Божественное и демоническое асурическое

Размышления о главе 16

Некоторые исследователи текста Бхагавадгиты считают эту и следующие две главы поздними вставками. В них значительно ослабляются основополагающие моменты, высказанные выше. Наставлен ия становятся похожими на обычные религиозные поучения. Мне кажется, что такой диссонанс происходит из за того, что Кришна переходит к изложению болкее низкого уровня знаний, которые нужны для подготовки к восприятию предыдущего материала.

Если все категории, изложенные выше, могут быть познаны только путем перехода к трансперсональным видениям, то есть путем выхода за пределы «Я», то знания, приводимые ниже, относятся к внутренним категориям «Я».

В этой главе приведено описание двух различных видов людей. Первый божественный, приводящий к высшему пути и освобождению от уз. В шлоках (1 – 3) описаны свойства человека, которые свидетельствуют о принадлежности его к первому виду. Шлоки (4, 7 – 18) содержат описание качеств и образа мысли людей второго асурического типа. Люди этого типа рождаются злодеями, малоумными и обманщиками. Они губят себя и ненавидят проявления Кришны (человечность и другие чистые и здоровые свойства) в себе и других людях. Люди асурического типа не имеют правды, они не понимают действие и бездействие. Постоянно получая все более худшие рождения и духовно деградируя в течение жизни эти люди идут низшим путем (19 – 20).

Аналогичное деление есть и в Христианстве. Иоанн 3.20 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились его дела, потому что они злы. 3.21. А поступающий по правде, идет к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны. Принципы разделения совершенно одинаковы.

Возникает вопрос: могут ли люди второго типа изменить свою жизнь и найти путь спасения? Ответом на этот вопрос может быть шлока 9.30. Даже если очень дурно поступающий поклоняется мне, не поклоняясь иному, его можно считать праведным, ибо он решил правильно. 9.31. Скоро он станет праведником и войдет в вечный покой… . Иисус Христос тоже говорил, что он пришел призвать не праведников, но грешников. Итак оба учения могут дать шанс на спасение даже людям с дурными наклонностями.

Этот эффект называют «эффектом слушания». Каждое учение это материализованная форма проявления соответствующего духовного начала. Оно само по себе является живым организмом. Поэтому, когда человек слушает такое учение открыв сердце и позволяя учению воздействовать на него, он уже общается с духовным уровнем. Иисус Христос это явление характеризовал такими словами «имеющий уши да услышит». Воздействие учения можно сравнить с воздействием музыки. Напомним, что в оригинале текст Бхагавадгиты написан в стихотворной форме.

1. Бесстрашие, чистота душевная, стойкость в познании и йоге, щедрость, самообладание, жертвенность, приношение жертв, прилежание, подвижничество, прямота,
2. Невреждение, праведность, безгневность, отрешенность, умиротворенность, отсутствие коварства, сострадание к существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, постоянство.
3. Бодрость, терпеливость, стойкость, чистота, незлобивость, отсутствие самомнения - участь рожденных для божественной жизни, Бхарата.
4. Обман, гордость, самомнение, гневливость, грубость, также неведенье - участь рожденных для (жизни) асуров.
5. Считается, что участь божественная (ведет) к освобождению, к узам - (участь) асуров; не скорби, ты родился для божественной участи, Пандава.
6. Два рода существ есть в этом мире: божественный и асурический; о божественном сказано подробно, об асурическом внемли, Бхарата.
7. Асурические люди не знают ни действия, ни бездействия, у них нет ни чистоты, ни (правильного) поведения, ни правды.
8. Они говорят, что мир (преходящий) без правды, без основания, без Ишвары; возник не от причин и следствий, а ничем иным, как Камой.
9. Утвердившись в этих взглядах, губящие самих себя, малоумные, они рождаются злодеями, губителями (преходящего) мира, вредоносные.
10. Предавшись труднонасытимой похоти, преисполненные лжи, гордости и безумья, в ослеплении избирая ужасные начинания, живут (следуя) нечистым обычаям.
11. Предавшись бесчисленным, губительным мыслям, (поставив) высшей (целью) удовлетворение похоти, они думают: «Такова (жизнь)».
12. Связанные сотнями уз надежд, предавшиеся похоти и гневу, они стремятся удовлетворить, похоть, накопляя неправедные богатства.
13. «Это достигнуто мной сегодня, исполнения этого желания я (еще) достигну; это богатство мое, то будет моим в дальнейшем.
14. Этот враг убит мной, других я также убью; я владыка, я наслаждающийся, я достигший, сильный, счастливый.
15. Я богат; кто иной равен мне? Я буду приносить жертвы, буду одарять, буду наслаждаться», — так говорят ослепленные неведеньем.
16. Блуждая во множестве мыслей, запутавшись в сетях заблуждения, привязанные к усладам похоти, они попадают в нечистую преисподнюю.
17. Превозносящие себя, спесивые, преисполненные корысти, гордости и безумия, они приносят лицемерные жертвы, обманные, не предписанные законом.
18. Предавшись самости, насилию, гордыне, похоти, гневу, они ненавидят меня в своих и чужих телах, строптивые.
19. Их, ненавистников, жестоких, ничтожнейших из людей, я постоянно в самсаре ввергаю в нечистые асурические лона.
20.  Попав в лона асуров, затемняясь от рождения к рождению, не достигнув меня, о Каунтея, они идут самым низким путем.

Шлоки 21 и 22 содержат описание трех врат, ведущих человека к погибели. Это похоть, гнев и жадность. Освободившись от них человек может достичь Высшего Пути.

21. Трояки врата этой преисподней, губящие человека; похоть, гнев и жадность; поэтому нужно отрешиться от этих трех.
22. Человек, освободившийся от этих трех врат тьмы, о Каунтея, творит собственное благо и таким образом достигает Высшего Пути.

В заключение главы дается указание на то, что Писания должны стать основным мерилом жизни (23 – 24). Это положение находится в диссонансе с главой 2 п. 42, 45 и 46, в которых дается критика тех, кто за основу жизни берет только Веды и не ищет ничего более. В других местах книги рекомендованы совсем другие жизненные критерии: 3.25 рекомендует действовать в целях целокупности мира; 3.33 предлагает действовать согласно своей собственной природы (может быть даже и асурической); 3.35 требует исполнения своей дхармы. Шлоки 21 и 22 этой главы говорят о преодолении тяжелых асурических наклонностей, а не о следовании писанию. Все это может свидетельствовать о более поздних вставках в текст, которые значительно ослабляют текст предыдущих глав.

Это кажущееся противоречие можно устранить следующим образом . Кришна не выступает против Вед и других священных писаний. Он указывает на то, что законы, изложенные в этих книгах, поняты поверхностно. На протяжении всей беседы Он раскрывает их более глубокий смысл. Поэтому, Его указание надо относить к осознанному выполнению законов, выраженных священными религиозными текстами. Об этом более подробно Кришна расскажет в следующей главе, посвященной троякому подразделению веры. Аналогичную позицию по отношению к существующим религиозным учениям занимали Будда и Христос.

23. Кто же, отвергнув предписание закона, живет по (своей) прихоти, тот не достигает ни совершенства, ни счастья, ни Высшего Пути.
24. Поэтому да будет Писание (Шастры) твоим мерилом, устанавливающим, что должно и чего не должно делать. Познав предписание Шастр, ты должен совершать дела.

Двоякая природа людей будет сильно сказываться в эпоху Кали Юги, когда внешние различия между кастами, основанные на разнице психологического устройства людей, будут стерты. В эту эпоху смешанные браки людей божественной и асурической природы приведут к кризису семьи и подрыву нормальной концепции сексуального общения. Это видно из шлоки 18.

Люди асурической природы ненавидят проявление человечности в себе и других людях. «Хороший парень не профессия» говорят они. Сам термин «человечность» при переводе часто используют в качестве «сексуальность». Восхождение к Богу через любовный оргазм это традиционное для Индии понимание природы сексуальных отношений. Полное отрицание Божественной природы секса, является характерной чертой деградации религиозных  воззрений в наше время.


Рецензии