Когда-то и я протаранил телегу с лошадью

                Когда-то и я протаранил телегу с лошадью.



 Недавно я увидел ролик, как один горе-водитель протаранил лошадь с телегой, а на ней сидели люди, человек восемь. И я вспомнил, как на заре своей авто-любительской карьеры я тоже протаранил лошадь с телегой и с двумя седоками. Это произошло летом 1979 года в Тольятти. Слава Богу, никто не погиб, только нос разбили, но ситуация была комически-драматическая. Но начну я чуть пораньше, с 1976 года.


1.Моя первая автоэпопея. Машина раздора.

 Я тогда работал заместителем начальника электроцеха на строящейся Куйбышевской ТЭЦ. Мы ввели в работу первый энергоблок. В порядке стимулирования персонала ТЭЦ городские власти выделили нам на станцию три ВАЗовские машины. Тогда ещё машины были в жутком дефиците и их выделяли на особо важные предприятия для передовиков производства.

 Решением треугольника нашей ТЭЦ (директор + парторг + председатель месткома профсоюза) одну из машин выделили мне. Это ужн сам собой был очень приятный факт. Но машину ещё надо было выкупить. Это была модель ВАЗ 2102, цена кажется была 5600 р. У меня таких денег не было. Хоть мы с женой работали оба, но наша семья в четыре человека (у нас было две дочери) жили от зарплаты до зарплаты.
 
 Как и большиству мужчин нашего времени, мне очень хотелось иметь машину. Мне исполнилось 30 лет, я был полон сил, надежд и планов. Я кинул клич по родне. Через пару дней мать сообщила, что собрала нужную сумму. Родители и брат жили в Тольятти. Мать с братом Володей (он на 10 лет младше меня) приехали ко мне в Куйбышев выкупать машину. Выкупили. Это была модель ВАЗ 2102 универсал рыжего цвета. Красавица!
 
 Машина была оформлена на меня, но у меня ещё не было прав. У брата Володи права уже были. Он год назад окончил Тольяттинский политех, автомобильный факультет, а там им выдавали водительские права. Поэтому мы Володю посадили за руль и отогнали машину в Тольятти в гараж к соседям. Володе я оформил доверенность. Договорились, что, как только я получу водительские права, машиной будем пользоваться поочерёдно.

 Через три месяца я получил водительские права. В ближайшее воскресенье я поехал в Тольятти, чтобы начать водить нашу машину. Но получился облом. Володя якобы куда-то уехал, все ключи от машины у него. Мать с виноватым видом говорит, что ничего не знает.
 
 Через неделю я позвонил и потребовал, что бы Володя был на месте и мне дали поездить на нашей машине. Но получил отказ. Тогда я объявил матери о продаже своей машины своему сослуживцу по ТЭЦ. Пригрозил привлечь милицию. Машину продали. С братом и матерью я перестал общаться. Так печально окончилась моя первая автоэпопея.
 

2.А теперь вторая автоэпопея.
 
 Это шёл уже 1979 год. Я ещё работал замом  начальника электроцеха на Куйбышевской ТЭЦ. В одно из воскресений в конце марта моя мать и две мои тётки неожиданно приехали ко мне в Куйбышев и объявили, что они сбросились мне на машину и предложили сегодня же её купить. Они сообщили, что у них на руках чуть больше шести тысяч рублей. «Главным переговорщиком» выступала мамина Львовская сестра - тётя Лена, с которой (и с дядей Мишей и с сестрой Валюшкой) я в 1963 году после 10-го класса  ездил с ними на их машине по Крыму и Кавказу.
 
 Тётя Лена меня уговорила. Мы собрались и поехали к автомагазину на улице Антона Овсеенко, долго ходили, присматривались и приценялись. Все машины были дороже шести тысяч. Но вот мы увидели машину «Жигули» ВАЗ 2101, тёмно-зелёного (бутылочного) цвета внешне без повреждений. Под стеклом прилеплена бумажка: 6000 руб. Попросили хозяина показать мотор, там увидели номер кузова 1500, номер двигателя 1502, выпуск 1970 г. Ого, машина почти раритет. Попросили хозяина немножко прокатить нас. Прокатились вокруг квартала, вроде всё нормально. Я попросил скидку рублей 300, но продавец упорно просил 6000 рублей. Мать и тётки сказали: «Бери». Вечером мы «обмыли» покупку и семейное примирение.

 Машину я временно запарковал на территории нашей ТЭЦ, внутри под окнами КПП. Директор дал разрешение на две недели. Через две недели я снял в аренду частный железный гараж напротив ТЭЦ. В следующее воскресенье я прокатил свою семью и приятеля Борю Бирюкова по окраине Куйбышева.
 
 Я пока опасался много ездить - бывший хозяин прощаясь порекомендовал сменить колёса и тормоза. Но это дорого стоило. А свободных денег у меня не было, едва хватало на бензин. Да и колёса были в страшном дефиците. Брат Володя сказал: «Выбери рабочий день приезжай к нам в Тольятти, я организую тебе надёжную диагностику машины и первоочередной ремонт в нашем Спецавтоцентре, может и колеса тебе организуем». Володя работал там инженером в службе ремонта. Я начал копить деньги на ремонт.
 
 В конце июня позвонил Толя - мой школьный друг из Тольятти и пригласил нас на 2 июля на свой день рождения (33 года). Я взял отгулы на следующие два дня, что бы сразу отогнать машину в САЦ к Володе. Жена с детьми осталась в Куйбышеве, а я в пятницу потихоньку поехал в Тольятти.
 
 Я заехал сначала к матери в Старый город (так называют центральный район города Тольятти), переночевал у неё. На следующий день к нам заехал Толя Хлебущев, он ехал от своей матери из Жигулёвска, вёз большую сумку с продуктами на свой день рождения. Он сказал, что пора ехать к нему домой отмечать день рождения. Он предложил, что бы моя мать тоже поехала с нами к нему на день рождения.
 
 Поехали. Мать села на переднее сиденье справа, а Толя с сумками - на заднее. От Старого до Нового города было тогда примерно 15 км. Отличная асфальтированная дорога проходила в то время практически вдоль полей с обеих сторон. Слева и справа от дороги в метрах 500 было две - три деревни.

 К моему удивлению дорога была свободна, но было полно ментов и все они в белых рубашках. На каждом перекрёстке стояли две-три милицейские машины. Толя сказал, что в эти дни в Тольятти на ВАЗе проходило всесоюзное совещание первых секретарей обкомов по обмену опытом по ускоренному строительству крупных предприятий. Примечание: в советское время Первый секретарь Обкома Партии (КПСС) был самым главным руководителем в своей области, как сейчас губернатор региона.

 Мы только выехали на ВАЗовское шоссе, как закрапал мелкий дождик. Я ехал медленно, тем более что моё внимание постоянно отвлекали разговоры матери и Анатолия. Мы начали въезжать в Автозаводский район, слева и справа стояли недавно построенные предприятия Промышленно-коммунальной зоны (Промкомзоны). Мать, сидевшая справа от меня, что-то говорила, привлекая моё внимание.
 
 Вдруг Анатолий с заднего сиденья вскакивает и орёт: «Стас, тормози, кобыла!» Я глянул вперёд - в метре от моей машины тихо ехала телега, в ней два мужика и впереди кобыла. Я изо всех сил нажал на педаль тормоза, но машина наехала на телегу. Задняя оглобля смяла капот моей машины и чуть не врезалась в лобовое стекло. Я увидел, как лошадь встала на дыбы, вырвалась от телеги и с двумя передними колёсами умчалась направо в кусты около трёхэтажного здания. Сама телега с мужиками упала передком вбок на обочину, по инерции сползла на траву. Мужики вывалились на траву и туда же выкатилось штук шесть сорокалитровых алюминиевых фляг.
 
 Мы только успели выйти из машины, я поставил сзади знак аварийной остановки, как к нам прямо-таки подлетела машина ДПС и из неё вышли два офицера (капитан и лейтенант) в белых рубашках.
 
Капитан спросил: «Что тут у вас произошло?»
 - Да, вот, говорю, - вроде как ДТП. Но что это за дикое транспортное средство на городском шоссе? На этой телеге нет никаких опознавательных  знаков, а должны быть хотя бы фонари красный и белый. В дождь эту телегу практически не видно.
 - Кто водитель? Кто был за рулём? Ваши документы!
 - Я дал: «Пожалуйста».
 - Так, документы вроде в норме. Идёмте, поднимем пострадавших.

 Мужик небольшого роста лет пятидесяти уже поднялся и качаясь принялся поднимать молодого парня. Анатолий подошёл к ним и помог подняться. Парень тоже едва колыхался. Нос у него был разбит, текла кровь.
 
- Капитан спросил меня: «У вас аптечка есть в машине?»
- Да.
- Мамаша, Вы окажите, пожалуйста, этому парню первую помощь.

Капитан затем спросил мужика: «Вы кто будете?»
- Тот промычал что-то типа: «Сидоров Павел Иванович».
- Документы какие есть?
- Нет.
- Да, что ж это от вас каким-то бухлом воняет? Самогон что-ли?
- Угу.
Капитан выразительно посмотрел на лейтенанта, потом спросил мужика:
- А откуда вы едете?
- Из Санчелеева. (Это деревня в пяти километрах отсюда).
- А это кто?
- Зять - Виктор. Он живёт на Дзержинского 55.
- А как вы сюда на шоссе проехали, там же везде наряды милиции стоят.
- Да, вот, как-то проехали, по просёлочным дорогам.
- А что это за фляги у вас?
 
 Мы тоже посмотрели на фляги, валявшиеся на траве. Одна из фляг открылась и из неё что-то белое вытекло на траву. Лейтенант подошёл принюхался, попробовал пальцем, лизнул его и объявил: «Это явно молоко».
 
 Мужик, едва ворочая языком, говорит: «Да, там две фляги с молоком, две со  сметаной, одна - творог, одна - белая краска и одна - самогон.
- А что у вас за мешки в телеге? - спросил капитан.
- Там мешки с картошкой, луком, свёклой, морковкой. Дочке с зятем семью кормить надо.
- А откуда ты всё это взял?
- Со своего склада, я же завскладом работаю в совхозе «Санчелеево».
- А ты знаешь, завсклад, что тебе за это по закону положено? Это налицо хищение социалистической собственности.
 
 Примечание: совхоз - это советское сельско-хозяйственное предприятие с государственной собственностью (плюс в советское время у государства была монополия на производство алкогольной продукции. Самогоноварение каралось по закону).
 
 Капитан вызвал по рации УАЗ-фургон, говорит надо перегрузить из телеги  вещдоки шесть фляг с молокопродуктами и несколько мешков с картошкой и прочим. Капитан ещё попросил прислать людей, которые с лошадью и с телегой управиться смогут.

 Затем капитан подошёл к моей машине, потрогал колёса и спросил: «Что же это Вы, водитель, на лысой резине ездите? У Вас, поди, и тормозные колодки стёрты. Вы где и кем работаете?»
Я сообщил: «Зам начальника электроцеха на Куйбышевской ТЭЦ».
- А куда вы едете?»
Толя говорит: «Ко мне на день рождения» и назвал свой адрес.
 
 Подъехала вторая машина ДПС, там лейтенант и курсант. Капитан мне говорит: «У Вас, конечно, тоже есть нарушения, но у этих товарищей (указал на мужика с зятем) целая куча нарушений, нам в первую очередь надо разгрести эту кучу, поэтому на вас мы не будем тратить время. Мотор у вас вроде бы цел, проверьте».
 
 Мы завели мотор, вроде всё работает нормально. Повезло.

 Капитан говорит: «Езжайте аккуратно по вашего адресу. Лейтенант, сопроводи их, что бы их второй раз не остановили и не составили акт, нам сегодня это не нужно. А то нам за ДТП на этом шоссе по всем статьям надают. Если будут проблемы звони мне по рации».
 
 Мы сели в машину и потихоньку тронулись дальше. За нами ехала машина ДПС. Доехали до Толиного дома. Там рядом жил второй наш друг Толя Озеров, у него был как раз свободный гараж, я поставил машину к нему на три - четыре дня. А его сосед по гаражу взялся за сто рублей восстановить мой капот за сутки.

 На дне рождения Толя Хлебущев в лицах рассказал гостям, что произошло у нас на дороге. Ржач стоял оглушительный.
 
 В понедельник я забрал у Толькиного соседа свою машину с отрихтованным и покрашенным капотом и погнал её в САЦ, где уже ждал Володя. Загнали машину в САЦ, на диагностику. Понадобилось заменить все тормозные колодки и накладки. Оказалось, что они стёрлись до металла. Мастер диагностики сказал, что это чудо, что вы ни в кого не вделались. (Ага,  да только чуда не было). Брат Володя подтащил пять новых колёс, сказал, что зам директора выслушал историю с кобылой, посмеялся и выписал колёса. Володя дал квитанцию, говорит, на, мать всё уже оплатила и колёса и на ремонт деньги с ним передала (сказала, что она виновата в ДТП - заболтала Стаську). Не было бы счастья, да несчастье помогло.


3.А ДТП-то не было!

 А с этим капитаном мы случайно через год встретились в кафе «Волжские зори». Я с нового года переехал жить в Тольятти и стал работать заместителем директора кафе «Волжские зори». Как-то я опоздал на обед с директрисой и пошёл обедать в общий зал. Там увидел этого капитана. Я узнал его, кивнул ему головой. Он тоже кивнул и жестом пригласил к нему за стол. Он, похоже, тоже только сел обедать. На столе лежали только приборы. Я сел рядом с ним.
 
 Тут же подошёл официант и спросил: «Станислав Станиславович, что обедать будете?» Я ответил: «Для простоты и солидарности неси, пожалуйста, тоже самое, что и товарищу капитану».

 Капитал удивился: «Как мне помнится, Вы работали в Куйбышеве на ТЭЦ, а Вас здесь как своего принимают, или Вы сейчас здесь работаете?»
Я ответил: «Вообще-то я теперь работаю здесь заместителем директора кафе».
Он с удивлением: «Я и поражен и поздравляю. Вы у меня теперь будете нужным знакомым, а я - у Вас».
Я ответил: «Приемлемо. Будем знакомы: Станислав Жемповский». Он встречно говорит:  «Владислав Карпов».

 Разговорились. Он спросил, не совершил ли я на той машине ещё аварии. Я ответил, что сразу после аварии в ближайший понедельник я загнал машину в САЦ, там мой брат, работник САЦа, помог всё отремонтировать и колеса все заменили. Выехал я из САЦа как новой машине.

 Потом я спросил: «А как у вас закончилась история с этими мужиками?»
- Да, нормально. Мы всё оформили по уму. Нам нельзя было в тот день оформлять ДТП на этом шоссе, там же первых секретарей обкомов возили. И на каждом километре патруль ДПС стоял и наш, и областной, и выше, а тут вдруг кобыла, да ещё и ДТП. Всем был дан один приказ: не допустить никаких ДТП на этом шоссе. Мы написали, что эти мужики в состоянии сильного алкогольного опьянения на телеге приехали из Санчелеево по просёлочной дороге, а когда они стали въезжать на шоссе, то лошадь испугалась проезжающих машин и вздыбилась, Они с ней не справились, телега опрокинулась на траву, мешки и фляги раскатились. Вот и всё ДТП, но это формально не ДТП, а придорожное происшествие сельских граждан приехавших на телеге».
 
- А как вы обошлись с флягами?
- Творог и сметану мы отдали в нашу столовую, а флягу с остатками молока и мешки с овощами отдали под роспись этому зятю. Он в тот же день всё вывез. Телегу и лошадь в понедельник вернули совхозному конюху. Ну, я считаю, что мы всё сделали по уму.
- А как вы обошлись с флягой самогона?
- Какая фляга самогона? Никакой фляги самогона там не было. Это мужик на мой вопрос, что за бухло он пил, ответил: самогон,  - и капитан мило улыбаясь, глянул на меня.
- Я тоже улыбнулся: «Ну, да. Мне показалось. Ну тогда, действительно, всё у вас завершилось разумно и рационально».
 
 Мы тихо похохотали. Он заказал по сто грамм коньяка. Выпили за полезное знакомство и за взаимопонимание.

 В дальнейшем мы с этим капитаном по нескольку раз в год встречались по разным причинам. Он работал в ГАИ, а я - в ресторане. Отношения сложились доверительные.


Станислав Жемповский 11.06.2021.


Рецензии