VII-4 Изменник

               
                http://www.proza.ru/2019/09/20/1648


   Высоко в небе парил орел и видел с высоты своего полета выжженную степь. По ней тянулась дымящая полоса земли. Вдоль этой полосы шло разбитое войско хазар, потеряв надежду на победу. Сам царь ехал в повозке, закрывшись, чтобы не дышать этой гарью. 

   Последний Хазарии царь Иосиф сын Аарона II из рода Буланидов  глядел куда-то отрешенно, думая. «Как это так получилось, что сильное войско Хазарии потерпело поражение, потеряв в схватке не менее четверти воинов? И вот, побежденное войско бежит. …  И он бежит с этим войском по выжженной земле. Да  еще каждую ночь кас-саки совершают нападения на убегающие отряды».      

   Повозка, запряженная шестью конями, уносила его с подавленными мыслями на юг по выжженной степи. ….


   …. С восходом солнца Гордей и Никон провожали взглядом удаляющийся караван, в котором ехала семья Миланы.

   - Здесь наша земля, и им уже ничто не угрожает. Хазары бегут на юг и сюда вряд ли придут, – улыбнувшись, заговорил Никон. -  Да и еще я оставил воина с ними,  он вернется, как доберутся до места. А нам пора.
 
   - Благодарю, Никон, за то, что ты меня взял с собой, - со счастливым лицом поблагодарил Гордей  Никона.

   Никон, взглянув на Гордея, ответил. - Я воин, а не болтливая баба.

   -  Прости, Никон,  если я скверно мыслил о тебе.
Никон молчал какое-то время.

   -  Гордей, и ты меня прости за незаслуженные обиды. Я видел, как ты в бою вел себя. Мне еще нужно учиться и учиться искусству боя, чтобы драться как ты. Думаю, что сможешь мне показать урок боя.

   Гордей одобрительно улыбнулся, и они помчались галопом  к отряду, что скрылся в дыму степной гари. …


   … Не успели первые лучи солнца коснуться земли, как мимо стражников керханов торопливо прошел крепкого телосложения начальник гулямов . Подойдя к входу шатра, он склонился в низком поклоне и доложил:

   - Прости меня, Великий Царь. Дозорные привели тархана! Он говорит, что есть важное известие.

   - Тархана, хорошо, я сейчас выйду.
Царь, словно не спавший, вышел из шатра. Он принял величественную позу, широкое его лицо  стало непроницаемым, а глаза смотрели пронзительно-уничтожающим прищуром. Около шатра кроме советника и начальника стражи, а также коленопреклоненного Дивея никого не было. Если не считать стражу.

   -  Кто ты и зачем пришел? – спросил царь Дивея.
Не поднимая головы, Дивей ответил:

   - Я Дивей, твой изведыватель из Самоса. Мой начальник Эрзонт Сиеппа. Вот его знак.

   Дивей вытащил из-за подкладки своей туники круглый знак и протянул начальнику гулямов, тот передал старому советнику. Советник осмотрел знак, покрутив в руке, и произнес:

   - Великий Царь, да, это знак Сиеппы.

   Царь посмотрел на Дивея:

   -  Изрекай, с чем пришел.

   - Мой начальник, Эрзонт Сиеппа, когда узнал о замысле Святослава, отправил меня в степь, чтобы я  под видом  тархана проник как можно глубже и действовал по обстановке.  Мне повезло, в городище кас-саков встретил караван с реки Даик, где я встретил приятеля юности. Там в городище встретился и с их атаманом, Амосом. До последнего я держался с их людьми. Когда кас-саки выставили свои войска на стороне Святослава, я понял, что кас-саки вас не поддержат. И стал искать удобного случая, как вам помочь, и случай подвернулся. В ту же ночь я отстал и прискакал сюда, загнав коня.

   - Интересно, что за случай такой, что может переломить ход событий? Да и как после проигранной битвы можно остановить бегущее воинство?

   - Видите ли, какое дело, - тихо заговорил Дивей, оглянувшись по сторонам. – Тут одно племя, человек триста, женщины, старики и дети, встали на ночлег в половине дня пути быстрой скачки от вашего стана. Среди них есть девушка, ее любит сын атамана Амоса, он даже сопровождал ее. У меня есть план, как захватить ее, а позднее схватим и его, воспользовавшись его молодостью и горячностью. Возможно, Амос стал бы сговорчивей с вами, а там, может, он выставит свои войска против Святослава.

   - Что за девка? – повеселев, посмотрел на Дивея  Иосиф. 

   - Младой зовут, какого-то вожака дочка.

   - Все это недостойная возня, – вступил в разговор советник.

   Иосиф молчал, размышляя. Дивей ждал.

   - У атамана Амоса два войска. Одно ведет атаман Бузач со своим племенем торками, и с ним атаманом с сакалибами, Ворон. Они со Святославом идут по вашему следу. Второе, восточнее, ведет сам Амос, с ним кас-саки со своим атаманом Первудом и хеты с атаманом Зарубой. Точное число не знаю, но думаю, если Амос из-за сына переедет на нашу сторону, то с ларисами и гулямами вы разобьете Святославову рать.

   Царь Иосиф молчал. Затем посмотрел в глаза Дивею и стал рассуждать вслух:

   - Это хорошо, если все так, как ты изложил, может и  получится разбить Святослава. …

   Иосиф помолчал, размышляя, Дивей ждал.

   - Это все, с чем пришел? … 

   Старый советник Иосифа признал, что предлагал Дивей весьма умно. Хотя... Кто его знает, что там выйдет.

   - Что тебе для этого необходимо? – спросил у Дивея  Иосиф.

   - Полсотни воинов, – улыбаясь, заговорил Дивей, - чем меньше, тем больше шансов проскочить мимо кас-саков, которые следуют за тобой.

   -  Хорошо. Исполняй свой план, и если он принесет удачу, я награжу тебя. –
   Задумавшись, царь добавил, - может быть. …  Все, я все сказал. – Иосиф, развернулся и ушёл в свой шатер.


   Дивей и полсотни гулямов ехали по тропе через горы, они были напряжены, и нервно вздрагивали при малейшем шуме горных камнепадов. Сам Дивей смотрел  по сторонам спокойнее гулямов, горы для него были не в новинку.

   Он не ожидал, как далеко мог удалиться в горы караван. Он и не нашел бы их, но шум и скрип подводы в горах указывал, в каком направлении  они ушли. Дивей запретил воинам что-либо жечь, как обычно они это делали во время набега. 

   Караван был не слишком большой – всего-то  два десятка подвод. Но людей находилось в каждой повозке не менее десятка.  Во время нападения пришлось убить нескольких,  оказавших сопротивление,  прирезали стариков, которые могли быть обузой при движении. Еще был скот, столь нужный бойцам, и зерно, нужное коням.

   К сожалению, коровы и пленники не могли идти так быстро, как прошли гулямы на конях тот путь, что  они прошли за один день: обратный путь длился три дня, но Дивея это не пугало.

   Расположившись на ночлег недалеко от берега реки и выставив часовых для присмотра за пленными и лошадьми, Дивей лично отправился вместе гулямами отобрать себе и им развлечение.  Один нетерпеливый воин, схватив за волосы сидевшую с края девицу, рванул ее на себя, и запустил руку под одежду.  Девушка заголосила,  сидевший с ней парень накинулся на гуляма.

   - Не убивать! – крикнул Дивей, и нож в руке воина, занесшего его над парнем, развернулся к пленнику тыльной стороны рукояти. – Не ищите смерти, вы нам нужны живыми. Но те, кто попытается сопротивляться,  будут сожалеть, что выжили.

   От повозки отделился бородатый священник, одетый в черное платье почти до земли, заговорил, волнуясь, указывая на пленных из каравана, на гулямов, и на небо.

   - Что ты хочешь? – спросил Дивей.

   - Прошу тебя не трогать женщин, можешь казнить меня, если хочешь, той смертью, что пожелаешь, но женщин прошу оставить в покое.  И Бог вознаградит тебя за это.

   Дивей восхищенно посмотрел на священника. В свои тридцать лет он видел слишком много служителей небес, что быстро забывали  о небе и соплеменниках, завидев над своей головой меч. Одни теряли язык, другие норовили выслужиться перед новыми хозяевами, потакая им во всем. Такие, как этот священник, были большой редкостью. Храбрость достойна была бы вознаграждения.

   - Не бойся, тебя никто не тронет. И той девушке, что ты пытаешься закрыть собой, её не коснется рука воина. 

   Девушек вернули за полночь. Со слезами на глазах они стыдливо прятались и стонали от боли, как от ожога, при любом прикосновении. У многих были разбиты лица, другие прятали опухшие руки. Часовые, что сменились, тут же выбрали себе пленниц на потеху. Они  только к утру вернули девушек.

   На рассвете всех подняли. Плетьми, древками копей и окриками. Изнасилованные девушки с трудом передвигались, их усаживали на подводы. Гулямы и пленный караван подъезжали к стану. Воины смеялись и тыкали пальцами, выискивая других девиц. Девушки жались под наглыми, голодными глазами всадников.


   Царь сидел на покрытой возвышенности и глядел на Дивея. Спустившись с коня, Дивей склонился лбом почти до узора ковра, что лежал перед Иосифом.

   - Ты говорил, что половина дня займет дорога, а прошло три, - медленно проговорил царь, - ты, сын свиньи, говорил, что скоро здесь будет и сын атамана, …  где он?

   - Да не прогневается царь на недостойного слугу своего. …

   - Хорошо, можешь встать. Девушка здесь? Надеюсь, сын атамана не заставит себя долго ждать.

   - Ты плохо знаешь кас-саков, царь! Сын атамана примчится быстрее орла.

   - Тогда, что ты здесь делаешь? Надо известить об этом сына, а то, как он узнает, где ее искать.


   На утренней заре дозорные кассаки  Первуда наткнулись на Дивея. Он был ранен в плечо и грудь, рука висела вдоль туловища, а сам он еле держался на коне.

   Когда дозорные приблизились к нему, он свалился наземь.

   - Дайте пить. …  Воды-ы. …
 
   Дивея привезли в стан.

   Через некоторое время Никон нашел в лагере Гордея. Никон был мрачен.
- Пойдем.

   Гордей без слов поднялся и пошел за ним, не спрашивая, но, чувствуя, что-то случилось. Они вошли в шатер Первуда. Дивей был там, он был слаб, но мог говорить. Гордей, забыв поприветствовать атамана, бросился к другу.

   - Дивей! Что? ... Что с Младой?

   Дивей открыл глаза и посмотрел на Гордея:
   
   - На нас напали, …  хазарские гулямы, ...  дайте мне еще воды. …

   Принесли воды.  Он с жадностью отпил и стал рассказывать дальше.

   - Когда мы остановились на ночлег, развели костры, как на нас напали гулямы. Кто  оказал сопротивление,  их убили, меня ранили. ... Остальных связали и увели, куда не знаю. ... Младу  тоже. …

   Никон схватил Гордея за плечи, спрашивая:

   - Что он говорит?

   Гордей отсутствующим взглядом посмотрел на Никона. А Никон все тряс его за плечи. И с болью в сердце спросил:

   - Что он сказал?

   Гордей с трудом ответил:

   - Млада и всё их племя угодило к хазарам в полон. …

   Никон стал ходить по кругу, не зная, что делать и куда деть накатившее отчаяние.

   Гордей схватил Дивея за плечи и стал трясти, пронизывающе глядя ему в глаза.

   - Это правда?! Правда?!

   Дивей застонал от боли в раненной руке. Его глаза закрывались от страха.

   -  Прости. … Не надо было мне оставаться. … Я не воин. ... Это не мое. …

   Дивей сделал вид, что провалился в беспамятство. У Гордея от бессилья опустились руки, он опустился на колени и смотрел в землю отрешенно, не видя ничего вокруг. Никон, напротив, готов был немедленно бежать, сражаться, крушить и убивать.

   - Мы нападем на их стан. ... И отобьем. …

   Атаман Первуд сохранял спокойствие.

   - Смиритесь. Мы им не поможем. Да и где их искать? Это война и жертвы неизбежны.

   Никон выбежал из шатра, не в силах говорить, не понимая слов атамана. Гордей так и сидел у ложа Дивея.
 

   На следующий день Дивей оклемался и ехал на коне рядом с Никоном и Гордеем. Дивей все рассказывал и рассказывал, как на них напали, а они его молча слушали.

   - Когда нас привели в лагерь, я им объяснил, что я купец, которого война застала здесь. Назвал им имена всех знатных хазар, и то, что я их знаю лично, мне поверили. Меня освободили, предоставив самому себе, никто за мною не следил. Еще я сказал им, на свой страх и риск, что Млада из знатного рода и племя известное среди кассаков. Ее с матерью отделили от остальных. Так что, царь хазар думает, что с ней делать, их держат в отдельном шатре под охраной. Остальных женщин... отдали воинам. Это все, что я смог увидеть.

   -  А зачем ты бежал от хазар? – спросил  Гордей.

   - Мне было страшно. Да и боялся, а вдруг  кто из захваченных женщин  рассказал бы о нашей дружбе. Они  могли решить, что я ваш лазутчик, и тогда б меня пытали...

   - Место можешь показать, где держат Младу?

   - Рядом с обозом. Там же рядом в клетках держат и остальных.

   Гордей предложил план Никону:

   - Нужно нам одеться в одежду хазар,  ночью проникнуть в их стан  и спасти ее. Ты как? со мной?

   - Ты еще спрашиваешь? Только никому ни слова, узнает атаман Первуд - запретит, он отвечает за меня перед отцом.

   - А ты, Дивей, ты пойдешь с нами, - поставил в известность друга Гордей.
Дивей изобразил на лице испуг:

   - Ты что, Гордей, нет, нет, я не пойду! Ты в своем уме?! Я не воин, я и так чудом сбежал, а ты меня обратно…  я вам схему лагеря расскажу и примерное расположение...
 
   Гордей решительно посмотрел на Дивея и твердо сказал:

   - Ты пойдешь. Во имя нашей дружбы. Без тебя у нас нет шансов.

   Гордей смотрел на Дивея пронизывающим взглядом. Дивей отвернулся, глубоко вздыхая, обреченно проговорил:

   - Хорошо, я с вами  …

   Когда стемнело, вокруг костра сидели Гордей, Дивей, Надежа, Никон и Яр.

   - Полагаю, мы сделаем так, - объяснял свой план Гордей, как они будут освобождать Младу. - Я и Дивей будем изображать купцов, а Никон с Яром будут нашей охраной одетые в одежду хазар. Самое главное проникнуть в стан, а когда окажемся внутри стана, думаю, уже будет не опасно, там много народу, где мы уже не будем привлекать внимание. Дивей нас приведет к шатру Млады, там будем действовать по обстановке.

   - А я что буду делать? - возмутился Надежа. – Я тоже пойду с тобою, брат. 
Гордей  тихо, но твердо сказал Надеже:

   - Нет, Надежа. Кто останется старшим в семье, если я погибну? И потом, если... мы не вернемся днем, все расскажешь атаману Первуду. Ты понял? И не пытайся идти за нами, я как старший тебе велю.

   Надежа обиделся и замолчал.

   - Лихое дело вы замыслили, - размышляя, произнес Яр. - Ну, я-то старый, мне умирать, не горевать. А вот, атаман Первуд...

   - Яр, ты дал слово! – Возмутился Никон.

   Яр замолчал.

   - Так у нас все ли готово? – спросил Гордей.

   - Хазарская одежда у нас есть, панцири, шлемы для охраны сопровождения тоже раздобыли,  – оживленно произнес Никон.

   - Хорошо. Тогда выходим в степь, там и переоденемся, – живо произнес Гордей.

   Дивей и Яр встали и ушли за своим снаряжением.

   Никон подошел к Гордею и, положив руку на плечо, произнес:

   - Гордей, по обычаю, идя на смерть, не хочешь побрататься? Если конечно ты не ….

   - Никон, для меня это будет честь, – согласился Гордей.

   Никон посмотрел на Надежу:

   - Налей нам чашу вина.

   Надежа быстро налил в чашу вина и подал Никону. Гордей и Никон встали лицом друг к другу. Каждый сделал надрез на ладони и пролил несколько капель в чашу. Потом они соединили порезанные руки и по очереди отпили из чаши.

   - Что бы ни случилось в жизни, и сколько бы нам не отмерил Бог, ты мой брат. Моя жизнь отныне связана с твоей жизнью. – Произнес Никон. И они обнялись.

   - Никон,  я готов отдать свою жизнь за тебя, мой брат.

   И они еще крепче обнялись.

   Два купца со своей охраной шли по стану врага. Экипировка и спокойствие, с которым они миновали часовых, дали им возможность беспрепятственно проникнуть в стан. На вопросы кто они, Гордей и Дивей представились купцами из Византии. Чтобы не привлекать внимания, они коней оставили у общей коновязи, рядом с входом. Стан жил своей жизнью. Несмотря на поздний час, в свете костров, горевших в проходах между шатрами, и больших медных светильников в форме чаши. Хазары двигалось в разные стороны, занятые своим делом. Многие из них были в полном вооружении, готовые встать на защиту стана в случае атаки. По периметру стана стояли повозки и телеги, чтобы затруднить проникновение при атаке нападающих, случись она. Путь друзей лежал к его западной части, где располагались обозы и тыловые службы: лазареты, скот, даже походные лавки мелких торговцев и перекупщиков военных трофеев. Пару раз их окрикивали, ища кого-то, но больше на них никто не обращал внимания. Наконец они были у цели. Все шатры, что стояли в ряд, но их интересовал только один шатер. Единственно, что отличало этот шатер, это наличие двух стражников керханов.

   - Вот тот шатер, что ближе к обозам. - Показал взглядом Дивей Гордею. – Да, и еще  я узнал стражника, он стоял у шатра в ту ночь, когда мне удалось бежать.
Они остановились, встали кругом, и стали словно разговаривать о чем-то. Гордей, правда, как и Никон, с трудом сдерживались и не отводили взгляда от шатра, где в нескольких метрах от них находилась Млада.

   - Ну, что начнем? Мы с Яром перережем горло стражникам, чтоб они не успели крикнуть и затащим их в шатер, а ты Гордей с другом нас прикроете, народу здесь не так уж много.

   Дивей, волнуясь, предложил другой план:

   - Послушайте, это глупо, а вдруг там нет Млады? Вдруг она в другом месте.

   - А что ты предлагаешь? – спросил Гордей.

   - Я думаю так. Тот часовой, возможно, меня помнит. Я подойду, попробую узнать, там ли она ...

   Гордей и Никон переглянулись и согласно кивнули головами.

   - Хорошо, только осторожно.  – Предупредил Дивея Никон.

   Дивей вздохнул глубоко грудью и, бодрясь, для виду выдохнув, сказал:

   - Ну, я пошел, побуду хоть напоследок героем.

   Дивей подошел к стражникам, а друзья, оставшись на месте, наблюдали.
   Приблизившись к ним, Дивей заговорил с крайним, тот, слушая, кивал. Затем стражник вошел в шатер. Вдруг из шатра раздался звук барабанов. В одно мгновение из всех рядом стоящих шатров стали выбегать стражники керханы. Дивей стоял, как ни в чем ни бывало. Гордей, Никон и Яр стояли в замешательстве. Но, когда за их спинами появились гулямы, осознание измены  пришло к ним. Они выхватили мечи и встали спина к спине. Круг из стражников и гулямов  стал сжиматься. Дивей, боясь, что в схватке могут убить Никона, кричал:

   - Брать всех живыми, после разберемся!

   Гулямы, прикрываясь щитами, сжимали круг. Гордей, Никон и Яр  стояли на месте, для острастки делали выпады вперед и яростно размахивали мечами. На глазах у друзей гулямы растянули сеть и пошли на них.  Яр сделал два шага вперед и рубанул с размаху сеть, но на ней только несколько ячеек порвались. В тот же момент Никон  сразил одного из державших ее. Гулям упал. Гордей пошел на второго, тот отбежал, таща за собой сеть. Никон, размахивая мечом, вытащил у убитого гуляма меч из ножен. Теперь он был вооружен двумя. Гордей, прикрывая их спины, положил двух керханов.  Один за другим в сторону Яра полетели арканы. От первого Яр увернулся,  второй аркан упал ему на плечи, но Яр успел разрезать веревку. Но от третьего аркана он не успел ничего предпринять, петля охватила ему грудь и плечи. Аркан резко дернули, и Яр упал. Его стали тащить по земле, отделяя от Гордея и Никона. Друзья видели, как Яр бился в ярости, но не могли ему помочь, они  сами отбивались от натиска гулямов, которые бросились на них. Гулямы старались оттеснить их друг от друга. Яр, извиваясь на земле, успел ранить в ногу одного из нападавших, но на него навалились и оглушили ударом по голове. Никон и Гордей тяжело дышали, кружась спина к спине, пытаясь поразить хоть одного гуляма, но тщетно.  Но вот опять появилась сеть. На этот раз ее пытались накинуть на Гордея. Оценив ситуацию, Гордей бросился на одного из державших сеть, тот быстро отступил, и Гордей оказался в окружении сразу нескольких воинов. Никон отбивался от других как мог. Гордей, отбиваясь, нанес несколько ударов, и тут резкая боль пронзила его, кто-то вонзил ему меч в бедро. Гордей упал на одно колено. В ту же секунду на него упала сеть. Он покатился по земле, пытаясь высвободиться и превозмогая боль в ноге, но тщетно, сразу три гуляма навалились на него сверху, прижимая к земле. Никон, отбиваясь двумя мечами, кружился на одном месте в полном окружении. Краем глаза, он видел, что и Гордея схватили. Очередь за ним. Вдруг он ясно осознал: он сын атамана, если его пленят, то будут использовать его против отца. И отцу придется делать тяжелый выбор между жизнью сына и решением круга. Получается, что он подвел отца! Решение пришло мгновенно. Никон резко крикнул.

   - Прощай, брат!

   Он бросил один меч, а второй резко воткнул себе в живот, в область паха. Гордей захрипел, придавленный к земле. Последнее, что он видел, как Никон упал сначала на колени, а потом навзничь в окружении врагов. Гордея оглушили, и он потерял сознание.



                Гулямы - конная гвардия. Местное население недолюбливало их, и
            им приходилось селиться в отдельных, построенных только для них
            посёлках. Наделы разделялись по этнической принадлежности отрядов
            гулямов. Женились гулямы на рабынях, специально привезённых для них.




             : http://proza.ru/2021/06/12/411


Рецензии
Михаил, с удовольствием читаю ваши произведения. Написано увлекательно.

Ну и много в них о вечных человеческих ценностях: дружбе, любви, преданности, ...

Как и в данной главе.

Но при чтении её я ещё раз подумал вот о чём.

Неприятности у Гордея, Никона и их отряда возникли в связи с тем, что попала в плен Млада, дочь вожака, атамана и любимая Гордея. Если бы увезли в полон десяток невест обычных воинов, разве кто-то решился бы на в общем-то безрассудный поход для их освобождения?

Это привычно, общепринято, поэтому не вызывает удивления (нередко главы государств могут пожертвовать жизнями тысяч граждан не то, что ради своей жизни, но и ради своего поста).

Смешно говорить о ЛЮБВИ руководителя к гражданам страны, особенно к отдельным людям. Меня удивляет в связи с этим вот что: почему многие граждане ЛЮБЯТ руководителя или руководство страны?

Одна моя родственница мне написала: Саша, я люблю наше правительство, оно мне как мои родители. То есть она любит их как отца и мать. Я был в шоке от такого заявления.

За мою жизнь было 9 руководителей страны. Кого-то я уважал, кого-то недолюбливал.

Если говорить про нашу страну, кто-то любил Сталина, другие - Хрущёва, третьи - Горбачёва. Ну и потом так же самозабвенно втаптывали в грязь.

Как я понимаю: у человека есть его страна, Родина. Вот её и люби.

(Вот понаписал)

С наилучшими пожеланиями земляку,



Саша Щедрый   10.01.2023 12:45     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Что хочу сказать, изучая историю России с древнейших времен, у меня сложилось мнение, что идет борьба лидеров за власть, а не за страну или народ. Народ это пешки в их борьбе за власть.
С Вашим комментарием я согласен.
После распада СССР в бывшем постсоветском пространстве были сильны осуждения бывшего строя и конечно ее лидеров. В эпоху гласности, когда стало понятно их преступления и куда они привели народ страны.
В итоге как мы видим, запад процветает, а наши страны погрязли в воровстве, коррупции. …
Михаил.

Михаил Илекский   13.01.2023 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.