Освобождение от трёх гун

Размышления о главе 14

В этой главе Кришна продолжает разъяснять разницу между Познающим поле и полем. Для этого он обращается к понятию трех гун природы. Знание это наивысшее из знаний, опираясь на него можно достигнуть уподобления самому Кришне и не исчезнуть при кончине мира, а следовательно и не возрождаться вновь при миропроявлении (1 – 2). Работа трех гун это основа понимания Пракрити (Природы). В заключительных главах беседы (16 -18) эта теория будет применена к анализу всех аспектов практической жизни в миру.

1. Дальше тебе возвещу знанье, наивысшее из знаний, познав которое, все муни достигали высшего совершенства.
2. Опираясь на это познание, достигнув уподобления мне, они не возрождаются при миропроявлении, при мирокончине не исчезают.
3. Мое лоно - Великое Брахмо, в него я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ, Бхарата.
4. Тела, которые возникают во всех лонах, - великое Брахмо их лоно, я же - дающий семя отец.

В  шлоках 3 и 4 Кришна дает концепцию возникновения всех существ, используя при этом аналогию с процессом деторождения. Брахмо является аналогом женского лона, а сам Кришна выступает в качестве оплодотворяющего начала. Он вкладывает в Брахмо семена, из которых затем возникают все существа.

Ранше говорилось, что Кришна начало, конец и опора всех существ. Тоже самое было сказано о Брахмо ( см. предыдущий раздел шлока 16). Здесь Кришна уточняет взаимосвязь между этими двумя категориями. Сам Кришна в процессах порождения, существования и смерти является активным началом. Брахмо в этих процессах выступает пассивным началом. Отсюда понятно, что почитание Кришны и почитание Непроявленного (Брахмо) дают один и тот же результат. Но почитание Кришны легче совершать в активной форме, то есть практикуя Карма-йогу. Почитание Непроявленного значительно более сложный процесс.

Эту концепцию можно соотнести с понятием Кришны как смерти. В этот момент он собирает квинтэссенцию жизни и использует ее в качестве семени для дальнейшего процесса миропроявления. При этом качества предыдущего воплощения переносятся через семя на следующее.

Далее он переходит к описанию гун природы.

5. Саттва, раджас и тамас - вот качества, возникшие из Пракрити; они связывают, долгорукий, в теле непреходящего воплощенного.
6. Из них саттва ясное, здоровое связывает вследствие (своей) незагрязненности узами счастья и узами познания, о безгрешный.
7. Знай, что раджас по природе страстно, возникает от вожделения и пристрастия; оно связывает воплощенного, о Каунтея, узами действия.
8. Знай, что тамас рождается от неведенья; оно вводит в заблуждение всех воплощенных, связывает беспечностью, тупостью, сном, ленью, Бхарата.
9. Саттва привязывает к счастью, раджас - к действиям, о Бхарата, а тамас, окутав знанье, привязывает к беспечности.
10. Когда преодолены раджас и тамас, возникает саттва, о Бхарата; если раджас и саттва - то тамас, если тамас и саттва, тогда - раджас.
11. Когда во всех вратах этого тела возникает свет знания, тогда - должно знать - возрастает саттва.
12. Похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство, вожделение - они порождаются, когда возрастает раджас, о тур-Бхарата.
13. Затемнение, бездеятельность, беспечность и заблуждение - эти порождаются, когда возрастает тамас, о радость куру.
14. Когда при возрастании саттвы приходит к кончине воплощенный, то он достигает чистых миров, присущих познавшим.
15. Страстные, придя к кончине, рождаются в узах кармы; когда же умирают темные, они рождаются в лонах заблудших (существ).
16. Чистый плод добрых дел именуется саттвичным; плод раджаса - страдание; неведенье - плод тамаса.
17. От саттвы возникает познание, от раджаса - вожделенье; беспечность, заблуждение возникают от тамаса, также - неведенье.
18. Пребывающие в саттве идут вверх; посередине стоят страстные; пребывающие в состоянии последней гуны, вниз идут темные.

В шлоках (5 - 18)  приведено описание трех гун (качеств) природы. Они отражают состояние (психологическое, внутреннее) человека или другого существа. Свойство саттва проявляется в состоянии незагрязненности, чистоты и здоровья. Оно связывает познающего поле узами счастья и понимания. Свойство раджас это страстность, оно возникает из вожделения, которое является следствием привязанности. Это свойство связывает желанием действия. Свойство тамас рождается от неведения (см. 13.11). Оно связывает с помощью заблуждения и проявляется беспечностью, тупостью, сном, ленью. Саттва привязывает к счастью, раджас – к действиям, тамас - к беспечности (6 – 9).

В шлоках (10 – 18) дается описание динамики и характера взаимосвязей между различными гунами. Рассмотрен вопрос о направлении движения души при выходе из тела, в зависимости от состояния психики, т.е. от преобладания того или иного свойства. Выход из тела возникает в транспекрсональных переживаниях Поэтому для безопасности при их выполнениях надо стремиться к состоянию саттва.  Относительно духовного развития конкретно указано: пребывающие в саттве идут вверх, в раджасе – стоят на месте, тамас влечет вниз.

19. Если созерцающий не видит иного делателя, кроме гун, и знает Высшее над гунами, то он вступает в мое бытие,
20. Воплощенный, превзойдя эти три гуны, дающие начало телу, освобожденный от рождения, смерти, старости и страдания, вкушает бессмертие.

Для того чтобы постичь бытие Кришны и вступить в его обитель (то есть получить морщные переживания космического масштаба) следует превзойти эти три гуны, дающие рождение телу. Необходимо преодолеть двойственные пары рождения – смерти, старость, страдание. Здесь говорится о большем усилии, чем требуется для пребывании в саттве. Последнее требует преодоления гун раджас и тамас (19- 20). Это место можно сравнить с нагорной проповедью Христа, в которой Он говорил, что достижение Царства Небесного требует большей праведности, чем праведность, проповедуемая фарисейским религиозным учением.

Незамедлительно следует вопрос Арджуны о том, как можно превзойти влияние этих трех гун. И по каким признакам можно судить, что это удалось сделать.

21. Каков признак превзошедшего эти три гуны, о владыка? Как он поступает и как он эти гуны превозмогает?

 Этот вопрос следует ответ Кришны. Он говорит, что основа преодоления гун состоит в равновесии. Озарения, деятельности и даже заблуждения не ненавидит, когда они приходят и не желает, когда они уходят. Это явная непривязанность к проявлениям природы и составляет ключ к преодолению гун. Равный в страдании и удовольствии, чести и бесчестии, покинувший все начинания, такой человек именуется преодолевшим гуны (22 – 25). Для большинства людей это выглядит довольно странно. Относится одинаково к просветленному состоянию сознания, когда ощущаешь ясность и понимание, и к сонливому состоянию, когда преобладает вялость и отупение мысли. Эти высказывания не являются оправданием лени и нежелания развиваться духовно, т.к. реально осуществить такого рода равновесное отношение к гунам природы способны только те люди, которые постоянно добиваются плодов праведных дел, т.е. регулярно достигают просветленного состояния сознания, в котором они видят, что «гуны вращаются в гунах (23)» и остаются непоколебимыми.

22. Если он озарения, деятельности и даже заблуждения, о Пандава, не ненавидит, когда они приходят, и не желает их, когда они уходят.
23. Пребывая безучастным; если он не колеблется Гунами - «гуны вращаются», - сказав, если он остается в стороне и не шевелится,
24. Равный в страдании и удовольствии, (если он) остается замкнутым в себе, равный к камню, кому земли, золоту, равный к приятному и неприятному, стойкий, равный к порицанию и похвале.
25. В чести и бесчестии равный, равный к дружественной и враждебной стороне, (если он) покидает все начинания, то он именуется преоборовшим гуны.
26. Кто меня почитает непоколебимой преданностью благоговения (бхакти-йога), тот, превзойдя эти гуны, готов стать Брахмо.
27. Ибо я есмь обитель Брахмо, бессмертного и непреходящего, вечного Закона (Дхарма) и бесконечного блаженства.

Для слияния с Брахмо (то есть установить непрекращающийся контакт с Непроявленным), и вступления в обитель Кришны необходимо преодолеть гуны и иметь непоколебимую преданность и почитание Кришны (почитание не как Бога, а как высшей ступени человеческого развития). Ибо Кришна и есть обитель бессмертного и непреходящего, вечного Закона и беспредельного блаженства. Постигнув Его люди получают эти качества (26 – 27).


Рецензии