Действие
На поверхности сразу же видно противоречие (кажущееся). С одной стороны Кришна говорит о том, что познание выше всякого действия, с другой он настаивает на участии в сражении. Поэтому третья глава начинается вопросом Арджуны «Если ты, (согласно) твоей мысли, познание ставишь выше действия …». Поводом для этого вопроса могло послужить высказывание 49 из предыдущей главы, в котором Кришна давал разъяснение между двумя видами действий. Первое действие это обычные поступки, совершаемые ради плодов дел. Второй вид действия это йога мудрости, основанная на преодолении категорий двойственности. Поэтому понятно недоумение Арджуны.
2. Противоречивым словом ты как бы вводишь в заблуждение мое сознание (буддхи); скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага.
Сказать одно, которое совершенно истинно, невозможно. Речь идет об усвоении некоторых новых для Арджуны мировоззренческих категорий. Поэтому Кришна приступает к дальнейшим разъяснениям.
3. В этом мире есть две точки зрения, мной возвещенные раньше, о безупречный: йога знания размышляющих и йога действия подвизающихся.
4. Человек, не предпринимающий дел, не достигает (истинного) бездействия, и не только отреченьем он достигает совершенства.
5. Ибо никто даже мгновенья, никогда не может пребывать в бездействии: он ведь невольно производит все действия в силу рожденных природой качеств (гун).
6. Кто, обуздав деятельность чувств, сидит, вспоминая в сердце (манас) о предметах чувств, тот, заблуждающийся, именуется находящимся на неверной дороге.
На заданный вопрос Кришна сразу же дает ответ в 3. Есть два вида йоги. Йога размышляющих – это санкхья, изложенная в начале второй главы (до 2.40) и йога подвизающихся, изложенная в разделах 2.40 – 2.53.
И далее он описывает особенности этих двух подходов к духовному развитию. Если человек выбрал первый путь и, устранившись от мирской работы, сидит, обуздав деятельность чувств, вспоминая в сердце о предметах чувств, то он находится на неверной дороге (6).
Отказавшись от дел нельзя достичь полного бездействия. Люди вовлекаются в деятельность силой природных качеств. Не только отречением достигается совершенство (4 – 5). Здесь Кришна прямо говорит о том, что есть путь духовного роста не уходя в отшельники.
Теперь следует расшифровка фундаментального подхода к выполнению любых действий в мирской жизни.
7. Тот же, который, сердцем (манас) покорив чувства, о Арджуна, предпринимает деятельность чувств карма йогу, именуется непривязанным.
8. Совершай необходимые действия, ибо действие лучше бездействия: даже отправлений тела не удается совершить тебе при бездействии.
9. Помимо дел, совершаемых ради жертвы, мир этот связан действием; поэтому, Каунтея, совершай действия, свободный от привязанностей.
10. Вместе с жертвой создав твари, некогда рек Праджапати: «Ею размножайтесь, да будет она вам желанной камадук,
11. Ею укрепляйте богов, да укрепят вас боги, укрепляя друг друга, вы достигнете высшего блага.
12. Желаемые блага вам дадут эти боги, укрепленные жертвой; кто же наслаждается их дарами, не одаряя их, тот вор.
13. Праведные, питающиеся остатками жертвы, освобождаются от всех грехов, но те нечестивцы, которые варят (только) для себя, вкушают грех.
14. От пищи возникли существа, от дождя возникла пища, от жертвы возник дождь, жертва возникла от Кармы;
15. Знай, Карма возникла от Брамы, Брама возник от Непреходящего (Акшара). Поэтому вездесущее Брахмо всегда пребывает в жертве».
16. Кто не предоставляет вращаться этому заверченному кругу, злой, игралище чувств, о Партха, тщетно он живет.
17. Но человек, насыщенный Атманом, да возрадуется в Атмане, у него, удовлетворенного в Атмане, нет обязанностей.
18. У него нет здесь цели ни в деланье, ни в неделанье: и ни в одном существе он не ищет покровительства для своей цели.
19. Поэтому всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего.
20. Ведь действиями достигли совершенства Джанака и другие;
таким образом, ты должен действовать, имея в виду целокупность мира.
21. Что делает лучший, то и другие люди; какой он выполняет устав, такому следует и народ.
22. Нет, о Партха, в трех мирах чего-либо, что надлежало б Мне сделать, и нет подлежащего достижению, чего бы я не достигнул;. однако я пребываю в действии.
23. Ибо если бы я вообще не пребывал непрестанно в действии, то моим путем последовали бы все люди, Партха.
24. Эти миры погибли бы, если бы я не совершал кармы, Я был бы причиной смешенья и погубил бы эти существа.
25. Как совершают действия, о Бхарата, привязанные, незнающие, так непривязанный, знающий да совершает действия, стремясь действовать ради целокупности мира.
Весь мир связан между собой последовательностью жертв и действий. Поэтому совершай необходимые действия, ибо действия лучше бездействия. Дейстия, которые необходимо совершить, очень трудно определить логическим рассуждением. Эти действия надо вскрыть или, как говорят «выследить».
Понятие «выслеживания» для выролнения дел достаточно трудно воспринять людям, которые ищут успеха, осязаемого материально. Такие люди прикованы к плодам своих дел и находятся под властью гуны раджас. Огромное количество книг типа «Как стать Богатым», «Как достичь успеха у мужчин (женщин)», и т.д. Уводят длюдей от поиска истины.
Шлоки 10 –16 посвящены взаимосвязи мира путем круговорота жертв. Обожествление сил природы и жертвоприношение им рассматривается как необходимый элемент человеческого существования. Нечестивцы, которые варят для себя, вкушают грех 13. Для нашей культуры покорителей природы это очень важное замечание.
Важно отметить, что само понятие жертвы вытекает из понятия Карма, которое есть воплощение Брамы. А Брама это творец законов. Сам творец (Демиург) появляется из Непреходящего или Непроявленного (15). Поэтому выполнение необходимых действий, которые есть жертва, всегда соответствует законам мироздания.
В шлоке 17 Кришна говорит о том, что человек должен искать удовлетворение и насыщение в Атмане а не в плодах дел. Атман часто ассоциируют с индивидуальной душой. По предыдущему изложению можно сделать заключение, что Атман это часть нашего существа, которая может определить необходимость действия, т.к. их следует совершать в силу природы самого человека. Совершать эти действия следует без привязанности, имея ввиду целокупность мира (17 – 21).
А как относится к другим людям, которые еще не ставят перед собой задачу духовного развития?
26. Да не смущает сознанье незнающих, привязанных к делу, знающий, действуя по преданности (Высшему), да сделает он им все действия приятными.
27. Все действия всегда совершаются гунами природы, но введенный в заблуждение самостью (аханкара) думает так: «Я есмь совершающий».
28. А знающий истину, о мощный, распределения гун и действий, помыслив так: «гуны вращаются в гунах», не привязывается.
29. Ослепленные гунами природы привязываются к делам гун; их, несовершенно знающих, слабых, совершенно знающий да не смущает.
30. Мне посвятив все дела сердцем, (преданным) высшему Атману, отказавшись от вожделений и самости, сражайся, оставив горячность.
31. Люди, которые постоянно следуют этому моему учению, верующие, неропщущие, эти даже делами освобождаются.
32. Те же, ропщущие, которые не следуют моему учению, лишенные всякого знанья, знай, те погибли, безумные.
Понятие целокупности мира выступает на первый план в шлоке 25. Действие ради целокупности мира является одним из основных критериев для знающего, непривязанного мудреца. Пояснить это понятие довольно трудно, его сравнивают с паутиной, которая в качестве узлов содержит все объекты. Действия, предпринимаемые с одним из объектов, обязательно окажут влияние на все остальные. Видение мира, связанного воедино паутиной, часто является сюжетом трансперсональных переживаний. На интеллектуальном уровне это соображения о взаимосвязи всех явлений во вселенной.
В качестве примера действий ради целокупности мира Кришна приводит самого себя. Нет в в трех мирах ничего, что Он должен сделать или чего Он должен достигнуть. Но, не смотря на это, Кришна постоянно пребывает в действии и если Он прекратит свою деятельность, то эти путем последовали бы люди и все миры погибли бы (2.21 – 2.25). Здесь также подчеркнута линия передачи образа действий: что делает лучший, то и другие люди. Иисус Христос учил этому же чисто практически. Он вымыл ноги своим ученикам и сказал, что они должны относится друг к другу таким же образом (Иоан.13.4 – 13.14).
Шлока 26 дает дополнительный ориентир для взаимодействия знающего с окружающими его незнающими. Не надо словами своими смущать сознание еще неразвитых людей. А также, действуя по преданности Высшему, сделай им все действия приятными. Этот момент можно соотнести с заповедью Христа: Матф.7.12. «Итак во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». В большинстве случаев люди желают приятного для себя, значит, сделай приятным свои поступки для других. Это согласуется с указанием Кришны. Но в христианском варианте нет понятия целокупности мира, и поэтому оно значительно уже. Еще одна аналогия с христианским учением возникает при прочтении заповеди Христа о том, что не надо давать святыню свиньям. В этом аспекте она выражена значительно более резко, чем рассматриваемая шлока.
Далее Кришна рассказывает о том как совершаются действия. Все они совершаются гунами природы. Поэтому знающий не привязывает себя к их действию, а незнающий ослепляется ими и думает «Я есть совершающий». Таким образом, он выращивает вожделение и самость. Таких людей совершенно знающий не смущает своим словом (27 – 29).
Действуй посвятив мне все дела, преданный Атману, отказавшись от самости и вожделения. Таким образов даже делами люди освобождаются. А те, которые ропщут и не следуют этому правилу, те погибли (30 – 32). Таким образом, Кришна говорит о пути спасения в мирской жизни, который не требует отказа от общественной жизни и ухода в отшельники. Посвятить все дела Кришне означает действовать в интересах целокупности мира. В таком случае все поступки по закону Кармы переходят в разряд жертвы высшему началу и путем этой жертвы человек освобождается.
33. Даже знающий поступает согласно своей природе; природе следуют существа; к чему же сопротивленье?
34. Влечение и отвращение чувств пребывают в предмете чувств, да не попадет он под их власть, ибо они его враги.
35. Лучше своя дхарма ( даже) с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в своей дхарме: чужая дхарма опасна.
Шлоки 33 – 35 вводят еще одно фундаментальное правило. Действуй согласно своей природе. Лучше своя дхарма исполненная с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая. Здесь говорится о том, что от рождения человек обладает некоторыми склонностями и предрасположением. В процессе жизни он должен реализовать эти предрасположения, а не отвлекаться на другую, хотя, и с точки зрения социума, более благородную деятельность.
Оценочная деятельность должна идти изнутри, а не на основе моральных категорий, навязанных индивиду обществом. Это очень сильное утверждение и принять его совершенно непросто. Тем более, что мешают реализовать этот принцип влечения и отвращения, которые пребывают в предметах чувств, и под власть которых человек постоянно попадает.
Принцип следования собственной природе часто иллюстрируют следующей басней. Пришел скорпион к реке и просит лягушку перевезти его на другой берег. Лягушка не хочет этого делать, т.к. боится укуса скорпиона. Скорпион обещает никогда не кусать лягушек, если лягушка поможет ему перебраться на другой берег реки. Переборов свой страх, лягушка перевозит скорпиона на другой берег реки.
Оказавшись на берегу, скорпион сразу же кусает лягушку и она умирает. Гибель лягушки является следствием отказа от своей природы. Скорпион выиграл ситуацию с помощью моральных уверток и ложных обещаний, но он остался верен своей природе.
Этот принцип не ведет к аморальности поведения, т.к. моральные нормы во многом основаны на природе человека. Здесь следует говорить о тонком понимании ситуации, когда простое применение моральных принципов приводит к расхождению с собственной природой конкретного человека.
И что же такое «грехи», которые человек совершает помимо своей воли?
36. Кем же тогда побуждаемый совершает человек грех, даже помимо воли, о Варшнея, как будто влекомый силой?
Теперь Кришна говорит о действии чисто природных сил в человеческой психике.
37. Это страсть, это гнев, прожорливый, многогрешный; знай его здесь, как врага. Он возник из гуны раджас.
38. Как дымом покрыт огонь, как зеркало ржавчиной, как зародыш покрыт оболочкой, так им покрыт этот мир.
39. Знанье сокрыто этим постоянным врагом мудрого, трудно насытимым пламенем в образе Камы.
40. Чувства, манас, сознание (буддхи) именуются его местопребыванием; через них он, закрыв знание, вводит в заблуждение воплощенного.
41. Поэтому, сначала обуздав чувства, о бык среди Бхарат, рази этого супостата, пожирающего знание и распознавание.
Арджуна, похоже, все еще находится под воздействием понятий двойственности добра и зла. Поэтому и возник следующий вопрос «Кем же тогда побуждаемый совершает человек грех…» . Т.е. он, по прежнему, хочет устранить грех из своей жизни и ищет врага.
Кришна дает ему следующее разъяснение. Из гуны раджас происходит страсть, гнев, которые представлены в образе Камы, бога чувственных наслаждений. Область чувств, разума, сознания и буддхи ( мировоззрения ) являются местом, где Кама пребывает. Как дымом покрыто пламя, так им покрыт весь мир. Это труднонасытимое пламя скрывает истинное знание от людей, действуя через области своего обитания (36 – 40). Под воздействием желания конкретных результатов у человека происходит затуманивание сознания. Оно сужается до предмета вожделения. Поэтому с этой ненасытной жаждой надо бороться всегда и на всех уровнях сознания.
Обуздав чувства, рази этого супостата, пожирающего знание и распознавание. Т.е. не попадай под власть чувственных удовольствий, вводящих в заблуждение, а ищи истину.
42. Чувства называют великими, выше чувств - манас; выше манаса - буддхи; Он выше буддхи.
43. Познав что Он выше буддхи, утвердив себя в Атмане, рази врага, о мощнорукий, в образе Камы труднооборного.
Шлока 42 очень примечательна. «Чувства называют великими, выше чувств – манас, выше манаса – буддхи; Он выше буддхи». Слово Он , традиционно относят к Атману. Мне кажется, что его можно отнести к образу Камы. Выше буддхи находится аханкара ( принцип личности ). Именно здесь и пребывает Кама, который и есть выражение сути самости, представляющей личность. И для борьбы с ним надо укрепиться в Атмане 43. «Познав, что Он выше буддхи, утвердив себя в Атмане, рази врага, о мощнорукий, в образе Камы труднооборного».
Данный раздел интересен тем, что Кришна очень конкретно обозначил области обитания Камы. Это чувства, мысли, сознание и мировоззрение. Таким образом достичь полного духовного развития нельзя только путем культивирования правильных чувств, правильных мыслей и принятием правильного мировоззрения. Это все необходимые, но не достаточные условия. Неадекватные чувства и мысли, а также ложные установки в мировоззрении, очевидно, наносят огромный вред человеку. Но они не могут быть идеальны в принципе, т.к. Кама там всегда обитает. Надо осознать это и сделать дальнейший шаг, т.е. сосредоточиться на Атмане. А постигнуть Атмана можно только в трасперсональных видениях.
Само это постижение ограниченности традиционных путей развития духовности, в форме морали и правильного мировоззрения, является очень трудным делом и часто даже отвергается. Многие твердят «Нет ничего другого» (2.42), подразумевая под этим существующие моральные и религиозные учения, и этим препятствуют своему развитию и развитию других.
Свидетельство о публикации №221061101287