1. Надежда Константиновна Крупская

Посмотрите в окно, и вы увидите детскую площадку с горкой, это Крупская.
Поведете своего ребенка в детский сад или ясли, это Крупская.
Запишите своего сына или дочь в детскую библиотеку, это Крупская.
Ваш ребенок пойдет в первый класс, где его будут учить бесплатно, это Крупская.
Все в СССР стали грамотными людьми, это Крупская.
В СССР не стало беспризорников, это Крупская.
Пионеры и комсомольцы в СССР, это тоже Крупская.
Если Ваша жена не умерла от криминального аборта, это тоже Крупская.

Как много сделала для страны первая леди СССР! С 1917 г. Надежда Крупская состоит в Государственной комиссии по просвещению. С 1929 г. и до самой смерти — заместитель наркома народного просвещения. На этих постах она занимается как раз теорией педагогики и внедрением самых передовых педагогических методик. Здесь её наследие переоценить невозможно. По большому счёту, всё хорошее, что было в советской системе дошкольного образования — безусловная заслуга Надежды Константиновны.

Она очень любила детей и много для них сделала, хотя у нее не было своих из-за базедовой болезни. В автобиографической книге «Моя жизнь» она писала: «Я всегда очень жалела, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня много – комсомольцы и юные пионеры». И ребята платили Надежде Константиновне горячей любовью. Они писали ей письма, рассказывали, как они учатся, писали, что хотят быть похожими на Владимира Ильича Ленина. Они присылали Надежде Константиновне работы, ими самими сделанные.

Крупская боролась с детской беспризорностью, организовала сотни детских садов и школ, библиотек и пунктов ликвидации безграмотности, школ для взрослых, что помогло преодолеть тотальную безграмотность населения. Она участвовала в разработке документов по народному образованию, главными принципами которого считала бесплатность, общедоступность и обязательность общего образования до 17 лет, обеспечение школьников пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.

Ее позиция по поводу абортов, которые до этого преследовались суровыми наказаниями: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться...». Крупская выступила за отмену наказаний за аборты и улучшение экономического и социального положения женщин.

Она не говорит о своей личной жизни, но самым счастливым временем она называла годы ссылки в Шушенском вместе с Лениным: «Мы ведь молодоженами были, и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти».

Многие биографы обращают внимание на то, что Крупская была удивительно мудрой, сдержанной и терпеливой женщиной. Не имея собственных детей, она по просьбе мужа взяла на себя заботу о детях Инессы Арманд после ее смерти. До конца своих дней она поддерживала с ними связь и обменивалась письмами.

В молодости Надежда Крупская была красивой девушкой – высокая, стройная, с румянцем на щеках, красивым разрезом глаз. Она не любила наряжаться – строгие блузки, застегнутые у шеи, гладкие волосы, спокойный взгляд.
Позже пугающе некрасивая, с выпученными глазами, полная и рыхлая, одетая в бесформенные балахоны невыразительных расцветок, то это не она, а ее болезнь.

Родилась Крупская 26 февраля 1869 г. в Санкт-Петербурге в обедневшей дворянской семье. Ее отец происходил из польской шляхты. Во время службы в армии был членом подпольной организации, помогавшей участникам польского вооруженного восстания 1863-1864 гг., умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. А. Оболенской в Петербурге.

В 1887 г. Надежда Крупская окончила гимназию и педагогический класс при ней, получила право преподавать русский язык и математику. Это была гимназия, где училась Вера Комиссаржевская и дочери Петра Столыпина. В 1889 г. училась на историко-филологическом отделении Бестужевских высших женских курсов, также посещала лекции на математическом отделении, но проучилась там недолго, увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет (до первого ареста) преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. 

Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались (на этом настояла мать Надежды). Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. В том же году Крупская вступила в РСДРП.

После ссылки супруги уехали в эмиграцию. Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма.

Переписка с большевистскими партийными организациями и с партийными товарищами, находившимися в подполье в России, посылка партийной литературы, отправка товарищей на нелегальную работу, помощь в случае провалов и при побегах — всё это лежало на Надежде Константиновне.

В годы эмиграции Надежда Константиновна, наряду с огромной партийной работой, с большим увлечением занимается вопросами педагогики: изучает высказывания Маркса и Энгельса по вопросам просвещения, знакомится с постановкой школьного дела во Франции и Швейцарии, изучает труды великих педагогов-просветителей прошлого.
Результатом этой работы явилась написанная ею в 1915 году книга «Народное образование и демократия», которую высоко ценил В. И. Ленин. Эта работа была первым марксистским трудом в области педагогики. Надежда Константиновна ставила в ней вопрос о необходимости политехнического обучения, создания трудовой школы, связи школы с жизнью. За эту работу Надежде Константиновне в 1936 году была присвоена учёная степень доктора педагогических наук.

Надежда Крупская была не просто женой и помощницей Ленина, но человеком, от которого многое зависело в партии большевиков. В начале 1920-х годов ей пришлось бороться за мужа, которого поразил тяжелый недуг. Полупарализованного Ильича Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет.

Необычайное мужество отличало Надежду Константиновну. В те трудные, тяжкие дни, когда она потеряла самого близкого друга, Владимира Ильича Ленина, она, несмотря на величайшее горе, нашла в себе силы выступить на траурном заседании II Всесоюзного съезда Советов с такой замечательной проникновенной речью, что все были потрясены. Она говорила о Ленине, о его заветах, призывала трудящихся сплотиться под знаменем Ленина, под знаменем партии. Для того чтобы в дни большого личного горя выступить с такой речью, нужно было необычайное мужество.

После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы.

26 февраля 1939 года Надежда Константиновна отметила свое 70-летие. На торжестве она позволила себе отойти от строгого режима питания, предписанного врачами. Сладости к тому времени оставались для нее чуть ли не единственной радостью в жизни. Женская слабость обернулась острым аппендицитом, перешедшим в перитонит. На следующий день вдова Ленина скончалась. Похоронили её в Кремлёвской стене. Урну с прахом лично нёс И. В. Сталин.

Может быть, у меня получилась какая-то идеальная картинка в изображении Надежды Крупской. Были в ее деятельности и просчеты. Она раскритиковала систему Макаренко, основанную на воспитании трудом, утверждая, что коммунистическая идеология важнее. Возмущалась сказками Корнея Чуковского, не понимая важности волшебства и фантазии для малышей. Крупская возглавила центральную библиотечную комиссию Наркомпроса, став инициатором создания списка запрещенных книг в школьных библиотеках. Под руководством Крупской в 1920-е гг. комитет проводил изъятие из библиотек и уничтожение "идеологически вредной" литературы.

Сегодня, по прошествии стольких лет, можно по-разному относиться к Надежде Константиновне Крупской. Но неизменным остается одно – она была человеком своего времени, все силы и время отдавала той идее, которую отстаивала. Нельзя недооценивать и её вклад, который она внесла для любимого человека – мужа, который был вождём революции в России. Может быть, не все мотивы понятны современному читателю, но таково было революционное время, и это наша история.


Рецензии