Царственное знание и царственная тайна

Размышления о главе 9

Утвердив себя как Вечное Непроявленное Непреходящее Бытие (8.20), Кришна начинает рассказ о том, как он связан с этим преходящим миром и каково Его влияние на него. Это знание он называет Царственной наукой, царственной тайной. Оно является высшим очистителем души, освобождающим от неблагого (1 –3). Люди, которые игнорируют это знание, возвращаются путями смерти и самсары.

1. Я возвещу тебе это наитайнейшее знание и осуществление знания, о безупречный, познав которое, ты от неблагого освободишься.
2. Царственная наука, царственная тайна, это - высочайший очиститель; наглядная, достижимая, закономерная, легко выполнимая, непреходящая.
3. Люди, не верующие в этот закон, о подвижник, не достигнув меня, возвращаются путями смерти и самсары.
Теперь Кришна рассказывет о взаимосвязи мира прявленного и Непроявленного.
4. Мной в непроявленном виде распростерт весь (подвижный) мир, во мне пребывают все существа, но я не пребываю в них.
5. Но и не пребывают во мне существа, виждь мою владычную йогу; носитель существ, но не пребывающий в существах я сам производитель существ.
6. Как всепроникающий великий Ветер всегда пребывает в пространстве, так все существа пребывают во мне; это постигни.
7. Все существа, Каунтея, входят в мою природу в конце кальпы; снова в начале кальпы я их произвожу.
8. Пребывая вне собственной природы (пракрита), я произвожу снова и снова все это множество существ, помимо (их) воли, по воле природы.
9. И не связывают меня эти действия, Дхананджая, пребывающего безучастным, не привязанного к этим действиям.
10. Под моим наблюдением природа производит подвижное и неподвижное, по этой причине, Каунтея, вращается (преходящий) мир.

Взаимосвязь проявленного мира Непроявленным изложена в форме ассоциаций в шлоках (4 – 10). Отметим следующие особенности. Хоть Кришна Непроявлен, им распростерта вся вселенная. Все существа пребывают в нем, но не наоборот. А также не пребывают существа в Кришне это эффект его йоги. Чтобы как то разъяснить это противоречие с пребыванием и не пребыванием существ в непроявленном, Кришна приводит такой пример: как Великий всепроникающий ветер дует в пространстве, так все существа пребывают во мне. Здесь надо почувствовать приведенную ассоциацию, т.к. логически утверждение противоречиво.

В начале кальпы (периода существования вселенной) все существа выходят их Непроявленного, и в конце возвращаются в него. Это происходит не по их воле, а по воле природы, которая действует под наблюдением Кришны. Сам Кришна безучастен к этим действиям, и они Его не пятнают. Это очень сильно отличается от христианской концепции Бога, который ревностно следит за нашими действиями. Отсюда напрашивается вывод, что Бог христианской религии находится в мире проявленном и таким образом Он не представляет полностью трасцендентальную область Духа.
Далее следует очень сильное утверждение 11. «Безумные презирают меня, принимающего человеческий образ, не ведая моей Высшей Сути, Владыки всех существ». Это утверждение, конечно, можно применить к конкретному воплощению Кришны и тогда получится простенькая история. Глупые люди не видят великих посвященных Кришну, Христа и т.д. Но, на мой взгляд, здесь заложена значительно более сильная идея. Кришна и Христос, являясь высшими духовными сущностями, в преходящем мире проявляют себя как люди. Но чтобы вернуть правильное понимание человеческой природы Кришна говорит, что его проявление в людях это Человечность. Христос говорит людям «Вы Боги». Общеизвестный тезис в христианстве звучит так: человек создан по образцу и подобию Божьему и Сын Человеческий имеет всю власть, переданную ему Богом. В таком аспекте это утверждение подчеркивает Божественный потенциал в каждом человеке.

12. Тщетны надежды, тщетны дела, тщетно знание неразумных, предавшихся бесовской (ракшасной), демонической (асурической), заблудшей природе.
13. А махатмы, о Партха, прибегая к божественной природе, почитают нераздельной мыслью меня, познав Непреходящее Начало существ.
14. Постоянно прославляя меня, подвизающиеся, твердые в обетах, поклоняясь мне, о Партха, чтят (меня) благоговейно постоянно преданные.
15. Иные также, жертвуя жертвой мудрости, почитают меня как Единого, как многочастно-разделенного, вездесущего.

Неразумные люди ищут союзников среди более мелких Богов, при этом забывая о своем собственном всемогущем потенциале, что естественно глупо. Однако (12), тщетны их дела и их усилия. Делая ставку на асурические силы природы, они впадают в заблуждение. Махатмы, которые обращаются к божественной природе, поклоняясь Кришне, познают Его как Непрехдящее Начало всех существ. Другие, жертвуя жертвой мудрости, познают Кришну как Единого, многочастно-разделенного и вездесущего. Таким образом, при разных личных психологических установках люди приходят к познанию Кришны, но в разных его аспектах (13 – 15).

В шлоках (16 – 18) Кришна приводит перечень религиозных понятий, традиционных для ведического учения, в которых его можно познать. Здесь и понятия Отец, Мать, Предок, Путь, Обитель и т.д. Разные школы и течения выдвигают на первое место одно или несколько из этих понятий, работая с которыми человек получает духовное развитие. Все эти категории познаются в трансперсональных видениях, которые классифицируются как переживание универсальных архетипов (см. раздел «Стукуры бессознательного»).  Особое внимание надо обратить на (16), где Он идентифицирует себя как жертвенность во всех ее проявлениях и как обряд и как чувство и как пожиратель жертвы. Здесь аналогия с праведностью праведных и вдобавок полный процесс в материальном мире.

В разделе «Жертва Брахмо» уже отмечалась эта тройственная связь между жертвоприношением, жертвой и делающим жертву.

16. Я обряд жертвоприношения, я жертва, я возлияние предкам, я корни, я мантра, я очищенное масло, я огонь, я возношенье.
17. Я Отец этого (преходящего) мира, Мать, Творец, Предок, предмет знания, очиститель, слог АУМ, Риг, Сама, также Яджур.
18. Путь, Супруг, Владыка, Свидетель, Обитель, Покров, Друг, Возникновенье, Исчезновенье, Опора, Сокровище, Непреходящее Семя;

Далее идут внешне противоречивые утверждения, столь характерные для Кришны.

19. Я пламенею, я задерживаю и посылаю дождь, я бессмертие, а также смерть, я Бытие и Небытие; Арджуна;

Эта шлока (19) содержит очередное внешне противоречивое утверждение: «.. я бессмертие, а также смерть, я Бытие и Небытие,». Этими утверждениями Он подчеркивает свою Непроявленность, которая реализуется в противоположных процессах. Логическое приятие таких тезисов очень затруднительно. Однако в трансперсональных переживаниях человек очень легко это постигает.

Далее Кришна описывает участь тех, кто желает желаний. Эти люди, совершая религиозную практику, предусмотренную Ведами, попадают в райские кущи. Насладившись блаженством они идут в мир смертных, получая таким образом восхождение и нисхождение. Идея вечного ада и вечного рая отсутствует в индийской философии. Конечные дела порождают конечные последствия (20 – 21).
20. Знатоки трех (Вед), пьющие сому, очищенные от грехов, принося жертвы, просят у меня небесного пути; достигнув чистого мира владыки богов, они вкушают дивные божественные наслаждения.

21.Насладясь этим обширным райским миром, исчерпав заслуги, они попадают в мир смертных; так, следуя тропственному закону (Вед), желая желаний, они получают восхождение и нисхождение.
Для того что бы избежать этого круговорота необходимо приносить жертву с другой психологической установкой.
22. Тех же людей, постоянно преданных, которые, не думая о другом, чтят меня, я ввожу в покой йоги.
23. Те же, которые, поклоняясь другим богам, жертвуют полные веры, те также, о Каунтея, жертвуют мне, хотя и не по древнему закону.
24. Ибо я вкуситель и владыка всех жертв, но меня они поистине не познают и потому отпадают.
25. Идут к богам служащие богам; идут к предкам служащие предкам, к духам (бхута) идут жертвующие духам, жертвующие мне идут ко мне.
26. Лист, цветок, плод, воду ко мне с благоговением приносит, это принесенное с благоговением я принимаю от смиренного духом-.
27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни вкушал, что бы ты ни приносил в жертву, что бы ты ни давал, какой бы подвиг ни совершал, Каунтея, совершай это, как приношение мне.

Кришна объясняет эффект приносимой жертвы. Кому люди жертвуют, туда они и идут. Жертвующие богам идут к богам, жертвующие предкам идут к предкам. Но несмотря на все многообразие жертв разным богам все они являются жертвой Кришне (ибо он владыка и вкуситель всех жертв) и от него получает человек желанное благо (7.22). Коль скоро эти жертвы не направлены непосредственно к Кришне, то эти люди не могут его постигнуть. Для познания Кришны необходимо все свои дела, все подвиги совершать как жертву Кришне с чувством благоговения. Таких людей Кришна вводит в покой Йоги (22 – 27).

Эффект перехода всех жертв именно к Кришне можно пояснить таким образом. Человек построен по образцу и подобию Бога. В человеке есть чувство религиозности. Так вот Кришна это тоже само чувство религиозности, но у Бога. Поэтому, когда в человеке это чувство просыпается и он приносит жертву своему Богу, это есть жертва Религиозности Бога, то есть Кришне.

28. Так ты освободишься от хороших и дурных плодов, от уз кармы; приобщаясь йоге отречения, освобожденный, ты приблизишься ко мне.
29. Я одинаков ко всем существам, нет для меня ни ненавистного, ни дорогого; те же бхакты, которые поклоняются мне,  они во мне, и я в них.
30. Даже если очень дурно поступающий поклоняется мне, не поклоняясь иному, его можно считать праведным, ибо он решил правильно.
31. Скоро он станет праведником и войдет в вечный покой. О Каунтея, познай, поклоняющийся мне не погибнет.
32. Ибо ищущие крова у меня, Партха, хотя б они были и дурного рождения: женщины, вайшьи, даже шудры идут высочайшим путем.
33. Тем более чистые брамины, благочестивые, царственные риши; вступив в этот непостоянный, безрадостный мир, поклоняйся мне.
34. Размышляй обо мне, почитай меня, жертвуй мне, совершай поклонение мне; так ты придешь ко мне, предавшись мне (поставив) меня высшей Целью.

Такой стиль жизни приводит к освобождению от уз кармы, от дурных и хороших ее плодов. Силой йоги отречения приближаются к Нему. Кришна ко всем одинаков, у него нет избранных. Люди любящие Его в нем и Он в них. Поклонение Кришне в любых его аспектах спасает даже дурных людей, тем более праведных. Основная дорога к нему лежит через размышление о Нем, почитание Его, Жертве Ему и желание достичь Его как Высшей цели в жизни.

В шлоке (32) отмечены люди, имеющие неблагополучное рождение: женщины, вайшьи,  шудры. Термин дурное рождение следует рассматривать как рождение в теле, имеющем предрасположенность к материальной стороне жизни. Женщина в силу своего предназначения значительно более связана с природой. Она как сама природа рожает детей. Поэтому для женщин труднее воспринимать абстрактно логические категории. Ее внутренний мир значительно более конкретизирован, чем внутренний мир мужчины. Вайшьи, по своей природе, это ремесленики, которые тоже непосредственно связаны с процессами переработки материальных продуктов. Шудры стоят на таком уровне развития, что не могут взять ответственность за свою жизнь на себя. Поэтому они могу только служить другим. А служа другим, они, естественно, принимают идеологию и мировоззрение своего работодателя. Поэтому эти рождения считаются неблагоприятными для высшего религиозного поиска.
 
Название главы говорит о царственной науке и царственной тайне. Его можно сопоставить с образом жизни царей. Это люди, ведущие активный образ жизни, принимающие важные для страны решения, вершащие суд и ведущие войны. Последний раздел говорит о том, как достигать Высшего Пути находясь в толчее дел.


Рецензии