Распознавание между полем и познавшим поле

Размышления о главе 13


Выслушав ответ о познании Непреходящего и отличии его от познания проявленных аспектов Кришны, Арджуна задает вопрос о соотношении духа (Пуруши) и материи (Пракрити). О процессе познания и познающем, о знании и предмете знания.
Пракрити и Пурушу, поле и познавшего поле, это я хочу познать, знание и предмет знания, Кешава.

Отвечая Кришна говорит: полем именуется наше тело, включая эмоции, тонкие энергии, психическую деятельность и все проявления нашего «Я». Того, кто его познает, именуют познавшим поле, т.е. тот, кто познал себя. Сам Кришна является познавшим поле во всех полях. Мудрость это знание поля и познавшего поле, т.е. полное осознание всех процессов, происходящих внутри нашего «Я» и влиянии их на его проявления (1 – 2).

1. Это тело, Каунтея, именуется полем; того, кто его познает, сведущие именуют: познавший поле.
2. Знай меня как познавшего поле во всех полях, Бхарата; знание поля и познавшего поле это - мудрость, я считаю.

Шлоки (5 – 6) содержат краткое перечисление элементов, входящих в Пракрити. Дадим некоторые пояснения. Великие элементы это пять стихий Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. Принцип личности, Буддхи (сознание, разум) и одиннадцать органов чувств. В органы чувств включаются органы воспринимающие глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние), а также исполняющие: руки, ноги, речевой аппарат, органы выделения и деторождения. Одиннадцатый орган это манас, который идентифицируют словами сердце-разум. Непроявленнвая природа это явления в состоянии пралайя (потенции) и пять пастбищ чувств зрительные образы, звуки и другие ощущения. В понятие поля также включены влечение и отвращение, приятное и неприятное, различные из сочетания, сознание и крепость (материальность). Таким образом поле это совокупность психических процессов, порожденных как внутренними так и внешними воздействиями. Это все с чем мы можем иметь дело, включая непроявленный аспект материи и скрытые субъективные процессы, протекающие в Эго.

5. Великие элементы, принцип личности, разум и одиннадцать (органов) чувств (индрий), непроявленная, (природа) и пять пастбищ чувств;
6. Влечение, отвращение, приятное и неприятное, сочетания, сознание, крепость - вот поле с (его) изменениями вкратце перечислено.
Теперь Кришна начинает разъяснения о том, что такое знание и что такое предмет знания.
7. Смирение, честность, невреждение, терпение, искренность, почитание учителя, чистота, стойкость, самообладание,
8. Отвращение от предметов чувств, отсутствие себялюбия, понимание страдания рождения, смерти, старости, болезни,
9. Отрешенность, отсутствие привязанности к сыну, жене, дому и прочему, постоянная уравновешенность мысли в желанных и нежеланных событиях.
10. Неизменное почитание меня безраздельной преданностью (йогой), пребывание в уединенном месте, отсутствие удовольствия в обществе людей,
11. Постоянство в познании Высшего Атмана, постижение цели истинного знания - это называется, знаньем, все остальное - неведенье.
12. Что подлежит познанию, это я тебе сообщу; познав это, достигают бессмертия; безначально высшее Брахмо; оно определяется ни как Сущее, ни как Не Сущее.
13. Оно имеет везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, везде уши; охватывая все, оно пребывает и мире.
14. Сверкая качествами всех чувств, лишенное всех чувств, непривязанное, однако поддерживающее все бескачественное и наслаждающееся качествами;
15. Вне и внутри всех существ, подвижное и неподвижное, Оно не познаваемо вследствие тонкости; оно далеко и близко.
16. Не распределенное в существах, оно пребывает как бы распределенным; его следует знать как носителя существ, пожирателя и производителя.
17. Оно - свет светов, оно именуется потусторонним тьме; знанием, целью познавания, достигаемое познанием; оно пребывает в сердце всякого.
18. Так вкратце объяснено поле, знание и предмет знания; мой бхакта, постигнув это, вступает в мое бытие.

В шлоках (7 – 18) дается разъяснение знания и предмета знания. Познание проводится познающим поле, который сам как бы распределен в каждом существе и старается познать самого себя во внешних проявлениях. Предметом знания является высшее Брахмо (12), оно определяется ни как Сущее ни как Не Сущее. Оно порождает, поддерживает и пожирает все существа (отсюда просматривается прямая связь между Брахо и Кришной см. раздел «Созерцание вселенской формы»). Бескачественное Оно блистает всеми качествами и наслаждается ими. Оно свет светов, потусторонне тьме и познается в сердце всякого. Также все остальные качества, перечисленные в (12 –18), очень важны для направления поиска и познания.

Характеристики реального знания перечислены в (7 – 11). Если у человека, который ищет знания по направлениям, перечисленным в (12 – 18), есть реальное продвижение, то в нем начинают проявляться признаки реального знания: смиренность, честность, отрешенность, неизменное почитание Кришны, как высшего начала, отсутствие удовольствия в обществе людей и т.д. Это не правила морального поведения, хотя они внешне очень на них похоже. Это свойства человека, которые в нем начинают развиваться и проявляться, как следствие знания (познавания) предмета знания. Все остальное: стремление к счастью, карьера, погоня за властью, наслаждениями, социальным статусом есть ложное знание т.е. Неведение (11).
Как замечено в трансперсональной психологии, глубокие переживания космического уровня приводят к изменению характера и мировоззрения. То есть они полностью подтверждают учение, высказанное более двух тысяч лет назад.

19. А Пракрити, и Пуруша, знай, оба безначальны; изменения же и качества, знай, происходят от Пракрити.
20. Пракрити именуется причиной цели, основания и деятельности; Пуруша именуется причиной вкушения приятного и неприятного,
21. Ибо Пуруша, пребывая в Пракрита, наслаждается качествами (гунами), рожденными Пракрити; его привязанность к качествам - причина рождений в хороших и дурных лонах.

Однозначный ответ о первичности материи или сознания (духа) дает (19) Пракрити (Природа)  и Пуруша (Дух) оба безначальны. Природа является причиной изменения качеств. Ее влияние осознается нами как цели и основания деятельности. Пуруша является причиной вкушения приятного и неприятного. Он находясь в природе наслаждается качествами и Его привязанность к качествам является причиной рождения в хороших и дурных лонах (19 –21). Рождение в хороших и дурных лонах можно рассматривать и на протяжении человеческой жизни как процесс духовного развития или деградации личности.

Отношение Духа , пребывающего в Материи к делам природы характеризуется следующим образом: Созерцающий, наслаждающийся, поддерживающий, соглашающийся. А также Высший Атман. Кто знает Пурушу и Пракрити вместе с качествами, тот больше не возрождается даже продолжая существование в теле. Т.е. он больше не попадает под власть своего Эго (22 – 23).

22. Созерцающий, соглашающийся, носитель, наслаждающийся, великий господь (Махешвара), высший Атман - так именуется в этом теле Высочайший  Дух (Пуруша).
23. Кто знает Пурушу и Пракрити вместе с качествами (гунами), хотя он и продолжает существовать, он больше не возрождается.
24. Некоторые посредством сосредоточенья созерцают сами в себе Атмана, другие через усилие мысли (санкхья-йогу), а иные через усилия действия (карма-йогу).
25. Некоторые же, не зная этого, слушая других, почитают (Атмана); даже они превозмогают смерть, преданные Шрута (вероучению).

Познание соотношения Пуруши и Пракрати происходит разными путями. Некоторые люди идут путем сосредоточенного размышления, другие путем - путем созерцания, третьи путем действия (карма йога). А некоторые могут это постигнуть даже просто слушая других (24 –25) и испытывая полное доверие к Учению.

26. Где бы ни зарождалось какое-либо существо, неподвижное или подвижное, знай, это происходит от соединения поля с познающим поле, о бык среди Бхарат,
27. Кто видит величайшего Господа, равно пребывающего во всех существах, непреходящего в преходящем, тот (воистину) видит.
28. Равно прозревая везде равно пребывающего господа, он не вредит сам себе и так идет высочайшим Путем.
29. Ибо, кто видит, что все действия выполняются Пракрити и что Атман бездеятелен, тот (воистину) видит;
30. Когда он прозревает, что бытие отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахмо.
31. Безначальный, бескачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея, не действует и не пятнается.
32. Как всепроникающее пространство (акаша) не загрязняется вследствие (своей) тонкости, так и Атман, пребывающий в каждом теле, не загрязняется.
33. Как единое Солнце озаряет весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет все Поле, о Бхарата.
34. Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и Познавшим Поле и освобождение существ от Пракрити, те идут к Высшему.

Каждое существо во вселенной есть порождение Поля и Познающего поле. Оно происходит от их соединения. Кто может видеть это тот понимает, что Господь равно пребывает во всех существах. Таким образом познается пребывание Непреходящего в преходящем. Становится также ясно, что все изменения и действия осуществляются природой а Высший дух (Атман) бездеятелен. Понимая таким образом, что существование отдельных явлений происходит в Едином, люди идут Высшим Путем и познают Брахмо (26 – 30). Отсюда становится совершенно понятно, что мирскими действиями, имеющими религиозный характер (молитва, милостыня пост, воздержание), нельзя постичь истину.

Это постижение возможно в глубокой медитации. Основанием для такой медитации может служить, например, вопрос, упомянутый в начале книги, «Какого цвета тот, кто распознает цвет?».  Размышляя над этим и погружаясь в глубины психики, человек увидит Познающего Господа и объект познания, тоесть свое Эго, которое и занимается определением цвета. Эго, дающее характеристику цвета и сам цвет, это единый процесс, который изучается Познающим. Увидив Познающего в самом себе человек видит его во всех существах.

Путь к высшему состоит в постижении разницы между Познающим поле и Полем. Безначальный и бескачественный Атман пребывая в рамках поля не пятнается делами, которые производятся в этом теле силами природы. Как не загрязняется всепроникающее пространство в силу своей тонкости, так и Атман не загрязняется находясь в теле. Т.е. грубые энергии природы огибают его. Именно это и надо понять и осознать в своей жизни. Как солнце озаряет мир, так и Владыка Поля озаряет все поле (31 – 34). Здесь также напрашивается аналогия с высказыванием Христа «Я свет миру».

Концепция Поля и Познающего поле в соременных эзотерических и богословских трудах находит выражение в гипотезе о причине сотворения мира. Согласно этим воззрениям Бог сотворил мир для того, чтобы лучше познать себя.


Рецензии