О длине кусунгобу

                "Сегодня быть большому пуку:
                Буси грядут вершить сэппуку.
                Ведь прежде чем себя сеппукнуть,
                Японец должен громко пукнуть."

                Ямамото Нитонисё.



Я дополнил бы великий трактат "Сокрытое в листве"* следующей главой о кусунгобу**:

(Кусунгобу — харакирный нож, специализированный вариант малого меча вакасатся***).

Великий священный воинский обряд сэппуку****, как учил великий Ямамото Цунэтомо*****, долженствует вершить инструментом кусунгобу с длиной, точно соответствующей глубине тканей живота.

Ибо если клинок кусунгобу слишком длинный, конец его может вонзиться в спинной мозг, наступит паралич тела и продолжение священного обряда станет невозможным.  И тогда дохаракиривать воина приходится его друзьям или соратникам, а чаще всего кайтсяку******.

Необходимо-достаточная длина лезвия измеряется по обхвату живота.  Одному самураю достаточно длины половины сяку******* (15 см), другому — до двух или трех сяку.  Средней комплекции борец сумо должен был бы иметь кусунгобу  с лезвием длиной два с половиной сяку.

Кусунгобу  всегда должен присутствовать при хозяине, даже на брачном ложе и при омовении в бане, поскольку необходимость сотворения харакири может наступить в любой миг. 

Известен такой случай.  Сэнгоку-даймё******** Ицуката Бородзабуро из провинции Такэда, живший в эпоху сёгунов********* Токугава, свершал   не менее трех великих походов в год.  В путь он отправлялся с огромным толстым животом, возвращался худой как щепка, а дома начинал снова набирать вес.  При даймё постоянно ездил обоз с углем, железной рудой, походной кузницей и целой бригадой специалистов, которая отковывала сюзерену новый кусунгобу при малейшем изменении толщины патриаршего живота.  Старый кинжал шел на переплавку, новый пристегивался с поясу господина.  Бывало, что  даймё менял по три кусунгобу в день.

Но вот однажды даймё, будучи в походе, получил послание от сёгуна: "Ты, у которого живот раздувается и опадает, словно волны прилива в бухте Икурадзима, и требует огромного расхода железной руды, столь необходимой для изготовления победоносного оружия для великояпонского воинства, не лучше ли тебе при подобном свойстве твоего живота сотворить искупительный обряд сеппуку?"

Жалкие попытки даймё оправдаться тем, что старые кинжалы утилизируются, не возымели действия, после  чего даймё незамедлительно сделал себе харакири.

______________________________


* "Сокрытое в листве" (Хакагурэ) — практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.
** Кусунгобу — харакирный нож, специализированный вариант малого меча вакасатся.
*** Вакасатся (вакидзаси) — Вакидзаси (яп. ;;) — короткий японский меч (сёто).
**** Сэппуку (сеппуку) – ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо.  Облагороженный вариант понятия "харакири".
***** Токугава (яп. ;;;; Эдо бакуфу) — феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 году Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава.
****** Кайтсяку (кайсяку) или кайсякунин (яп. ;;;) — помощник при совершении обряда сэппуку (харакири).
******* Сяку — японская мера длины, равная примерно 30.3 см.
********  Даймё — (яп. ;;, даймё:, букв. «большое имя») — крупнейшие военные феодалы средневековой Японии.
********* Сёгун — (яп. ;; сё:гун) — в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до реставрации Мэйдзи, произошедшей в 1868 году.


Рецензии
Самураи уже не те. О харакири и не помышляют. Скоро китаез догонят по численности

Анатолий Шинкин   12.06.2021 06:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.