Мои учителя русского языка и литературы

                Мои учителя русского языка и литературы

     Я был условно зачислен в 1-ый класс семилетней школы поселка Сухобезводное в 1953 г., формально мне было 6 лет (родился 20 сентября 1946  г.),  имел  небольшой рост, но   мог свободно бегло читать  и писать печатными буквами. В пределах сотни владел арифметикой. Способствовал этому мой старший брат Игорь, учившийся в старших классах средней школы. Он мимоходом давал  на мои вопросы – ответы, и я легко  их усваивал.  Это было откровением для отца и его знакомых. Отец стал писать  печатными буквами тексты моих  выступлений на митингах поселка от имени и по поручению детей младшего, среднего затем старшего дошкольного возраста во славу товарища Сталина. Я легко заучивал их и говорил наизусть. Последнее мое выступление состоялось на октябрьских праздниках в первом классе от имени и по поручению детей младшего школьного возраста.
     Первой учительницей была Яблонская Павла Степановна – жена самого первого директора школы, директором которой в то время был З.Е. Вершинин. Она учила чистописанию и формировала  разборчивый почерк, а также учила чтению слов по слогам. Отец купил мне фильмоскоп и много диафильмов (не детских, других просто не было в продаже).
    Вне школы я  читал в кадрах  тексты: «Горе от ума» Грибоедова., трилогии М. Горького  «Детство», «В людях», «Мои университеты» и др. Главное в начальной школе я научился быстро и разборчиво писать. Это так пригодилось в будущем. Павла Степановна прививала дружелюбное взаимоотношение детей класса. И мы дружили и непринужденно почти соблюдали дисциплину школы
     С пятого класса нашей руководительницей стала учительница русского языка и литературы Белова Зоя Михайловна. Главное – она прививала нам правила грамматики. Мы их поверяли диктантами, изложениями прочитанного текста, а, самое интересное, сами придумывали и писали  его окончание.
     Например, сын вышел на берег встречать своего отца, который рыбачил на лодке. Разразился шторм, сын укрылся в рыбацкой хижине, долго ждал и заснул. Что было потом? Нам предлагалось сочинить.  Я придумал, что отец победил шторм и вернулся.  Взял сына на руки и унес его спящего из хижины домой. Когда сын проснулся, они радостно обнялись. Мой сосед по парте Леня Румянцев придумал грустное окончание. Не спавший во время шторма сын видел, как волны выбросили на берег обломки лодки, а отца на них не было.  Сын понял, что отец погиб, и заплакал.
     В художественной самодеятельности готовили постановки по рассказам Чехова А.П., например «Злоумышленник». Мужика с юмором изображал Вова Сироткин, а я на полном серьезе играл следователя. Зрители аплодировали.
     На экзамене по русскому языку мне досталось правописание частицы «бы» с предлогом «что»  раздельно и вместе. Я  сразу придумал пример – «Что бы могли подумать педагоги обо мне плохого? Ведь я пришел в школу, чтобы учиться». И закончил семилетку на одни пятерки с похвальной  грамотой (седьмой).
     В средней школе учителем литературы была Першина Лилиана Павловна. Она успешно продолжила ученье Зои Михайловны. Первый наш контакт был спорным по поведению. На уроке физкультуры я травмировал указательный палец правой руки, и он был толсто забинтован. Поэтому, сославшись на  это, я  отказался писать сочинение. Лилиана Павловна настояла, чтобы я писал, пусть с трудом и не разборчиво, но она суть  моего сочинения поймет. Я написал, и получил пятерку по литературе.  Лилиана Павловна искренне меня похвалила, и я получил и запомнил этот  урок на всю жизнь.
     В литературе мы изучали классику и писали сочинения. Лилиана Павловна учила,   чтобы  мы  старались понять и выразить смысл произведений. Так, я писал сочинения о противоречивости образов  революционера нигилиста  Базарова в повести Тургенева  «Отцы и дети», военачальника фельдмаршала Кутузова  в романе  Толстого « Война и мир». На уроках Лилиана Павловна пела арии из оперы Чайковского «Евгений Онегин», исполняла вместе со мной беседу Екатерины с Борисом из пьесы Островского «Гроза». Отмечала дикцию одноклассника Владимира Чапыгина.
     Тему сочинения на выпускном экзамене я выбрал самую сложную «Образы коммунистов в советской литературе». Раскрывал образы Павла Власова (М.Горький «Мать»), Семена Давыдова, Макара Нагульнова, Андрея Разметнова (М.Шолохов «Поднятая целина»), Комиссара (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»). Разрешалось пользоваться первоисточниками для написания цитат из них. В чистовике я исписал две тетради, и с трудом  их сдал по окончании времени проведения  экзамена. Допустил ошибки – описки в цитатах первоисточников. Решающей была описка в слове «баррикада»,  его написал с одной буквой  «р».
В итоге получил пятерку по литературе и тройку по русскому языку. Но Лилиана Павловна настояла на годовой твердой четверке. И я стал серебряным медалистом!
      Полученные знания в школах у названных учителей пригодились в дальнейшей моей жизни. Я мог писать научные статьи, курсы  лекции,  спецкурсы для студентов  с понятным, точным смыслом. Чистовики можно было читать в рукописи, а не в машинописи. Печатал потом. И даже немного сочинял  стихотворения и прозу.
     Грамотность по русскому языку и литературе дали мне Учителя школ поселка Сухобезводное. Они воспитали навыки поведения среди  друзей и людей.


Рецензии
Спасибо, Александр, Свою концовку "Они воспитали навыки поведения среди друзей и людей" хочу продолжить в другой прозе.

Иван Курочкин   06.09.2021 09:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.