Автобиография фрагменты

Есть такое выражение «кому война, кому мать родна».Перестройка сгубила много человеческих душ и судеб, но были и такие, кто поймал, как говорится , за хвост свою удачу. Правда, лично мне известны в основном такие, кто и до перестройки жил небедно ,просто  смог реализовать свои инстинкты «жить получше за счет ближнего своего».  Таких примеров,  чтоб поднялись из низов, без, как сейчас говорят,  стартового капитала, и при этом не замарав или душу, или здоровье, а часто и то, и другое, лично я не знаю. Если такие и  были-значит, кубышка была у кого-то из родственников – раньше. Лариса была из таких.  Вот у кого был и блат, и связи,и деньги-еще при Союзе. Не миллионерша, но жила роскошно, у неё была отдельная квартира : родители купили,опять же ,еще при Союзе, она работала в крутой специализированной гимназии-физику, кажется, преподавала. И для неё, конечно, перестройка стала шансом реализовывать  свои возможности. Она купила себе киоск, причем ничем не  рисковала - если б прогорела, расплатились бы, опять – таки,  родители,- но она не прогорела. Вскоре киосков у неё стало два, потом больше, потом она еще, как говорят, «расширилась». Поторговав лет несколько, она купила себе квартиру в элитной новостройке на Пирогова-с подземным гаражом и прочими прибамбасами ,- ну а дача у неё опять –таки была еще с советских времен.  Помню-уже в начале 2000 х у неё был мобильный телефон-она носила его на груди, тогда так было модно, а телефоны самые первые были очень дороги, я лично свою первую звонилку купила в начале 2007 го, ну а супруг, кажется , годом раньше. А тогда у меня телефона не было, даже стационарного, и я помню, как возмущалась Лариса,когда этот телефон у неё отняли,сорвали прямо с шеи. Мы еще тогда продолжали ходить к ним в гости, уже в их элитную новостройку,  и ходили до самого несчастного случая, приключившегося с моим мужем. Однажды, когда мы оттуда возвращались пешком, глубокой ночью, он зачем-то отправил нас с сыном  вперед, ну ,мы послушались,  пошли. Бог нас хранил, а вот мужу повезло меньше. Он нарвался на кого-то,с кем-то по дороге подрался, пришел домой примерно через час после нас. Мы сразу вызвали ему скорую, и его отправили в больницу.  Супруга мы вылечили, но с тех пор к Ларисе больше мы не ходили. Видите ли, у  меня очень  развита интуиция-может, слишком развита , я всегда слушаю предупреждения Небес -и мне показалось, что  эти два события  -визит к подруге и последующее нападение-нелогично и непрямо, но как-то связано. Помните, я рассказывала вам, что после нападения на меня в подъезде я больше никогда не надевала желтеньки беретик, в котором я тогда была, причем в тот день я надела его впервые? Вот здесь примерно такая же  связь. Кому-то не логично, а мне яснее ясного. Скажете, суеверие? Бросьте! Я ж вам не про черных кошек и соль рассказываю! Да и нет таких суеверий. Это - мое личное мироощущение, эксклюзивное ,  а кому –то из вас, может,  и понятное . Ладно,проехали.

Так вот. У всего есть обратная сторона и цена, только  иногда эту цену платят другие.  У Ларисиного обогащения эта сторона, конечно, была. В этой связи мне вспоминается одна история. Как-то раз я пришла зачем-то к Ларисе-тогда она только начала подниматься, купила  только что свой первый киоск,и жила еще там,на Ворошилова.Планировка той квартиры была ровно такой, как у меня дома на Героев Сибиряков. Я стояла в прихожей, снимала  плащ, и одновременно видела и Ларису, курившую на кухне, и какую-то девушку в комнате, лицом к балкону и окну, согнувшуюся в три погибели, стоящую на полу ,на  коленях,босую,опиравшуюся на какой-то ящик,и что-то ожесточенно на этом ящике подсчитывающую. Были отчетливо видны её черные пятки и слышны резки всхлипывания.  Я бросила сочувственный взгляд в комнату, потом пошла в кухню, к Ларисе, мы поздоровались, о чем – то поговорили, уже не помню, о чем,  и потом я осторожно спросила, что там случилось. Лариса объяснила, что  девушка работает на неё, что  у неё недостача-ящик водки. И та пытается посчитать и вспомнить,  куда эта водка делась. Не знаю, сколько мы проговорили, может, час или два, а та девушка все считала, и всхлипывала, и причитала что-то. Мне всё это было тягостно, неприятно,девушку было очень жаль, мои мысли были, очевидно, написаны у меня на лице,  да я и Ларисе сказала, что  девушка, по моему мнению,  не виновата ,что произошла  какая -то ошибка. Потом я ушла, а через пару дней встретила ту девушку –случайно, в магазине,я спросила у неё ,как дела . Она, вся сияя ,сказала,что ,мол, нашлась водка – оказывается, Лариса САМА ( !!!!!) эту водку увезла, и типа забыла. Девушка, кстати была, её дальней родственницей, или, может, родственницей её мужа. Я испытала тогда смешанные чувства-с одной стороны, я  порадовалась за девушку, что все обошлось,а с другой стороны я поняла, как это у них,у хозяев , просто - засунула , а потом хочу- вспомню,а хочу- не вспомню. И еще несколько  соображений. Первое –для Ларисы эта водка была так ,семечки,а для той девушки-серьезный удар по бюджету, а не исключено, что  и по жизни, второе- что хоть все и обошлось, а для нервов  и здоровья продавца это даром может и не пройти.Третье -что, может, и моя капля меда есть в улье-повторяю, я была полностью на стороне продавца , Лариса прочитала это крупной печатью на моем лице, а она была очень осторожна и умна, возможно,она  просто   решила спустить на тормозах и не рисковать в том конкретном случае,  раз уже есть  невольный  свидетель. Ну и то,.что они родственники ,  нельзя сбрасывать со счетов. Может, с неродным поступили бы круче , а может, и наоборот-мало ли какие там у них внутренние разборки? Четвертое-сколько их ещё было, тех ящиков ,и до,и после -неведомо. И пятое-главное – мне, лично мне, в коммерции-любой-делать нечего. От слова совсем. И каждый раз с тех пор, если хоть тень мысли шла в том направлении, я вспоминала те черные пятки.
…Так что «хозяев жизни» я невольно сторонилась: говоря словами умницы Теккерея , «разве может маленький глиняный горшочек плыть в одном течении с тяжелыми медными котлами?» Но так называемого «рабочего класса»  я сторонилась тоже. Расскажу  вам ещё одну историю, и тоже совсем невеселую. Как-то  раз, и примерно в те же времена ( мы тогда были молодой семьёй)  я по просьбе супруга зашла в одну квартиру на улице Домостроителей. Там работали его знакомые с завода, маляры,и надо было забрать у них какой-то необходимый ему инвентарь(его): сам он не успевал это сделать. Помню-я была в красивом платье,практически вечернем ,бархатном,в туфлях на высоких каблуках, мы собирались с супругом в гости, а это было по дороге. Я зашла в квартиру-дверь была нараспашку - и застала такую сцену. Стены были покрашены криво и косо , след темно красной краски тянулся  середины  стены вниз, к полу, и заканчивался на полу, у кровати,там же валялась кисть , на кровати сидела пьяная женщина лет сорока, но выглядела как минимум на шестьдесят. Напротив неё стоял … не хочу сказать «мужчина», назовем эту мразь «лицом мужского пола»,тоже лет сорока,в спецовке , и тоже пьяный. Он ругался матом и бил женщину по лицу. Он не кричал и не шептал, а как бы просто разговаривал, почти без эмоций. Она молчала и не сопротивлялась ,не пыталась хоть уклониться или встать, только мычала нечленораздельно и тихо,и был слышен омерзительный ,тошнотворный звук ударов ладони по телу.

Инструмент остался, где лежал. Супругу я потом сказала, чтоб он у них ничего  не брал, хоть это был и его инструмент.  Я оттуда ничего  взяла, я просто сбежала, да простит меня Господь, я не стала вызывать милицию или соседей-было гадливое чувство ,что милиция здесь  не поможет,им никто уже не поможет,кроме Господа Бога, их уже не отмыть,только сам замараешься. И инструмент этот казался мне грязным, как и все,что прикоснулось к ним.
Вы скажете - а супруг? Он-то на заводе работал, потом на стройке? Скажу так-он –по  моим понятиям-был не рабочим классом ,а ,скорее , интеллигентом , вынужденным временно надеть личину рабочего ,чтобы прокормить семью. Я знаю и по рассказам и лично несколько таких людей - в темные 90е они и таксовали,и  работали на стройках,и вынуждены были торговать,чтобы  кормить  детей. Мой муж-из их числа.  Так получилось, что кому- то пришлось зарабатывать деньги-и он зарабатывал как мог.

И еще . Поймите меня правильно-я ничего не имею против рабочих да и против богатых людей ,если на то пошло. Люди разные, и как скотина может вести себя и профессор ,и олигарх ,и рабочий, и певец.Кроме того.не раз и не два именно богатые люди приходили мне на помощь,я и сейчас общаюсь с некоторыми вполне обеспеченными людьми и очень их уважаю, да и Господь заповедал нам не судить .Но … Я и не сужу.Но у меня есть право быть с тем,кто мне  нравится,и избегать того,что мне не нравится,вот и все. Не судите и вы…

(продолжение следует…)


Рецензии