. Нет, их было, конечно, больше, но вот запомнились почему-то самая маленькая и самая большая из них. Машин было мало во-первых потому, что с полутора лет до четырёх с половиной воспитанием Андрейки занималась мама (папа в это время служил в Армии), и мама как-то, видно, упустила этот момент, может быть, сначала, а потом, впрочем, что гадать, почему, да как.
      Маленькая гоночная машинка была чуть больше пальчиковой батарейки (которых тогда ещё не выпускали), зато могла разбираться и собираться, и скреплялась телом водителя, величиной с ноготь. Вот и всё, чем она была примечательна. Нормально ездила, если её посильней подтолкнуть.
      Другая машина появилась у Андрея, уже когда папа пришёл из Армии. Она была легковая и называлась "Мечта". Это пластмассовое чудо напоминало олдсмобиль, но футуристического дизайна, управлялась дистанционно, но не по радио, а по двойному тонкому кабелю. Питание было от плоской большой батарейки. "Мечта" была длиной сантиметров тридцать и напрочь отказывалась ездить по неровному дощатому полу, то и дело проваливалась колесом в щели между досок. Идеально она ездила только по столу, но далеко ли она могла уехать по этой единственной ровной поверхности во всей округе, включая и двор, и улицу, и другие улицы их поселка, где тогда даже на самой главной улице не было асфальта. Так эта "Мечта" и продолжала быть мечтой о нормальных для неё дорогах, а Андрейке оставалось только радоваться, что дефицитные батарейки ей всё равно не нужны, так как в этом горе они ей помочь не могли. Потом уже, когда их семья переехала в новую квартиру, где и полы были ровные (после того, как их покрыли листами ДСП), и во дворе дома был ровный асфальт, ей бы там ездить, да ездить, но к тому времени Андрейка уже учился в шестом классе, и при переезде "Мечта" вместе с другими игрушками осталась соседскому мальчику, о чём её бывший хозяин нисколько не жалел, так как вырос давно из той мечты. А вот папа свою мечту не оставил и часто задавал сыну вопрос: - Что будем покупать? Мотоцикл, или моторную лодку? Потом, ясное дело, вопрос решился в пользу мотоцикла, да ещё и с коляской. Красавец "Днепр" вишнёвого цвета привезли в контейнере откуда-то с Севера, где его бывший хозяин, получивший его по разнарядке, даже не распаковывая его, продал, когда подвернулся подходящий случай. Но это уже была папина игрушка.

       Такая же серьёзная игрушка появилась и у Андрейки лет в пять - шесть. Это была настоящая, но маленькая скрипочка со смычком. Особенно Андрюше нравился смычок тёмно-вишнёвого цвета. На этом все его симпатии к скрипке кончались. Сам процесс пиликания юное дарование быстро возненавидело, отчасти потому, что ему при обучении приходилось выполнять одновременно два взаимоисключающие друг друга условия: струны надо было достаточно сильно прижимать к грифу, чтобы скрипка не фальшивила, и в тоже время преподаватель требовал держать руки свободно, даже расслабленно. Это уж ни в какие ворота не входило. Сила у пальчиков была ещё не та, что требовалась при таких условиях, а может быть уже тогда в голове зарождалось это интуитивное: "да не моё это всё, чего время-то без толку тратить". Хотя, просто так, в шесть лет в музыкальную школу никого не позовут, как позвал тогда его преподаватель, когда пришёл в детский сад, искать ребят, пригодных к обучению музыке.
      Кое-как дотянули родители ребёнка, то ли до Нового года, то ли до конца учебного года, и оставили затею со скрипкой. Это потом только, окончив начальную школу, Андрейка почувствовал какой-то внутренний зов, и сам пошёл сдавать вступительный экзамен в музыкальную школу, но уже по классу баяна. И вот тогда отец купил ему эту, новую игрушку, хоть настоящий взрослый тульский баян игрушкой не назовёшь, и сам настроил его для сына (прошло с тех пор полвека, а баян тот до сих пор не расстроился ни единым своим голосочком).
      С баяном дело пошло куда как лучше, чем со скрипкой, хотя, как говорила об Андрейке его первая учительница(не по музыке): - Лень, вперёд него родилась! Перебивался (и догло ещё) Андрей с двоек на четвёрки (троек почему-то не было), но к пятому году обучения стал даже и пятёрки иногда получать, но это тут от повествования чуть отклонение пошло.

      Параллельно с рыпением на баяне, отрок продолжал играть в детские игрушки. Основной игрой стал металлический конструктор, в который входили (подумать только!) четыре колеса со съёмными чёрными резиновыми шинами с протектором. Первую конструкцию показал, как собирать, папа. Это был самолёт, напоминавший И-16. Дальше сынуля стал разбирать и собирать уже невесть что, потому что делать то, что предлагалось в инструкции к конструктору, ему было неинтересно. Откуда-то появились и маленький электромоторчик, и деревянный пропеллер, и пошли эксперименты со шкивами, нитяными передачами, мельницами. Верхом творчества стала самобеглая тележка, толкаемая, наподобие аэросаней, пропеллером. Постепенно Андрейка вырос и из этих игрушек.

       Что ещё осталось за кадром? Волчок, или лёгкий воздушный винт с ободом, который запускался в полёт с помощью тросика, подобно тому, как заводят лодочные моторы, или двигатели газогокосилок. Этот летал высоко и бесшумно, норовил приземляться так, чтобы его как можно труднее было отыскать. Особенно запоминались самые долгие розыски его, когда переживания по поводу его возможной потери навсегда зашкаливали через край, когда приходилось бегать по буеракам и оврагам на краю деревни. Собаку бы ему тогда с хорошим нюхом для поисков. Но собака - это уже не игрушка.

       И совершенно другие, радостные, неповторимые моменты в жизни, когда Андрейка ранним утром в воскресение неслышно выбегал из дома, пока родители ещё спали, и запускал, как из рогатки пластмассовый с двумя треугольными крыльями планер посреди совершенно безлюдной улицы, освещённой лучами восходящего солнца.

       Ещё была сборка пластмассовых моделей самолётов, не более двух:  своего ИЛ-18, но тот почти весь отец собрал, Андрейке тогда шесть лет было, и второго - подаренного другу детства реактивного французского лайнера "Каравелла" (того самого, с прямоугольными злосчастными иллюминаторами, из-за которых эти "Каравеллы" разваливались прямо в полёте). Зато модель реактивного самолёта было проще собирать, ведь самыми ответственными узлами модели были на ИЛ-18 пропеллеры и шасси, склеить их так, чтобы они крутились, а у реактивного какие пропеллеры? 

      Дальше Андрейке дарили уже совсем не игрушечные, а настоящие инструменты: лобзик... И всё.
      Остальные инструменты дарили ему, когда он стал взрослым. Да, и гитару он сам себе потом, нет, не подарил, просто купил, но не бобровскую, а ленинградскую. Хотя, постойте, он ещё до ленинградской чего-то там начинал, пытался учиться на гитаре. Точно, была у него, помимо трудно-настраиваемой гитары отца, ещё одна гитара, которую он подарил своей старшей двоюродной сестрёнке. Откуда же та гитара была? Нет, никак не вспомнить.
     Да ладно, это уже к игрушкам детства не относится.


Рецензии