П. Андерхилл утверждает, что гаплогруппа R1a-M420

П.Андерхилл утверждает, что гаплогруппа R1a-M420 зародилась среди предков азербайджанских тюрков

Гаплогруппа R  Y-хромосомы - одна из 20, которые составляют стандартизированную глобальную филогению. 14 Он состоит из двух основных компонентов: R1-M173 и R2-M479. В пределах R1-M173 большинство существующих в Евразии вариаций ограничено R1a-M420 и R1b-M343. В Европе R1a наиболее часто встречается на востоке, а R1b преобладает на западе. Было высказано предположение, что это разделение отражает эпизодические экспансии населения в послеледниковый период, в том числе связанные с созданием аграрной / скотоводческой экономики.
Более 10% мужчин в регионе, простирающемся от Южной Азии до Скандинавии, имеют общего предка - R1a-M420, и подавляющее большинство относятся к субкладу R1a1-M17 / M198. Хотя филогеография R1b-M343 описана, особенно в Западной и Центральной Европе, R1a1 остается плохо охарактеризованным.
 Мы оценили время разделения R1 и составили карту его распределения в семи регионах: Западная / Северная Европа, Восточная Европа, Центральная / Южная Европа, Ближний / Средний Восток, Кавказ, Южная Азия и Средняя Азия / Южная Сибирь.
Мы собрали панель генотипирования из 16 244 мужчин из 126 популяций Евразии, о некоторых из которых мы сообщаем здесь впервые, а о других мы объединили из более ранних исследований. Мы создали карты пространственной частоты для подгрупп R1a, которые, как мы определили, встречаются с частотой 10% или выше в пределах изучаемого региона.
Подгруппы как R1a-Z282, так и R1a-Z93 обнаруживают географическую локализацию в пределах широкой зоны распространения R1a-M417. Среди подгрупп R1a-Z282  самые высокие частоты ( ~ 20%) хромосом парагруппы R1a-Z282 * встречаются на севере Украины, Беларуси и России. Подгруппа R1a-Z284  ограничена Северо-Западной Европой и достигает пика около 20% в Норвегии, где большинство хромосом R1a  принадлежат этой кладе. Мы обнаружили, что R1a-Z284 чрезвычайно редки за пределами Скандинавии. R1a-M458  и R1a-M558 имеют схожее распределение, причем самые высокие частоты наблюдаются в Центральной и Восточной Европе. R1a-M458 превышает 20% в Чехии, Словакии, Польше и Западной Беларуси. Линия в среднем составляет 11-15% по России и Украине и встречается в 7% или менее в других местах ( рис. 2d ). В отличие от hg R1a-M458 клады R1a-M558 также распространены в волго-уральских популяциях. R1a-M558 встречается в 10–33% в некоторых частях России, превышает 26% в Польше и Западной Беларуси и колеблется от 10 до 23% на Украине, тогда как в Западной Европе он падает в 10 раз. В целом, как R1a-M458, так и R1a-M558 встречаются с низкой, но информативной частотой в балканских популяциях с известным славянским наследием. Редкость R1a-M458 и R1a-M558 среди среднеазиатских и южносибирских образцов R1a (4/301; дополнительная таблица 4) предполагает низкий уровень исторического потока славянских генов.

В дополнительной гаплогруппе R1a-Z93 парагруппа R1a-Z93 наиболее распространена (> 30%) в Южно-Сибирском Алтайском регионе России, но также встречается в Кыргызстане (6%) и во всем иранском населении. (1–8%). R1a-Z2125  наиболее часто встречается в Кыргызстане и у афганских пуштунов (> 40%). Мы также наблюдали это с частотой более 10% у других афганских этнических групп и у некоторых групп населения на Кавказе и в Иране. Примечательно, что R1a-M780 ( рис. 3d ) с высокой частотой встречается в Южной Азии: Индии, Пакистане, Афганистане и Гималаях. Группа также встречается в> 3% в некоторых группах населения Ирана и присутствует в> 30% у цыган из Хорватии и Венгрии, что согласуется с предыдущими исследованиями, в которых сообщалось о наличии R1a-Z93 у цыган. Наконец, редкий R1a-M560 наблюдался только в четырех образцах: двух говорящих на бурушаски из северного Пакистана, одного хазарейского из Афганистана и одного иранского азербайджанца.


Происхождение гаплогруппы R1a
Чтобы сделать вывод о географическом происхождении гаплогруппы R1a-M420, мы определили популяции, несущие по крайней мере одну из двух самых базальных гаплогрупп и обладающие высоким разнообразием гаплогрупп. Среди 120 популяций с размером выборки не менее 50 человек и с распространением R1a не менее 10% только 6 соответствовали этим критериям, а 5 из этих 6 популяций проживают в современном Иране. Различия гаплогрупп среди шести популяций варьировались от 0,78 до 0,86.  Из 24 хромосом R1a-M420  в нашем наборе данных 18 были отобраны в Иране, а 3 - из восточной Турции. Точно так же пять из шести наблюдаемых хромосом R1a1-SRY10831.2 также были из Ирана, а шестая - у кабардинца с Кавказа. Из-за преобладания базальных линий и высокого уровня разнообразия гаплогрупп в регионе, мы находим убедительный аргумент в пользу Ближнего Востока, возможно, около современного Ирана, как географического происхождения гаплогруппы R1a.
Чтобы поместить наши карты частотного распределения, анализ PCA и результаты автокорреляции в археологический контекст, мы отмечаем, что самые ранние линии R1a (генотипированные только по SRY10381.2), обнаруженные до сих пор в древней европейской ДНК, датируются 4600 годами ранее время, соответствующее культуре шнуровой керамики. Это поднимает вероятность широкого и быстрого распространения родственных линий, связанных с R1a-Z282, связанных с преобладающими обществами медного и раннего бронзового века, которые простирались от реки Рейн на западе до реки Волги на востоке, включая протославянскую культуру бронзового века, возникшую в Центральной Европе у реки Висла. Возможно, именно в этом культурном контексте гаплогруппа R1a-Z282 получила распространение в Центральной и Восточной Европе. Соответствующая диверсификация на Ближнем Востоке и в Южной Азии более неясна. Однако ранняя урбанизация в долине Инда также произошла в это время и географическое распределение R1a-M780  может отражать это.

Чтобы оценить потенциальную роль диверсификации R1a в этих постнеолитических событиях, мы использовали два подхода к оценке времени до последнего общего предка.
Мы предостерегаем от приписывания результатов современного филогенетического кластера одного генетического локуса конкретному доисторическому демографическому событию, миграции населения или культурной трансформации. Оценки R1a, о которых мы сообщаем, имеют широкие доверительные интервалы и должны рассматриваться как предварительные. Тем не менее, несмотря на ограничения нашей небольшой выборки последовательностей R1a, относительная краткость ветвей и их географическое распределение согласуются с моделью недавней диверсификации R1a, совпадающей с расширением ареала и ростом населения по всей Евразии.

Заключение
Наши филогеографические данные приводят нас к выводу, что первые эпизоды диверсификации R1a-M420 произошли вблизи Ирана и восточной Турции  (территория проживания азербайджанских тюрков -Гумбатов Гахраман), и мы оцениваем, что диверсификация вниз по течению от M417 / Page7 произошла около 5800 лет назад. Это предполагает возможность того, что линии R1a сопровождали демические экспансии, начатые во время медного, бронзового и железного веков, частично заменяя предыдущие слои Y-хромосомы, интерпретация, согласующаяся с хотя и ограниченными доказательствами древней ДНК.
 
Peter A Underhill, G David Poznik, […]Richard Villems
European Journal of Human Genetics volume 23, pages124–131 (2015)


Рецензии