Созерцание Вселенской формы

Размышления о главе 11

Выслушав наставление о силопроявлениях Кришны, Арджуна возжелал поиметь прямое видение и чувственное восприятие того, что он услышал в форме учения. Кришна, говорит об этом, что видение его в таком виде обычным зрением невозможно. И «видеть» можно только божественным взором, который сам Кришна и дарует Арджуне. Это зрелище целокупно-стоящего мира со всеми подвижными и неподвижными существами производит неизгладимое впечатление, на каждого человека, с которым это происходит. Наверное, это одно из сильнейших религиозных переживаний, доступных человеку. Таким образом Кришна дает опыт прямого трансперсонального переживания, которое подтверждает изложенную Им картину мира. Поскольку речь идет об очень глубоком трансперсональном переживании, Кришна сам своей силой переводит в него сознание Арджуны.

Далее следует описание этого видения.

10. С многочисленными устами, очами, многочисленными чудесными явлениями, многочисленными божественными убранствами, многочисленным божественным воздетым оружием,
11. Облаченный в божественные венцы и одежды, умащенный божественными мастями, всечудесный, пламенеющий, бесконечный, вездесущий, всюдуликий.
12. Если бы в небе разом возникли светы тысячи солнц, эти светы походили бы на сияние того махатмы.
13. Там в теле бога богов увидел тогда Пандава цельнокупно пребывающий весь мир, многократно разделенный»
14. Тогда, проникнутый изумлением, с вздыбившимися волосами, Дхананджая воззвал к богу, преклонив главу, сложив руки.

Арджуна сказал:
15. Вижу богов в твоем теле, о боже, также множество разных существ, владыку Браму, сидящего на лотосе-престоле, всех риши и божественных змиев.
16. Вижу тебя с многочисленными руками, чревами, устами, глазами, везде бесконечно многообразного; ни начала твоего, ни середины, ни конца также не вижу, о владыка всеобразный.
17. Венчанного, со скипетром и диском, преисполненного блеском, пламенеющего во все стороны, вижу тебя, труднозримого, везде пламенеющего огнями, (стрелами) молний, неизмеримого.
18. Тебя подобает ведать, как высочайшее Непреходящее; ты высочайший кров вселенной, ты непреходящий, хранитель вечной дхармы, ты неизменный Дух (Пуруша), так мыслю я.
19. Без начала, середины, конца, бесконечно мощного, с бесчисленными руками, лунно-солнцеокого вижу тебя с устами, пламенеющими жертвенным огнем, блеском своим озаряющего эту вселенную.
20. Ибо то, что между небом и землей, преисполнено тобою одним, также и все стороны (света); узрев этот твой чудесный, ужасающий образ, тройственный мир трепещет, о махатма!
21. В тебя вступают эти сонмы богов; другие, трепеща, славословят, сложив руки; восклицая: «Свасти!» - великие риши и сонмы совершенных воспевают тебя великолепными песнопениями.
22. Рудры, Адитьи, Васавы, Садхьи, Вишвы, Ашвины, Маруты, Ушмапы, сонмы гандхарвов, якшей, асуров, сиддхов взирают на тебя в восторге.
23. Образ твой великий с многочисленными зевами и очами, о мощнорукий, с многочисленными руками, бедрами, ступнями, с многочисленными туловищами, с многочисленными выступающими клыками, миры узрев, трепещут, также и я;
24. Касающегося небес, сияющего, многоцветного, с разверзтыми зевами, с огромными пламенеющими глазами, увидя тебя, трепещет до глубин (моя) душа, я не нахожу ни решимости, ни покоя, о Вишну,
25. Выступающие клыки твои и зевы увидав, подобные пламени (всеуниятожающего.) Времени, я не узнаю сторон, не нахожу спасения; умилосердись, о владыка богов, прибежище мира.
26. Эти все сыновья Дхритараштры вместе со множеством властителей земли, Бхишма, Дрона, также тот сын возничего вместе с моими представителями войск.
27. Вступают поспешно в твои зевы с торчащими клыками, наводящими ужас, некоторые, повиснув между зубов, виднеются с размозженными головами.
28. Как рек многочисленные водные потоки спешат, стремятся, направляясь к океану, так и эти витязи человеческого мира вступают в твои пламенеющие зевы,
29. Как мотыльки попадают в горящее пламя, гибелью завершая стремленье, так на гибель вступают миры в твои зевы, завершая стремленье.
30. Отовсюду ты облизываешь миры, их целиком поглощая пламенными устами; наполнив сиянием весь (преходящий) мир, твой ужасный жар его накаляет, о Вишну.
31. Поведай мне, кто ты, ужаснообразный, поклонение тебе, о высший из богов, смилуйся, познать стремлюсь тебя, изначального, ибо я не постигаю твоих проявлений.

В шлоках (9 – 31) приведено описания видения. Отметим здесь только некоторые моменты, т.к. любое описание такого рода переживаний всегда будет очень условно. Арджуна увидел будущую гибель своих родственников, с которыми ему еще предстоит встретиться на поле брани (26 – 29). Видение также самого Кришны безначального, все заполняющего, без середины, конца, бесконечно мощного (16, 19, 20). Все существа трепещут видя этот образ, и Арджуна тоже (20 - 23). Арджуна не может постигнуть свое видение и просит Кришну дать разъяснение (31).

32. Я есмь время (Кала), возрастая, я причиняю разрушение миру; для уничтожения миров я здесь продвигаюсь; помимо тебя все они не будут (жить), те воины, которые стоят друг против друга в обеих ратях.
33. Поэтому восстань, достигай славы, победи врагов, насладись благоденствующим царством, ибо мною раньше они были поражены, будь лишь орудием, как воин, стоящий слева.
34. И Дрону, и Бхишму, и Джаядратху, и Карну, а также других богатырей, мною убитых, ты рази не колеблясь, сражайся, победи в борьбе соперников!

В своем ответе (32 – 34) Кришна открывает следующую истину: Кришна есть время, которое несет уничтожение всем существам и мирам. Он сам уже уготовил смерть тем воинам, видение которых было у Арджуны, и теперь осталось только реализовать это событие на материальном плане. И это предстоит сделать Арджуне “мною убитых, ты рази не колеблясь”. Таким образом, высказана очень сильная мысль о том, что человек является орудием Бога и Бог может послать его на смертоубийственную битву.

Пережив это видение, Арджуна воздает хвалу Богу, перечисляя все схваченные им аспекты, и просит Господа принять более обыденный вид. Арджуна смущен и напуган тем, что он не оказывал должного почтения Кришне, введенный в заблуждение Его земным обликом (35 - 46).

35. Услыхав эту речь Кешавы, сложив руки, трепеща, венценосец; совершив поклоненье, снова так сказал Кришне, заикаясь, боясь, трепеща, преклоняясь.
Арджуна сказал:
36. Достойно, о Хришикеша, о твоей славе радуется (преходящий) мир и ликует; ракшасы в страхе разбегаются по сторонам, и все сонмы блаженных преклоняются.
37. Как же им не славить тебя, о махатма, более великий, чем Брама, первотворец, бесконечный, владыка богов, миродержец, вечное Бытие и Небытие, которое есть запредельное То.
38. Ты изначальный бог, Пуруша, Древний; ты высочайшее прибежище мира, ты познающий и познаваемое, высочайшая обитель, тобой распростерта вселенная, о бесконечнообразный.
39. Ты Ваю, Яма, Агни, Варуна, Луна, Владыка существ и Предок; слава тебе да будет тысячекратная, и снова и больше слава и слава тебе.
40. Слава тебе с востока и с запада, слава тебе Отовсюду; ты все; бесконечна твоя мощь, неизмеримо движенье, ты все проникаешь, ибо сам ты Все.
41. Считая за друга, если я дерзновенно говорил: «Эй, Кришна, эй, Ядава, эй, товарищ», - не зная этого твоего величия, вследствие беспечности или (дружеского) влечения.
42. Или ради шутки ты не был почтен при прогулке, при лежании, сидении, вкушении пищи, наедине, о Ачьюта. (Бессмертный), и даже при свидетелях, это прости мне, о неизмеримый,
43. Ты Отец мира подвижного и неподвижного, ты его учителя почтенней; подобного тебе нет и превосходящего тебя нет никого иного в трех мирах, о непревосходимо мощный,
44. Поэтому поклоняюсь, простирая тело, умоляю тебя, владыка достохвальный; как отец к сыну; как друг к другу, как возлюбленный к возлюбленной, о боже, соблаговоли быть терпеливым (ко мне),
45. Невиданное раньше узрев, я возрадовался; от страха трепещет мое сердце (манас); тот яви мне, боже, образ, смилуйся, владыка богов, миродержец,
46. Венчанного, со скипетром, с диском в руке, таким я хочу лицезреть тебя, в том образе четырехруком будь, о тысячерукий, всеобразный.

Такого рода видения не могут быть достигнуты изучением Вед, жертвами, обрядами и суровыми подвигами. Даже боги жаждут иметь такое видение. Но оно дается только милостью Кришны тем, кто испытывает нераздельное благоговение (бхакти), кто свершает Его дело, предан Ему, отрешился от привязанностей и невраждебен всем существам. Эта невраждебность очевидным образом предполагает выход за пределы двойственности, иначе она просто недостижима.

В таком видении ясно осознаются путем прямого переживания такие категории как  «Непреходящее», «Воплощенный», «Целокупный мир» и т. д. То есть этим видением Кришна дал Арджуне прямой опыт контакта с высшим знанием.

47. По милости моей, Арджуна, тобой был созерцаем этот мой высший образ (а силу) моей йоги, преисполненный славы, всеобщий, бесконечный, изначальный, в котором, помимо тебя, никто не созерцал меня.
48. Ни посредством Вед, ни посредством жертв, ни посредством изучения, ни посредством обрядов ни посредством суровых подвигов в этом образе (не) возможно созерцать меня в мире человеческом (кому-либо), помимо тебя, о витязь среди куру!
49. Не скорби, не теряй рассудка, лицезрев тот мой ужасающий образ; отогнав страх, с успокоенным сердцем снова созерцай этот (другой) мой образ.

Санджая (человек, видящий происходящее на поле боя)сказал:

50. Так сказав Арджуне, Васудэва явил снова свой образ; махатма успокоил его (Арджуны) страх, явясь снова в своем кротком образе,
Арджуна сказал:
51. Увидев этот человеческий образ твой кроткий, о Джаяардана, теперь я снова прихожу в себя, в свое сознание и в свое естество,
Шри-Бхагаван сказал:
52. Ты увидал тот мой образ, который трудно созерцать; даже боги постоянно жаждут созерцать тот образ,
53. Ни через Веды, ни через подвиги, ни через дары, ни через жертвоприношения нельзя таким созерцать меня, каким ты созерцал меня.
54. Но нераздельным благоговением (бхакти) можно меня таким, о Арджуна, познавать, созерцать и воистину достигнуть, о подвижник!
55. Кто совершает мое дело, (ставит) меня высшей (целью), предан мне, отрешен от привязанностей, не враждебен ко всем существам, тот идет ко мне, Пандава.

Описание этого видения часто используют для дискредитации учения Кришны. Но очень похожее описание есть и про Иисуса Христа. Откровение Иоан. Гл1.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
….
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Наличие столь схожих описаний, а также прямая идентификация Кришны и Христа как начала и конца всех вещей, позволяет сделать вывод, что это две равносильные (равнообъемные) духовные сущности. В видении Иоанна Богослова также прямо указано, что оно произошло по милости Бога.

Отметим, что ни боги ни демоны, представляющие обожествленные силы, не могут по своему желанию видеть такое глубокое трансперсональное переживание. В буддизме существует даже более сильное утверждение. Видение, полностью освобождающее от иллюзии, достижимо только в человеческом теле. Поэтому боги, для того чтобы иметь такое переживание, рождаются людьми.


Рецензии