Преданность

Размышления о главе 12

Хотя неоднократно в течение беседы Кришна говорил о себе как о Высшем Непреходящем и Непроявленном, для Арджуны он более понятен как конкретный воплощенный образ Высшего Бога. Поэтому он задает свой вопрос. Кто более сведущ в йоге, те которые почитают проявленные аспекты Кришны или те, которые чтут Непреходящее, Непроявленное.

1. Те, которые так постоянно преданы, твои поклонники, тебя почитают, также которые Непреходящее, Непроявленное чтут, из них кто более сведущ в йоге?

На этот вопрос Кришна отвечает, что люди, которые чтут Непреходящее, Неизреченное, Непоколебимое, также Его постигают. Но путь постижения Непроявленного очень тяжек, т.к. пути Непроявленного трудно достижимы для воплощенного. С другой стороны, те, кто постоянно предан Кришне во всех действиях, почитают Его, преисполненные веры, укротившие чувства и с уравновешенным разумом, такие люди быстро постигают Кришну (2 – 7). С этой точки зрения методы предлагаемые Кришной для духовной работы в мирской деятельности предпочтительней.

2. В меня погрузивших сердце, которые, постоянно преданные, меня почитают, преисполненные глубочайшей веры, тех я считаю наиболее преданными.
3. Но те, которые Непреходящее, Неизреченное, Непроявленное-почитают, Вездесущее, Непредставимое, Пребывающее на вершине, Непоколебимое, Прочное,
4. Укротившие все чувства, всегда с уравновешенным разумом, те также достигают меня, радуясь благу всех существ.
5. Чрезмерен труд их, преданных сознанием Непроявленному, ибо пути Непроявленного трудно достигнуть воплощенному. Тех же, кто ото всех действий во мне отрешился, (поставив) меня высшей (целью) и нераздельной йогой, размышляя обо мне, почитают (меня),
7. Тех, погруженных в меня сознанием, скоро я становлюсь спасителем от океана самсары и смерти, о Партха.

Далее Кришна переходит к акцентированному перечислению этих методов.

8. Углуби в меня свое сердце (манас), погрузи свой ум в меня, так ты затем будешь пребывать во мне и таким образом выше (самсары), в этом нет сомненья.
9. Но если ты не можешь стойко погрузить в Меня мысли, то старайся достичь меня усилием (йогой) упражнения, Дхананджая.
10. Если и на упражнения ты не способен, то совершай дела Меня ради; совершая действия ради меня, ты достигнешь совершенства.
11. Но если и действовать ты не способен, то, предавшись единению со мною, осуществляй прилежно отречение от плодов всех действий.

При выполнении метода полного погружения сознания, сердце и разум должны быть постоянно сосредоточены на постижении Кришны. Если это не удается, то надо практиковать упражнения йоги и ими пытаться достигнуть Высшего Пути (9). Если и упражнения не удается выполнить из за плохой концентрации, то совершай все дела ради Кришны, как жертву Ему и тогда достигнешь совершенства (10). Но если даже такой образ действий для человека трудно реализуем, то следует практиковать отрешение от плодов дел, предавшись единению с Кришной (11).

Отречение от плодов действий непосредственно дает мир, поэтому оно лучше чем размышление. Глубокое размышление о природе Кришны лучше знания праведных поступков. Праведное поведение (знание), применяемое к повседневной жизни, и делающее ее постоянным служением Кришне лучше, чем упражнения в сосредоточении (12).

12. Ибо знание лучше упражнения, размышленье (дхьяна) лучше знания, отречение от плодов действий лучше размышления; от отречения, непосредственно происходит мир.
13. Без ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости (нирахамкара), равный в горе и радости, терпеливый,
14. Удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решеньях, вручивший мне сердце (манас) и разум (буддхи), кто предан мне, тот дорог мне.
15. От кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира, кто свободен от радости, нетерпенья, страха, волнения, тот дорог мне.
16. Неотвлекающийся, чистый, решительный, хладнокровный, непричастный унынию, покинувший всякие начинания, кто предан мне, тот дорог мне.
17. Кто не радуется, не ненавидит, не тоскует, не вожделеет, покинувший хорошее и нехорошее, благоговейный, тот дорог мне.
18. Равный к недругу и другу, равнодушный к почести и презрению, равнодушный к холоду, жару, приятному и неприятному, свободный от привязанностей,
19. Равнодушный к порицанию и восхвалению, молчаливый, удовлетворенный, что бы ни случилось, бездомный, стойкий в помыслах, благоговейный, он друг мне.
20. Те, кто эту бессмертную дхарму, которая (здесь) изложена, чтят, преисполненные веры, имеющие меня высшей (целью), благоговейные, те мне очень дороги.

Шлоки (13 – 20) содержат описание людей, которые безгранично преданы Кришне, это Его бхакты. Из этого перечня большую часть занимают описания результатов по преодолению двойственности «не радуется и не ненавидит», «равный к недругу и другу» и т.д. Ранее не встречалась такая характеристика «От кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира». Она прямо показывает, что бхакты Кришны не покидают мир, по крайней мере в мыслях. «Бездомный», еще одна отличительная черта, которая прямо не упоминалась ранее. Ее можно сравнить с высказыванием Иисуса Христа о том, что Сын Человеческий не имеет где преклонить голову.


Рецензии