Отчаяние

Размышления о главе 1

На протяжении всей своей жизни мы непрерывно и неустанно формируем модель мира. Эта модель позволяет нам оценивать ситуации и принимать решения. Фактически она содержит развернутое описание нашей веры. Это те постулаты, которые мы признаем истинными. Когда наша картина мира становится неадекватной действительности, мы попадаем в затруднительное положение. В этот момент наступает душевный кризис. И тогда мы либо расширяем свою картину мира, либо начинаем убегать от возникшей проблемы путем пьянства, наркотиков или даже самоубийства.

Тяжелее всего переживается кризис веры. В такие моменты появляется сомнение что есть «зло», а что есть «добро»? В чем смысл жизни? В чем наше предназначение? Что стоит за словом Бог?

Основная религиозная проблема добра и зла очень глубоко рассмотрена в Махабхарате, которая содержит основные положения, принесенные людям Кришной. Этот труд почитается не только в индуизме.

Действие этой книги разворачивается на поле битвы. Предметом спора является царский престол. Правящий царь Дурйодхана   не хочет уступать престол своим родственникам, хотя по условиям достигнутого прежде соглашения, он должен это сделать.

Все родственники разделились в этом споре. Предстоит битва, в которой брат пойдет на брата. Отец Дурйодхана  старый раджа Дхритараштра сам не находится на поле битвы. Он слеп и сидит у себя во дворце и  обращается к прорицателю Санджая об исходе битвы. Видящий на растоянии Санджая ему говорит, что численностью его войска превосходят войско братьев, претендующих на престол. Но у его противников праведность сильнее.

Сам Кришна это мудрец, который является воплощением Бога Вишну, одного из высших Богав индуистской троицы. Он непосредственно не участвует в битве, а является возничим на боевой колеснице Арджуны. Арджуна один из полководцев рати, противостоящей войскам Дурьдьехахана. Кришна является также духовным наставником Арджуны. Вот как описано душевное состояние Арджуны в первой главе.

Оригинальный текст беседы Арджуны и Кришны известен как Бхагавадгита. Он написан в стихотворной форме божественным стилем Гаятри. Срифмованная пара строк называется шлокой. Как у Кришны, так и у Арджуны есть несколько имен или эпитетов, под которыми они упоминаются в тексте. В сложных местах после такого упоминания в скобках указано к кому оно относится.

24. При этих словах Гудакеши (Арджуна) Хришикеша(Кришна), между двух войск отличнейшую колесницу остановив, о Бхарата (Дхритараштра),
25. Перед лицом Бхишмы, Дроны  и всех царей воскликнул; - «О Партха , смотри на этих собравшихся вместе куру!»
26. Тогда Партха (Арджуна) увидал отцов и дедов, наставников, дядей, братьев, сыновей, товарищей,
27. Тестей и друзей, стоящих в обеих ратях, Каунтея (Арджуна)  , Увидев всех этих присутствующих родственников,
28. Пораженный глубочайшим состраданием, скорбящий, так промолвил.
Арджуна сказал:
При виде этих наших родственников, Кришна, сошедшихся для битвы,
29. Подкашиваются мои ноги, пересыхает рот, трепещет мое тело и волосы становятся дыбом.
30. Гандива (боевой лук) выпадает из рук, и кожа кругом пылает; я не в силах стоять, разум мой колеблется.
31. Я замечаю зловещие знаменья, Кешава (Кришна), и не вижу блага от убийства своих родных в бою.
32. Я не желаю победы, Кришна, ни царства, ни удовольствий; что нам в царстве, Говинда (Кришна), что в наслаждениях и в жизни?
33. Те, ради кого желанны нам царство, счастье, услады, находятся в этой битве, покидая и жизнь, и богатства:
34. Наставники, отцы, сыны, деды, тести, внуки, шурины и свойственники.
35. Не хочу убивать их, если и буду убитым, Мадхусудана (Кришна), даже ради власти над тремя мирами, тем менее ради обладания землей.
36. После убийства сынов Дхритараштры, какая будет у нас радость, Джанардана (Кришна); мы впадем в грех убив их, грозящих оружием.
37. Поэтому не подобает нам убивать сынов Дхритараштры , своих родственников; ведь убив свой род, как сможем мы быть счастливы, Мадхава (Кришна).
38. Если же эти своекорыстием пораженные души не видят греха, совершаемого (при) уничтожении рода и в злодействе вероломства.
39. Как не понять нам, постигающим зло поражения рода, что нам, Джанардана, от такого греха, отрешиться надо?
40. При убийстве рода погибают непреложные законы рода, с гибелью законов беззаконие овладевает родом,
41. С воцарением беззакония, Кришна, развращаются женщины рода, с развращением женщин, Варшнея (Кришна), возникает смешение каст.
42. Когда же произойдет смешение, то убийцы рода и род попадут в ад, ниспадают также отцы их, лишенные жертвенных галушек и возлияний.
43. Грехом этих убийц рода, совершающих смешение каст, упраздняются незыблемые законы племени и семьи вековые устои.
44. Для людей, уничтоживших родовые законы, Джанардана, ад является обиталищем, так сказано (в Шастрах).
45. Увы, увы, великий грех собираемся мы совершить - ради вожделения радостей царства убить своих родственников.
46. Если бы меня, не сопротивляющегося, безоружного, убили в битве вооруженные сыны Дхритараштры, мне было бы отрадней.
Санджая сказал:
47. Это сказав, Арджуна в размышлении опустился на дно колесницы, выронив стрелу и лук; его ум потрясен был горем.

Таким образом, перед битвой полководец душевно раздавлен и не понимает грани между добром и злом. К нему нельзя предъявить претензии в алчности, лживости, и прочих грехах. Он не боится смерти. Его пугает крах веры. Именно на поле этой битвы рушится религия того времени.

Как видно из приведенного отрывка, сильный и опытный воин впал в состояние отчаяния из-за того, что ему придется сражаться с ближайшими родственниками. Он явно видит все последствия этой битвы и прекрасно понимает, что в ней не будет победителей. Все устои общественного порядка будут разрушены братоубийственной войной. Отсюда проистекает его душевное смятение.

Находясь в таком состоянии человек способен сделать коренную переоценку своих жизненных ценностей. В этой психологической точке у него открываются уши и он начинает слышать вещи, которые раньше не воспринимал. Это состояние нельзя вызвать искусственно. Сам ход жизни должен привести человека к такому положению дел. Это состояние появляется как результат духовного развития и глубокого переживания о смысле жизни.

Аналогичное психологическое состояние описывается и в христианстве. Лук.14.26. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а потом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». А также   Матф.10.35. «Ибо пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. Матф.10.36. И враги человеку – домашние его».

Здесь не предполагается, что человек сознательно начнет взращивать в себе ненависть к своим ближним. На примере Арджуны видно, что такая ситуация возникла в силу естественного хода событий в результате борьбы за престол. В обычной жизни такая ситуация не обязательно должна выливаться в кровавое противостояние. Постоянный поиск истины и путей духовного развития, приводят человека к пониманию, что все его обыденные человеческие заботы о ближних и самом себе не дадут ему желаемого результата. Это не теоретический вывод, который надо усвоить из практики, а результат конкретной повседневной заботы о благополучии себя и своей семьи, дополненный таким же постоянным поиском смысла бытия.

Невозможность решить проблему духовного развития через нормы традиционной морали порождает в человеке глубокий душевный кризис, описание которого и приведено в данной главе.

Сделаем небольшое отступление в сторону от проблемы отчаяния. Шлоки 40 и 41 говорят об опасностях смешения каст и развращении женщин. С тех пор прошли тысячелетия. И межкастовые браки стали нормой. Что же произошло с женщинами? А очень страшное явление. В женщинах стала исчезать ЖЕНСТВЕННОСТЬ. Вот как эту ситуацию характеризуют современные исследователи.

«Проблема состоит в том, что почти не существует женщин... Женская раса рассеяна и уничтожена, хотя мы и не хотим в этом признаться. Господа, женщина, пришедшая к нам из палеолита и неолита, богиня, мать, существо. которое называли женщиной мужчины, снова ушла в небытие».

«Существо, которое мы называем женщиной, женщиной не является. Это перерождение, это копия, в которой нет ни ее сущности, ни главного принципа...»
«Мы зовем женщиной недавно появившиеся существа, мы заключаем в объятия эту почти полностью разрушившуюся имитацию»…

«Женщина — это редкость! Большинство мужчин, женившись на посредственных, изворотливых подделках их самих, обнимают себя же. Они видят на улицах себя, разве только с чуть более широкими бедрами и чуть более длинной шеей и одинаково затянутых в трикотаж. Мужчины заключают брак со своим зеркальным отражением... Настоящая женщина редка. Ее кожа подобна мрамору, ее бедра — священная амфора Она ниспровергает троны и останавливает время. Она — средоточие мира. Куда текут реки, плывут облака, летят птицы? К своему пристанищу — Женщине. Но Женщина — редкость... Надо спасаться бегством при ее появлении так беспощадны ее любовь, ненависть и сострадание. Но Женщина — редка».

«Пришедшая из глубины веков и дарованная нам судьбой истинная женщина всецело принадлежит Вселенной, имя которой — Мужчина. Она освящает другой ее предел — созидание. Ей ведомы тайны вод, камней животных и растений. Она останавливает солнце и видит в ночи. В ее руках — ключи здоровья, безмятежности и гармонии материи. Это белая колдунья, с влажным широким чревом и прозрачными глазами, ожидающая мужчину, чтобы обрести с ним земной рай, вручая себя ему, она священным трепетом своего жаркого лона открывает дорогу в другие миры.

 Женщина — источник добродетели и целомудрия: вдохновленное ею желание пожирает страсть. Погружаясь в нее, она рождает целомудрие. Она бесплодна, когда останавливает колесо времени. Но вскоре, осемененная мужчиной, она проникает в бесконечность времени детством мира. Она возвращает силы мужчине в его нелегком труде, поднимая его к вершинам своих возможностей. Истинная женщина делает мужчину большим, чем он есть на самом деле, превращая его в сверхчеловека. Мужчина, проникая в женщину, проникает и в тайну бытия, где он снова встречается с женщиной в символических образах...»

Вот такими трагическими словами описана проблема морального уничтожения исконной религии.


Рецензии