Самообуздание

Размышления о главе 6

В начале этой главы (1 – 2) Кришна еще раз останавливается на понятии «отрешенность». Это очень емкое понятие, которое относится к внутренней психологической установке. И оно не связано с внешними проявлениями. Выполнение должных дел без привязанности к их плодам, это и есть отрешенность. И именно это надо понимать как йогу. Без отрешенности от желаний не бывает никакой йоги. Внешний образ отрешенности это уход от обязанностей, он ничего общего с действительной отрешенностью не имеет. Выполняй должные дела, т.е. дела, определяемые твоей дхармой, находясь в состоянии отрешенности.

Термин «должные дела» тоже является очень важным. Некоторые люди могут считать предписанные их религией действия обязательными к исполнению. Но далее Кришна акцентирует внимание на том, что надо отказаться от плодов дел. А в предыдущих главах он говорил о том, что надо действовать в соответствии со своей внутренней природой и ради целокупности мира.

1. Кто совершает должные дела, не ища плодов дел, тот и санньясин и йогин, а не (тот, кто) без огня, без обрядов.
2. То, что именуется отрешенностью (санньяса), знай это как йогу, Пандава, ибо без отрешенности от желаний не бывает никакой йоги.

Для человека, достигшего йоги, спокойствие именуется средством удержания состояния йоги. Человек, который еще только стремится к йоге, использует действия как средство достижения, отрешившись от желаний, он достигает йоги. Поднимая Атманом, уровень своего сознания, пусть он сам себя не снижает, т.е. не идет на поводу у желаний. Тогда он сам себе друг. А кто идет на поводу своей враждебности, возникающей из вожделения (2.62 – 2.63), тот сам себе враг. Победивший себя отличается равномыслием к грешнику и праведнику, он их превосходит (3 – 9).

Здесь очень интересная мысль. Победа над собой это не праведность, одолевшая грехи, а равномыслие, возникающее из мудрости и насыщения мудростью. А поднимать себя Атманом можно только регулярными медитациями и трансперсональными переживаниями.

3. Для стремящегося к йоге муни действие именуется средством; для достигшего йоги спокойствие именуется средством.
4. Ибо, когда он ни к объектам чувств, ни к делам не привязан и ото всех желаний отрешился, тогда он именуется достигшим йоги.
5. Да поднимет он себя Атманом, пусть сам себя не снижает; ибо каждый себе союзник, каждый себе враг.
6. Союзник сам себе тот, кто сам собой побежден; кто же собой не владеет, тот во враждебности сам себе враждебен.
7. Победивший себя, умиротворенный, полагается на высшего Атмана в холоде, жаре, счастии, горе, также в почести и бесчестии;
8. Насытивший себя мудростью, осуществлением мудрости, стоящий на вершине, победивший чувства, воссоединенным именуется йогин, равный к кому земли, камню и золоту;
9. К товарищу, другу, недругу, равнодушному, стороннику, противнику, безучастному, к праведным, грешным он отличается равномыслием, он (их) превосходит.

Далее идет описание технических упражнений, которые может использовать человек, стремящийся к познанию.

10. Пусть йогин постоянно тайно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве укротив самосознание, без надежд, без собственности.
11. В чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша;
12. Там, сердце (манас) установив на одном, укротив деятельность мысли и чувств, опустясь на сиденье, пусть упражняется в йоге ради самоочищения.
13. Ровно и неподвижно держа туловище, голову, шею, стойкий, устремив свой взор на кончик своего носа, не глядя в стороны,
14. С успокоенным духом, отогнав страх; укротив манас, думая обо мне, преданный, да сядет он, устремясь ко мне, стойкий в обетах брахмачарья.
15. Так, всегда упражняясь, йогин, укротив разум, достигает мира высшей нирваны, находящегося во мне,
16. Ибо йога не для привыкшего слишком много есть я не для того, кто совсем не ест, не для слишком много спящего, или бодрствующего, Арджуна.
17. Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в движеньях, делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе.

Приведенное описание  это традиционное медитативное упражнение, выполняемое в укромном месте с концентрацией на кончике носа. Успешное выполнение упражнения позволит достичь мира высшей нирваны путем переживаний на трансперсональном уровне.

Далее Кришна подчеркивает, что все чрезмерности являются препятствием для человека, занимающегося йогой (16 – 17). В этом месте, скорее всего, под словом йога понимается именно упражнение в концентрации внимания, описанное выше.

18. Когда успокоенное сознание (читта) устойчиво в Атмане, тогда отрешенный ото всех вожделений именуется воссоединенным.
19. «Как светильник, находящийся в безветренном месте, не колеблется...», это подобие относится к йогину с укрощенным сознанием, упражняющемуся в йоге.
20. Где успокаивается мысль, заторможенная упражнениями в йоге, где, взирая на Атмана в себе, (человек) радуется Атману,
21. Там познается предельное блаженство, воспринимаемое (лишь) через буддхи, превосходящее чувство; пребывающий в нем (человек) не уклоняется от реальности;
22. По достижении его (блаженства) человек понимает, что нет ничего высшего для достижения; стоящий в нем не потрясается даже тяжелым горем.
23. Нужно знать, оно именуется йогой, разрешающей связи со скорбью; в этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего.
24. Покинув происходящие от воображения все вожделения, все без остатка, со всех сторон укротив манасом толпу чувств,
25. Тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом (буддхи);  установив сердце в Атмане, ни о чем да не помышляет.
26. Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий манас, обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду.
27. Ибо такого йогина с умиротворенным сердцем, успокоенным раджасом, уподобившегося Брахмо, безгрешного охватывает высочайшее блаженство.
28. Так всегда приобщаясь Атману, йогин, зло в себе уничтожив, счастливо вкушает предельное блаженство, соприкосновением с Брахмо.
29. Все существа, пребывающие в Атмане, и Атмана, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий Одно.

Воссоединение психики происходит в результате отрешенности от всех вожделений. Вожделения сконцентрированы в СОК. Мысль затормаживается упражнением в йоге и человек взирая на Атмана, познает предельное блаженство путем перехода в трансперсональное видение.. Находясь в нем, человек понимает, что нет ничего высшего для достижения. Это переживание разрушает связи со скорбью. Успехом для этой йоги является мысль, отвратившаяся от всего (18 –23).

Во время упражнения манас (разум) имеет свойство блуждать. Его следует усилием воли приводить к Атману. Уподобившись Брахмо, человек соприкасается с Брахмо и переживает состояние предельного блаженства. Он начинает видеть все существа, пребывающими в Атмане, и Атмана, пребывающего во всех существах. Таким образом, он воспринимает целокупность мира в прямом переживании (24 – 29).

30. Кто видит меня везде, и все видит во мне, того я не утрачу, и он не утратит меня.
31. Кто меня, пребывающего во всех существах, чтит, утвердившись в единстве, как бы ни существовал он, этот йогин существует во мне.
32. В силу уподобления Атману кто взирает, Арджуна, одинаково на счастье и несчастье, тот считается совершенным йогином.

Когда человек видит везде пребывающего Кришну, и все видит в Нем, тогда его связь с Кришной становится неразрывной. Утвердившись в единстве, как бы такой человек не существовал (праведником или грешником), он существует в Кришне. Одинаково взирающий на счастье и несчастье он называется совершенным йогином (30 – 32).
Далее в главе 12 Кришна говорит о том, что не все люди могут выполнить эту йогу и для таких людей есть другие средства духовного развития. Трудность достижения успеха на предложенном пути видит и Арджуна, поэтому он задает вопрос (33 – 34), о подвижности и шаткости разума (манаса).

33. Для этой йоги, которую ты определяешь, Мадхусудана, как тождество, я не вижу твердого основания вследствие подвижности.
34. Ибо манас подвижен, Кришна, беспокоен, силен, упорен: его удержать, полагаю, очень трудно, как ветер.

На что Кришна отвечает следующим образом. Для достижения успеха в контроле за манасом необходимо побороть самого себя, достичь бесстрастия и постоянно упражняться. Бесстрастие подразумевает также отрешенность от желания пережить блаженство, даруемое этой йогой (35 –36).

35. Несомненно, о мощный, манас трудно укротим, шаток. Упражнениями, однако, Каунтея, и бесстрастием он обуздывается.
36. Для невладеющего собой йога трудно достижима, так думаю я: но тот, кто поборол себя, собою же и упражняется, тот может правильно овладеть йогой.

Понимая трудность этой работы, Арджуна задает следующий вопрос (37 – 39). Что будет с человеком, который не достигает успеха в йоге, и который свернул с традиционного пути. Т.е. человек оставил учение предыдущего этапа развития и не добился успеха на новом пути?

37. Неотрешенный, (но) полный веры, отпавший сердцем от йоги, не достигший успеха в йоге, каким путем, о Кришна, он идет?
38. Отпав от обоих, разве не исчезает он, подобно разорванной туче, не устоявший, о мощнорукий, сбившийся с пути Брахмо?
39. Это сомнение, Кришна, благоволи рассеять окончательно, ибо никому иному, кроме тебя, невозможно разрешить это сомнение.

Кришна дает следующее разъяснение: добродетельные не идут дурным путем. Даже только пожелавшие познать йогу обеспечивают себе хорошее будущее в следующих рождениях. А в следующей жизни усилия, затраченные на освоение йоги, станут мощным фундаментом духовного роста. Прежние упражнения увлекают его на путь духовного совершенствования даже помимо его воли (40 – 44). Это эфект положительного воздействия соответствующей перинатальной матрицы и связанных с ней трансперсональных ассоциаций.

40. Партха, ни здесь, ни потусторонне нет гибели для такого, ибо ни один добродетельный никогда не идет дурным путем, сын мой.
41. Достигнув миров праведников, прожив (там) бесчисленные годы, в чистом счастливом доме ) рождается отпавший от йоги.
42. Или в семье мудрых йогинов рождается он, но самое трудное в мире - подобное рождение.
43. Там он получает (достигнутое) в прежних воплощениях единение с мудростью и вновь стремится к совершенству, о радость куру.
44. Прежними своими упражнениями он увлекается помимо воли; даже желающий познать йогу преодолевает слово Брамы.

Далее Кришна усиливает это положение.

45. Но йогин, покоривший свой манас, очищенный от грехов, многими рождениями достигший совершенства, тогда идет Высочайшим Путем.
46. Иогин превосходнее аскетов, он считается превосходнее мудрых; превосходнее действующих - йогин; поэтому стань йогином, Арджуна.
47. А из всех йогинов тот, который предан мне глубиной духа, с верой почитает меня, (есть) наиболее воссоединенный, полагаю.

Добившийся же успеха в йоге идет Высшим Путем, он превосходнее мудрых, и превосходнее действующих. Здесь мудрые употребляется в смысле размышляющих по системе санкхья, а действующий это люди, которые используют религиозные техники в обыденной жизни, и которые совершают принятые обряды почитания богов. Йогин превосходнее аскетов, которые занимаются укрощением плоти. Поэтому стремись к йоге. Из всех йогинов тот, который предан Кришне и почитает именно Его, наиболее воссоединенный (45 – 47).


Рецензии