Силопроявление

Размышления о главе 10

В предыдущей главе Кришна говорил о том, что его образы представлены в различных религиозных символах (9.16 – 9.19). Продолжая эту тему Он рассказывает Арджуне о своих силопроявлениях в мире. Его происхождения не ведают даже боги, ибо он Начало всех богов. И постижение Его как владыки мира, нерожденного, безначального освобождает от всех грехов. Т.е. несмотря на то, что все дела опутаны грехом, как пламя дымом, постижение истинной причины всего происходящего, его непроявленного истока приводит к освобождению от этого греха (1 – 3). Аналогичное утверждение, что истина  освобождает от греха, есть и у Христа Иоан  8.32. «... и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».

1. Итак, снова, о долгорукий, внемли моему высочайшему слову, которое я возвещу тебе любимому, желая блага.
2. Моего происхождения не знают ни множество богов, ни великие риши, ибо я Начало всех богов и великих ришей.
3. Кто знает меня, нерожденного, безначального, великого владыку мира, не заблуждающийся среди смертных, (тот) освобождается от всех грехов.

Далее в шлоках (4 и 5) идет перечисление человеческих качеств, в которых проявляется Кришна. Большинство из них в существующей системе ценностей имеют положительную оценку. Тем более интересно обратить внимание на противоположные свойства: страх и бесстрашие; радость и страдание; честь и бесчестие. С помощью такого приема Кришна, наверное, пытается устранить привязанность к определенным проявлениям у своих учеников и помочь им в выработке отрешенности и равномыслия.
Следует отметить свойство разума, которое упомянуто первым. В традиционной трактовке христианского учения разумности придается не очень большое значение. И считается, что Бог утаил истину от мудрых и разумных и открыл ее малым детям.

4. Разум, познание, отсутствие заблуждения, терпенье, правдивость, самообладание, умиротворение, радость, страдание, возникновение и разрушение, страх и бесстрашие,
5. Кротость, уравновешенность, удовлетворенность,  подвижничество, щедрость, честь и бесчестие - таковы разнообразные состояния существ, от меня (происходящие).

В процессе порождения вселенной от сути Кришны рождаются силой ума древние риши (мудрецы) и Ману, их мир все существа во вселенной. Те люди, которые воистину знают как происходит этот процесс проявления вселенной, те приобщаются к непоколебимой йоге. Постижение Кришны как Начала вселенной, постоянное размышление о Нем и постоянная преданность ему позволяют таким людям достичь Его. Кришна уничтожает в таких людях тьму, порожденную незнанием, с помощью света мудрости. Эта мудрость возникает от присутствия Кришны в собственной сути таких, людей. Присутствие есть акт сострадания Кришны к людям (6 – 11). Здесь вполне уместна аналогия с христианским понятием жертвы, которую Бог Отец совершил послав своего Сына единородного в мир. Частица высшего начала, которая присутствует в сердце каждого человека, это и есть Сын Божий, посланный в мир. Смысл этой жертвы Иисус Христос пояснил следующими словами.

Иоан. гл.3. «16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. ;  17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»
Но дается эта мудрость не автоматически, ее надо найти и следовать ей. Мешает этому наше Эго, которое хочет получить полный контроль над каждой ситуацией и власть над Господом, присутствующем в нашей сущности.
6. Семь великих, древних риши, также четыре Ману рождены от моей сути умом; их мир - эти существа.

7. Кто поистине знает эти мои проявленья и йогу, тот приобщается непоколебимой йоге, в этом нет сомнений.
8. Я Начало вселенной, от меня происходит все; постигая это, меня почитают озаренные, преисполненные любовью.
9. Размышляя обо мне, предав мне жизнь, они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются.
10. Им, постоянно преданным, преклоняющимся, в силу любви, я дарую то приобщение мудрости (буддхи-йога), посредством которого они достигают меня.
11. Ради сострадания пребывая в их собственной сути, я уничтожаю их рожденную от незнанья тьму сияющим светильником мудрости.
Выслушав все этоАрджуна сказал:
12. Ты Высшее Брахмо, высший Кров, высший Очиститель; вечным Божественным Духом, изначальным Богом, нерожденным, высочайшим господом,
13. Именуют тебя все риши, также божественный риши Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса; ты сам то же говоришь мне.
14. Праведным я полагаю все то, что ты сказал мне, Кешава, но твоего проявленья, Владыка, не знают, ни боги, ни данавы.
15. Сам ты знаешь себя через себя, о Пурушоттама; начало существ, господь всех существ, бог богов, владыка мира!
16. Соблаговоли сказать исчерпывающе - ибо дивно твое силопроявление (вибхути) - какими силопроявлениями, преисполнив эти миры, ты пребываешь.
17. Как познаю тебя, о йогин, всегда размышляя-о тебе; в каких, каких образах (бхава), владыка, мыслим ты для меня?
18. Подробно твою йогу и силопроявление, Джанардана, снова поведай; нет для меня насыщения в амрите внимания (тебе).

В шлоках (12 – 18) Арджуна формулирует вопрос к Господу Кришне о Его конкретных силопроявлениях и образах в этом преходящем мире. Арджуна уже осознал те религиозные аспекты, которыми характеризуют Кришну великие подвижники: Высшее Брахмо, Высший Кров, высший Очиститель, изначальный нерожденный Бог и т д., но его интересуют более материализованные образы. Сам Кришна знает себя через самого себя! Концепция создания вселенной Богом для познания самого себя, принимается многими религиозными школами. Здесь интересно отметить, что это познание осуществляется только через божественную часть человеческого сознания.
Как отмечено выше Кришна присутствует в сути каждого существа и через это свое присутствие познает себя в других явлениях мира. И это возможно только через него, другие Боги не знают его проявления, также и данавы (демоны).
Свои силопроявления Кришна описывает следующим образом.

19. Да будет! Я поведаю тебе - ибо дивны мои силопроявления - важнейшее, о лучший Куру, ибо нет конца моему силопроявленью.
20. Я сам, о Гудакеша, стою в сердце всех существ; я начало, середина, конец существ.
21. Из Адитьев я Вишну; из светил я лучезарное Солнце; из Марут я Маричи; среди созвездий я Луна.
22. Из Вед я Сама-Веда; из богов я Васава (Индра); из чувств я манас; в существах я - сознание;
23. Из Рудров я Шанкара; из якша-ракшасов я (Кубера) Владыка Сокровищ; из Васу я Павака; из гор я Меру.
24. Из домашних жрецов знай меня, о Партха, как главного Брихаспати; из полководцев я Сканда; из водовместилищ я Океан.
25. Из великих риши я Бхригу; из слов я Единое Бесконечное; из жертвоприношений я жертва шепота мантры; из устойчивых я Хималая;
26. Из деревьев я ашваттха; из дэвариши я Нарада; из гандхарвов я Читраратха; из блаженных я муни Капила;
27. Из коней знай меня, как Уччайшраву, возникшего из амриты; из царственных слонов я Айравата; из мужей я царь витязей;
28. Из оружий я Ваджра; из коров я Камадук; из порождающих я Кандарпа; из змиев я Васуки;
29. Из нагов я Ананта; из обитателей вод я Варуна; из предков я Арьяман; из вожатых я Яма.
30. Из дайтьев я Прахлада; из счетчиков я Время; из зверей я царь зверей; из птиц я Вайнатея;
31. Из очистителей я Ветер; из носящих оружье я Рама; из рыб я Макара; из потоков я Джахнави;
32. Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна; из наук я есмь учение о Высшем Атмане; я речь одаренных словом.
33. Из букв я «А»; из сочетаний я двоица; я нескончаемое время, творец всюдуликий.
34. Я всеуносящая смерть; я возникновение долженствующего возникнуть; в женщинах я слава, красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.
35. Брихатсаман  из гимнов; из размеров я гаятри; из месяцев я Маргаширша; из времен года я время цветенья;
36. Из обманывающих я игральные кости; я великолепие великолепных; я победа, я решимость, я правда правдивых.
37. Из рода Вришни я Васудэва; из пандавон - Дхананджая; из муни я Вьяса; из певцов я Ушана-певец.
38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе; я безмолвие тайн; я знание познающих.
39. То, что во всех существах есть семя, это - я, о Арджуна; и нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня.
40. Нет конца моим божественным проявленьям, о подвижник; так вкратце сказано мной о разнообразных силопроявлениях.
41. Все, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это все, постигни, возникло из частицы моего великолепия.
42. Но к чему тебе эти многие знания, Арджуна? Установив этот целокупный (преходящий) мир одной частицей (себя самого), я пребываю.

Шлоки (19 – 38) содержат разнообразные описания силопроявлений Господа Кришны. Из них мы рассмотрим только, те которые имеют аналоги в нашем мировозрении. 10.20 Сам я стою в сердце всех существ; я начало середина, конец существ. 10.32. Я начало, конец, а также середина творений…. В этих высказываниях проведена самоидентификации Кришны относительно процесса творения. Весьма уместно сравнить эти высказывания с самоидентификацией Иисуса Христа: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержатель (Откр. 1.8). Здесь видно полное тождество проводимых самоидентификаций.

22 …из чувств я манас; в существах я – сознание. (манас интегрированное шестое чувство разум + сердце + интуиция), 32…я речь, одаренных словом. 38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе, я безмолвие тайн, я победа, я решимость, я правда правдивых. Эти свойства аналогичны упомянутым ранее (7.10 я мудрость мудрых, я великолепие великолепных). Все они есть проявление присутствия Господа в сути существ.

Следующая группа свойств связана с тем, что принято называть рожденьем-смертью. 10.33…. я нескончаемое время, творец всюдуликий. 10.34. Я всеуносящая смерть, я возникновение долженствующего возникнуть;… . Эти свойства связаны с упомянутой природой Кришны как начала и конца всех существ.

Из достоинств женского рода Кришна отмечает: красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость, слава 34. Из времен года я весна 35.
Шлока 39 конкретизирует 20. “То, что во всех существах есть семя, это – я, и нет существа подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня”. Таким образом, Кришна говорит о своем многочастно-распределенном аспекте и целокупности мира, движения которого контролируются Им.

Не все термины и понятия, упомянутые в этом отрывке, хорошо знакомы нашему читателю. Поэтому, очень важные аспекты могут ускользнуть от понимания. Приведем соответствующие пояснения.

Наг, это многоголовый змей (обычно три, пять или семь голов). Считается, что наги заселяли землю до прихода человеческой расы. Они являются очень мудрыми существами. В русских сказках наг примерно соответствует Змею Горынычу. В индуистских мифах наги часто защишают мудрецов от нападения злых демонов. Этот сюжет есть в сказаниях о Кришне и в повествовании о Будде.

Из высшей троицы Богов индуистского пантеона (Вишны, Шива, Брахма) Кришна ассоциирует себя с Богом Вишну. Брахма — Творец, Шива -Разрушитель, Вишну -Поддерживает равновесие. Каждое духовное существо выражает себя в символах и учениях. Веды это классические сборники религиозных текствов. Кришна говорит о том, что он соответствует духу Сама Веды. В предыдущей главе он соотнес себя также с Яджур Ведой.

Далее сила Кришны проявляется не только в добродетельных Богах. Он является царем Богов — Ишварой. Также Он является Богом Смерти — Ямой, и Богом Богатств — Куберой.  Якша-ракшасы это злые бесы. Змии, в этом тексте, это обитатели подземного царства. Также Кришна это обманщик, специализирующийся на игре в кости. Также сила Кришны проявлена в Солнце,  и связана с Луной. В магических системах очень часто магия Солнца противостоит магии Луны. Из стихотворных размеров он соответстует гаятри. Именно этим стихом написана вся Бхагавадгита.
Таким образом, в наших морально-этических категориях, Кришна проявляет себя как в силах «добра» так и в силах «зла». Как сердцевина каждого существа он присутствует в «хороших» и «плохих» людях и т.д.

(40 – 42) резюмируют сказанное: все крепкое, истинное, прекрасное идет от Кришны и нет необходимости в длинном списке. Надо найти его в себе. А это делается путем выхода на трансперсональный уровень сознания.


Рецензии