Взаимоотношения России с тюркским миром

Взаимоотношения России с тюркским миром

Гюльнара Инандж
Предоставляем вниманию читателей эксклюзивное интервью  Авраама Шмулевича для «Этноглобуса».
А.Шмулевич является руководителем ИНститута Восточного Партнерства, Международного Гиперсионистского Движения «Беав Арцейну». Он специалист по Северному Кавказу. Живет в Израиле.
 

–В чем причина интереса Москвы к тюркскому фактору?

–В мире насчитывают 24 тюркских народов (а со всеми этносами и субэтносами–86). Их численность – 200 миллионов человек.

Тюрки в настоящее время имеют 6 независимых государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Турция, Узбекистан) и 12 территориальных автономий (из них 9 в России).

Тюрки составляют также значительную часть населения Северного Кавказа. Их здесь более миллиона, и это число быстро растет, как в общем количественном отношении,  так и в процентном по отношению к другим народам.

Коренными тюркскими народами на Северном Кавказе являются кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, азербайджанцы (в Южном Дагестане).

По данным Всероссийской переписи 2010 года в России проживало  503 000 кумыков, 112 924 балкарца, 218 403 карачаевца, 103 660 ногайцев, 130 919  дагестанских азербайджанцев. Общее число кавказских тюркских народов составило в 2010 году 1 068 906 человек. По сравнению с цифрами переписи 2002 года естественный прирост составил у карачаевцев 13,6%, у балкарцев 4,1%, у кумыков 19%. Для сравнения, у некоторых других народов наблюдается обратная тенденция. Например, у кабардинцев за тот же период убыль составила 0,6%, а у адыгейцев — 2,87%.

Северо-кавказские тюрки расселены на пространстве от Каспийского до Черного морей. Кумыки компактно проживают в центральной и северо-восточной части Кавказа – Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ногайцы занимают обширные степные пространства Дагестана, Чечни, Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и Астраханской области. Балкарцы и карачаевцы расселены на восточных и западных склонах Эльбруса – в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Если бы Российская Федерация действительно являлась федеративным демократическим государством, то уже исходя только из этого факта, она должна была бы стать защитником и выразителем интересов своих тюркских народов.

Но, как известно, РФ – федерация лишь по названию. В реальности это унитарное авторитарное государство. Причем эволюционирующее в сторону тоталитаризма.

 Надо иметь ввиду, что Россия – очень плохо управляемое государство, и российская власть  –  очень неэффективный механизм.

Особенно  неэффективный в области межнациональных отношений, и уж тем более –  в таком исключительно сложном и разнообразном регионе, как Кавказ.

У современной России нет ни умения, ни квалифицированных кадров, чтобы проводить тут тонкую игру. Единственное, что она может – запрещать все подряд, использовать грубую силу, бить без разбора всех, кто только подвернется под руку. Россия сейчас – это такой старый, полуслепой и полупьяныймедведь, бестолково размахивающий лапами.


Что же касается тюркской темы, то тут манипулятивный интерес Москвы очень четко прослеживается

Другой вопрос, насколько эффективно она его разыгрывает.

Россия приступила к, говоря языком московской пропаганды, «собиранию земель» бывшего СССР и Российской Империи, т.е.к тому, чтобы взять их под свой контроль. Эта экспансия осуществляется как посредством грубой военной силы, так и путем дипломатии и экономического проникновения.

Кроме Турции (которую Россия также пыталась завоевать), практически все тюркские народы в прошлом оказались под властью России и получили независимость лишь после распада СССР.  А этот распад, напомню, Путин назвал «величайшей катастрофой 20-го века». «Собирание земель русских», которым занялся Путин, предполагает и возвращение тюрок под власть, или, хотя бы, в орбиту влияния, Кремля.

Важен и нефтегазовый фактор – значительная часть энергоресурсов сосредоточена в тюркских государствах и регионах. Контроль над ними и возможность влиять на цены– вопрос жизни и смерти для режима Путина.

Так что, если и можно говорить о «тюркском повороте»  во внешней политике России, то он связан с последними политическими маневрами РФ. Тут и турецкий транзит, казахстанская и азербайджанская нефть, туркменский газ. Но на всех этих направлениях Кремлю не удалось полностью достичь своих целей,  добиться  уступок, тюркские государства отстаивают свои интересы в ущерб интересам Кремля.

Еще одна из причин интереса Москвы к тюркскому миру касается тюркских народов в самой РФ  — тут имеет место простое желание авторитарной власти контролировать своих подданных.

– Создается впечатление, что Россия активно берет под контроль тему тюркских народов Кавказа. Проводятся научные конференции и форумы. Тюркские народы России координируются как альтернатива черкесскому вопросу. Разделяете ли эту позицию?

–Нет. Говорить о том, что Москва берет тюркскую тему под контроль, тем более активно – никак не приходится.

Попытки Москвы разыгрывать тюркскую карту касаются, в основном, зарубежных тюрок. По отношению к тюркам внутри РФ Москва проводит ту же политику, что и по отношению к другим нацменьшинствам:ассимиляция и русификация через  свертывание иизучения родных языков, развития культуры, ликвидацию самоуправления, недопущение экономической самостоятельности национальных регионов.

Да, в последнее время в РФ прошли несколько мероприятий по тюркским темам.

Но все эти акции никак не складываются в единую систему.

Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что Кремль вообще не имеет отношения к их проведению, что это инициатива тюркских общественников или властей национальных республик.

Именно тюркские национальные активисты стараются побудить Москву к активности в тюркском вопросе, надеясь, что это улучшит и положение их народов в РФ.

Москва на тюркском поле использует в своих интересах активность и желания самих российских тюрок. Точнее, мешает им меньше, чем она мешает некоторым другим народам, тем же черкесам. Но о полной свободе развивать свою культуру, налаживать связи ссоплеменниками в других странах  и защищатьсвои национальные интересы говорить не приходится и для российских тюрок.

Давайте обратимся к фактам.

1. В Черкесске с 14 по 16 мая 2014 прошла Конференция «Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков к грядущему». В ней приняли участие порядка ста ученых из разных стран мира. Такая конференция проводилась впервые,  но это сугубо местный проект. Организаторами форума официально названы Федеральная национально-культурная автономия ногайцев России «Ногай эл» и местные научные центы КЧР — Карачаево-Черкесский государственный университет и Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований.

Реально же это первый и пока единственный реализованный проект  Федеральной национально-культурной автономии ногайцев за почти два года её существования.

Сама организация, призванная, согласно заявлениям её организаторов,объединить всех ногайцев РФ, была создана в Махачкале за девять месяцев до конференции, 24 августа 2013. Создавалась она очень долго, в течении пятнадцати лет и при противодействии местных властей тех регионов, где проживают ногайцы.

2. 24–28 ноября 2014 года в Москве прошла Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культуракарачаево-балкарского народа»

Но, хотя конференция и прошла под эгидой Российской Академии Наук, ее организация – целико мчастная инициатива, конференция проведена исключительно на средства спонсоров. Мероприятие профинансировали два мецената, карачаевца, на свои личные средства. Главным организатором также выступил карачаевец – сотрудник института этнографии РАН. Последний раз научная сессия по проблемам происхождения этих народов проводилась в Нальчикев 1959 году, и следующая пока не предвидится.

3. 16-17 декабря 2014 в Грозном прошла Международная конференция «Терские тюрки как культурный мост между Чеченской Республикой и тюркским миром».
В ней приняли участие около 150 человек — представители научных кругов и чиновники из регионов проживания тюрок: Турции, Азербайджана, Казахстана, Татарстана, Северного Кавказа, Москвы.
Инициатором, согласно официальному пресс-релизу, выступила Ассоциация тюркских народов Чеченской Республики, учрежденная по инициативе Министерства ЧР по национальной политике,это ведомство и финансировало встречу,как и несколько московских и местных кумыкских организаций.

На конференции состоялась презентация первой газеты тюрок Северного Кавказа и Крыма «Тюрк заман», в которой запланировано публиковать статьи на кумыкском, ногайском, турецком, крымско-татарском и карачаево-балкарском языках.

Однако, на самом деле, проведение конференции была всецело инициативой самих тюркских активистов. Один из организаторов конференции Рамазан Алпаут,президент Московской кумыкской организации «Qumuqlar», собощил мне, что: «Это была полностью инициатива кумыкских организаций, формат и содержание были сконструированы нами. Властям все это было предложено, они приняли».

Что касается газеты, то, по его словам: «Москва не участвует в этом проекте. Газета издается за счет средств, выделяемых чеченскими властями и структур самоорганизации кумыков России». Впрочем, за прошедшие полгода так и не вышел даже второй номер газеты, так что говорить о серьезном финансировании не приходится.

4. 6 июня 2015 года, в Москве,в Московском доме национальностей прошел фестиваль тюркских общин Северного Кавказа и Крыма «Бирлик той», который был заявлен как «первый совместный форум кумыков, крымских татар,ногайцев, карачаево-балкарцев – народов, связанных друг с другом общей культурой и единым языком». Организовали фестиваль тюркские общественные организации: Московская организация по сохранению кумыкского языка, развитию кумыкской культуры и координации кумыкских проектов Qumuqlar, Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», Союз ногайской молодежи и крымско -татарская община Москвы.
Фестиваль посетили около 100 человек – по данным прессы, или 200 человек – по данным организаторов.Центральные власти не только не участвовали в организации и финансировании форума, но даже проигнорировали направленное им приглашение хотя бы посетить его.

Вот, пожалуй, и все. За пару лет – четыре научных и общественных мероприятия, в организации и финансировании которых центральная Московская власть практически не принимала участия, и число участников которых исчисляется, максимум, парой сотен человек.

То есть,приведенные факты свидетельствуют:говорить о серьезном «раскручивании» Москвой тюркского фактора в самой РФ нельзя.

Москва пытается использовать вопрос крымских татар

Единственное поле, на котором Россия хоть как-то пытается внутри своих границ использовать карту тюркского единства– это вопрос крымских татар.

Но в том, как Москва разыгрывает тут тюркскую карту, очень хорошо видна её некомпетентность и неэффективность.

Воздействовать на крымцев Кремль пытается именно через казанских татар.

Исходя из присутствия в их официальных этнонимах одного и того же слова «татары».

Хотя это разные народы. Кроме принадлежности к тюркской группе между ними нет ничего общего, даже названия.

Сами себя они никогда «татарами» не называли, их самоназвание – «q;r;mlar», «къырымлар», «крымцы».

Как известно, до революции всех тюрок Российской империи зачастую именовали татарами, прибавляя географическое прилагательное по месту обитания: «кавказские татары» – современные азербайджанцы, «горские татары» — карачаевцы и балкарцы, «минусинские татары» – хакасы, «волжские татары» — современные татары.

«Волжские татары» – под этим этнонимом объединялось несколько тюркских групп волго-уральского региона (самоназвания: мэсельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, крэшен,нагайбэк и д.р). Советская власть назвала всех их просто «татарами», иногда до сих порих именуют казанскими или волжско-уральскими татарами. Окончательно именовать себя «татарами» все они стали лишь в 20-х годах 20-го века.

Тюрок, живших в Крыму, до революции именовали «крымские татары».

После революции некоторые народы, в том числе и тюркские, получили от советской власти разрешение официально именоваться согласно их самоназванию, для некоторых (например,хакасы) были придуманы новые этнонимы, аккрымцев продолжили называть «крымскими татарами».

Языки крымских татар и казанских татар принято относить к разным подгруппам тюркских языков. Ккрымско -татарскому наиболее близки не татарский, а  карачаево-балкарский и кумыкский языки, многие носители этих языков считают, что это просто один и тот же язык.Род азное происхождение и разные (в рамках общей тюркской группы) языки.

Однако все это осталось неизвестным московским чиновникам, решившим использовать «фактор тюркского единства» для нейтрализации неприятия крымцами «воссоединения Крыма».

Москва стала направлять в Крым эмиссаров из Казани самого различного уровня,в пропаганде в отношении крымцев использовать примеры из истории и современного положения волжских татар и т.п. С таким же успехом можно было бы привлекать якутов или шорцев. Напрасно те же кумыкские активисты во время описанных выше мероприятий подчеркивали, что «Кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы и крымские татары, являясь самостоятельными этносами, находятся в едином культурном пространстве, определяющемся прежде всего общим языком, у нас он один, только фонетически отличается, а также общей религией, сходным культурным кодом, многочисленными историческими переплетениями», предлагая себя в качестве инструмента политики Кремля. Спесивое непонимание подвластных народов и невежество московских чиновников ничто изменить не в состоянии.
Москва, в целом, осторожна и сдержанна в своей политике по отношению к тюркским этническим меньшинствам, но одновременно сдерживает развитие их национальных движений.

Система межэтнических отношений на Кавказе была специально выстроена русскими еще со времен Российской империи так, что каждый из населяющих Кавказ народов поставлен в ситуацию, когда его интересы противоречат интересам его соседей, и власть Москвы необходима в качестве медиатора. В советское и постсоветское время эта система была еще более усовершенствована. Поэтому кавказские тюрки, как и прочие народы, завязаны именно на Москву. Благополучие местных элит зависит именно от благосклонности Москвы, Анкара и прочие центры тюркского мира для них скорее виртуальная реальность.

Если на заре русской истории русские князья получали ярлык на княжение в Орде,то теперь руководители живущих в РФ тюркских народов получают в Москве  ярлыки,  дающие им право на власть. Никакая Анкара заменить этого им не может. В случае ухода Москвы из региона они автоматически потеряют и власть. Поэтому сами местные «элиты» не допустят слишком сильных про-турецких и пантюркистских настроений. А институты современного гражданского общества с одной стороны, и институты традиционного общества с другой, в среде современных тюрок недостаточно развиты для того, чтобы  составить альтернативу выстроенной Россией системе власти.

О перспективах пантюркизма можно говорить в случае, если в РФ начнутся серьезные трудности, внутренний  экономический или политический кризис, или если Россия столкнется с внешними вызовами.

Самые вероятные варианты:

Обострение российско-турецких отношений. Следует заметить, что признание Россией геноцида армян придало определенную нервозность российской политике Турции.

Усиление исламского фактора на Кавказе.

Новая маленькая (или большая) кавказская война России на Северном Кавказе.

Экономические и политические успехи Турции, в сочетании с экономическим кризисом в РФ.

При возникновении этих факторов кавказские тюрки могут повернуться спиной к России и развернуться в сторону Турции.

Следует также учесть, что карачаевцы и балкарцы хорошо помнят трагедию выселения в Среднюю Азию во времена СССР. Это выселение стало краеугольным камнем их национального сознания. И хотя реабилитация была полной, к тому же они получили немалые территории, отрезанные у черкесов той же Россией —  но тот страх, тот ужас до сих пор жив в них. А значит, живо недоверие к Москве. Ногайцы тоже хорошо помнят геноцид конца 18 века, устроенный русскими войсками, от которого они так и не оправились, и последствия которого они ощущают до сих пор.


– Как Вы расцениваете тюркский фактор в политики России и в политике внешних сил по отношению к России. Можно ли считать, что тюркский элемент превращается

в рычаг давления на Россию.

 –Особой заинтересованности внешних сил в разыгрывании тюркского фактора пока не видно. Возможно, потому, что тюрки не проявляли в постсоветские годы какой-либо повышенной пассионарности.

Сегодня тюркский фактор не выступает как рычаг давления на Россию. Во всяком случае, прямой рычаг, и северокавказские тюрки как элемент этого рычага.

Пока Северный Кавказ в составе России устраивает всех и мировых и региональных игроков. Другое дело Южный Кавказ — богатый ресурсами и стратегически значимый регион, ворота в Каспийский бассейн.

В отличие от Северного, сегодня на Южном Кавказе происходит столкновение интересов многих держав, конкуренция за влияние на регион. Но и здесь, в целом,  три региональные державы – Россия, Иран и Турция – в своих взаимоотношениях ведут себя осторожно и сдержанно, выступая при возможности партнерами везде, где это возможно. И при этом ревностно относятся к появлению вне региональных игроков.

Но если в ближайшее время какие-то внешние силы всерьез займутся Россией, то они, несомненно, будут использовать и тюркский фактор.

– Кто заинтересован во введении на политическую арену тюркского фактора?

–Возможность воздействия на тюркские народы России вполне реальна. В России тюрки — это никак не менее 10% населения. Причём они живут в стратегических для России местах добывания и транспортировки полезных ископаемых. При достаточной накачке темы и вливании сторонних денег, этот фактор может оказаться существенным рычагом. Хотя правительство Турции и «слило» крымских татар в вопросе Крыма, но это произошло в обмен на газовые договорённости – чтоещё раз подтверждает силу такого рычага.

Я бы выделил три основных вектора.

Региональное соперничество в бассейне Черного моря с Турцией как членом НАТО, или глобальный конфликт со всем блоком целиком

Обширную границу с Казахстаном и интересы, связанные с туркменским газом

Внутренние тюркские регионы России, стратегически важные с различных точек рения: Поволжье, Северный Кавказ,Якутия, Алтай.

Тюрки Северного Кавказа проживают в стратегически важном регионе, который находится в стадии отпадения от РФ. И тюрки могут сыграть в этом процессе важную роль, или ускорить его, или, наоборот, служить рычагом сохранения влияния России, затормозить отторжение Кавказа.

Кто может захотеть использовать тюркский фактор?

Это, теоретически, могут быть: США и ЕС, вместе или по отдельности,с разной степенью координации между ними.
\

Может  играть  на российском тюркском поле и Казахстан, хотя пока мы не наблюдаем хоть каких-то его движений в этом направлении.
ъ
Турция и Азербайджан.

Даже при отсутствии каких-либо конфликтов с Россией, и даже при самых дружественных с ней отношениях,естественные интересы в тюркском мире есть у Турции и Азербайджана, и они будут их развивать в любом случае.

Азербайджан тесно связан с Дагестаном, поэтому вовлеченность Азербайджана в кавказские дела неизбежна.  Возможности его влияния там велики.

Потенциальные интересы и возможности Турции, думаю, понятны, и не нуждаются здесь в детальном разборе.

Отмечу лишь один момент. Турция, самая крупная тюркская страна – лишена прямого территориального контакта с другими тюркскими государствами и народами.Их от Турции отделяют Грузия и Армения, находящиеся под контролем России.

Если Россия потеряет возможность контролировать Грузию и Армению, и они или войдут в состав западного блока, или же окажутся в зоне влияния Турции, то она получит через территорию двух этих государств, или хотя бы одного из них, возможность прямого сообщения с Азербайджаном. А это означает прямой доступ к Каспийскому морю и далее – к Туркестану, т.е. центрально-азиатским тюркским государствам и уйгурам Китая. Также открывается вектор на Северный Кавказ, и далее к тюркам Поволжья, Алтая и к тюркам Сибири (Хакасия, Тыва, Алтай, Якутия-Саха, шорцы, сибирские татары и др.).И, разумеется, выход на Иранский Азербайджан.Практически все тюркские народы и абсолютно все самостоятельные тюркские страны окажутся в единой территориальной связке. Потенциальные возможности, опять же, очевидны.
В этой связи особую значимость приобретают армяно-турецкие переговоры об урегулировании отношений.

Думаю, этот «фактор территориального тюркского единства» является главной причиной, по которой Армения оказалась государством, наиболее зависящим от России, где контроль Москвы наиболее силен. Собственно, Армения стала единственной постсоветской страной, которую Москва взяла под свой полный контроль.

Есть еще одно следствие значимости этого «фактора территориального тюркского единства». Поскольку главным, а, по сути, и единственным фактором, удерживающим Армению в орбите России, является армяно-азербайджанский конфликт из-за Карабаха, то Москва сделает все возможное и невозможное, чтобы он продолжался вечно.

Территория Грузии также дает выход на Азербайджан и Северный Кавказ.

Надо полагать, что этот факт также являлся одной из причин того, что Москва столь болезненно реагировала на уход Тбилиси из-под своего влияния, и приложила столь много усилий для возобновления своего контроля над Грузией. Включая прямые военные действия и выделения миллиардов долларов (через российского бизнесмена Иванишвили, а до него других олигархов грузинского происхождения) на свержение Саакашвили.

Иран.

Иран в последние годы потихоньку наращивал свое культурное  и религиозное влияние на Южном и Северном Кавказе. Стараясь при этом не раздражать Москву. Можно быть уверенным.что после снятия санкций степень этой активности усилиться. Но Тегеран будет избегать конфликтов с Москвой на  этом направлении, осторожно подготавливая почву для экспансии в будущем.


Китай активно и эффективно, при этом тихо и не привлекая к себе внимания, отстаивает свои интересы и расширяет зону своего влияния.В нее входят и Центральная Азия и энергетические и транспортные коридоры Турции и Южного Кавказа.

– Иран уже учитывает тюркский фактор. Впервые вместе с Турцией.  В Тебризе в этом году прошла  конференция тюркского языка, также Тегеран проводит идентичные мероприятия куда вовлечена тюркская тема. Почему тюркский фактор получает политический статус в этой географии?

–Что касается конференции в Тебризе, и вообще интереса в Иране к тюркским языкам, то здесь все логично. Азербайджанцев в Иране проживает больше, чем в Азербайджане, и они второй по численности, после самих персов, народ.  А Тебриз – столица иранского Азербайджана.

Азербайджанские кланы Ирана сильны, и в руководстве страны много азербайджанцев, включая высшего руководителя государства (Рахбара) аятоллу Али Хаменеи.

Однако Иран боится этнической консолидации сорока миллионов иранских азербайджанцев. С другой стороны, он не может совсем игнорировать их культурные, и даже автономистские требования, чтобы не превратить иранских азербайджанцев во врагов правящего режима.

Имеется и внешнеполитический интерес. Тегеран учитывает тюркский фактор и в связи с Азербайджаном и с Турцией,в связи со своими противоречиями с Баку и Анкарой. Действия Ирана связаны с попыткой стать своим для остального тюркского мира в преддверии возможного в будущем прямого конфликта с с Азербайджаном и сегодняшнего регионального соперничества с Турцией. При этом Тегеран явно не хочет излишнего обострения отношений с Анкарой —  Ирану необходим относительный лояльный член НАТО у своих границ.

– В каких направлениях будут вестись работа с тюркским фактором Кавказа?

–Тюркский мир очень обширен, содержит в себе большой потенциал,  и при этом раздроблен, он не координируется из единого центра, Между тюркскими народами даже на Северном Кавказе нет четкого взаимодействия, да и интересы и проблемы у них различны. Единства, тем более, нет и в масштабах всего тюркского мира. Поэтому различные мировые игроки пытаются использовать тюрок в своих интересах.

Если Турция будет развиваться такими же темпами, будут расти и ее геополитические амбиции. И значение тюркского фактора в ее политике будет возрастать.

В дальнейшей перспективе, когда тюркский фактор обрастет внушительными экономическими и военными составляющими, возможно и появятся влиятельные силы  и среди других составляющих тюркского мира.

 Turkish Forum

Мир Турецкой Коалиции


Рецензии