C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Белинский Виссарион Григорьевич

День рождения Героя

Белинский Виссарион Григорьевич (30 мая [11 июня] 1811 – 26 мая [7 июня] 1848), литературный критик, публицист.

Родился в крепости Свеаборг. Отец – флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 г. семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии. В 1822–1824 гг. учился в Чембарском уездном училище, в 1825–1828 гг. в Пензенской гимназии (не окончил). В 1829 г. поступил на словесное отделение Московского университета. Читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму «Дмитрий Калинин», чем навлёк на себя гонения. В 1832 г. был исключён из университета. В 1831 г. в журнале «Листок» опубликовал стихи «Русская быль» и рецензию на «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. С осени 1833 г. стал посещать кружок Н. В. Станкевича, изучал философские системы Канта, Фихте, Шеллинга; позднее познакомился с М. А. Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. В 1834 г. в газете «Молва» (литературное приложение к «Телескопу») была напечатана первая большая статья Белинского «Литературные мечтания», обратившая на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов и традиционных литературных представлений. Стал главным критиком «Телескопа» и «Молвы».

Белинский провозгласил Н. В. Гоголя – мастера изображать жизнь «во всей её наготе и истине» – главой современной русской литературы, подверг критике эпигонский романтизм 1830-х гг. (повести А. Марлинского, стихи В. Г. Бенедиктова), литературно-критические выступления «Московского наблюдателя», реакционную петербургскую журналистику.

В 1838–1839 гг. Белинский редактировал реорганизованный им «Московский наблюдатель». Осенью 1839 г. переехал в Петербург и был приглашен А. А. Краевским в «Отечественные записки». Сблизился с А. И. Герценом, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и вскоре стал признанным вождём реалистического направления русской литературы. Его революционно-демократические взгляды оформляются окончательно в статьях «Речь о критике» (1842), «Парижские тайны» (1844). Белинский возглавил «натуральную школу», объединявшую последователей Гоголя.

С января 1847 по май 1848 г. руководил критическим отделом журнала «Современник», издававшимся Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым, где опубликовал годовые обзоры «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», в которых в окончательном виде изложил свою концепцию истории реализма в русской литературе. С мая по октябрь 1847 г. Белинский лечился за границей. В июле 1847 г. в Зальцбрунне написал «Письмо к Гоголю» по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1846), в котором, не стесняемый цензурой, сформулировал своё «политическое завещание» и призвал великого писателя вернуться на прежний путь реализма и сатиры.

Белинский был первым русским революционным демократом, который ещё при крепостном праве был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении...» (В. И. Ленин). Требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности в стране. Был противником славянофильской идеализации русской патриархальности, но выступал и против некритического отношения некоторых либералов-западников к европейским буржуазным порядкам. Он знал, что капитализм – новое рабство для народа, но России не миновать буржуазного пути развития. В популярных тогда системах утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) ценил только критическое начало.

Сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Белинский разработал объективные, исторические критерии искусства, порвав с вкусовой «романтической» критикой. Его философские взгляды были методологической основой для разработки собственной концепции эстетики. Он стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики.

Путь русской литературы к реализму Белинский рассматривал исторически и сделал много глубоких обобщений. С самого своего начала русская литература XVIII века потекла двумя руслами: от Ломоносова – отображая общегосударственные, патриотические мотивы, идеальные стремления общества, и от Кантемира – всё смелее, сатирически разоблачая крепостнический строй. В произведениях Пушкина обе линии слились, придав его творчеству универсальный характер. Белинский разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии Лермонтова, гуманизм и народность поэта. В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Гоголя он ценил страстную, осуждающую российские порядки «субъективность» писателя, яркий типизм его героев. Обладая отличным художественным вкусом, Белинский сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского, в чём заключалось неповторимое своеобразие их таланта.

Белинский был патриотом и верил в то, что русский народ ждет большое будущее:

«Я – натура русская. Скажу тебе яснее: je suis un Russe et je suis fier de lґкtre. Не хочу быть даже французом, хотя эту нацию люблю и уважаю больше других. Русская личность пока – эмбрион, но сколько широты и силы в натуре этого эмбриона, как душна и страшна ей всякая ограниченность и узкость!» – Из письма Белинского Боткину от 8 марта 1847 г.

«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». – Открытое «Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г.».

Авторское замечание.
Ряд высказываний Белинского вызывает у меня категорическое неприятие. Но из песнни слова не выкинешь:

«Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов?»
«В словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут».

Своё творчество Белинский подчинял задачам борьбы против крепостничества, за развитие общественного сознания и русской реалистической литературы. Традиции его критики продолжены Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым.


Иллюстрация: Неизвестный автор. Виссарион Григорьевич Белинский. Из открытых источников.


Рецензии