Записки Ивана Новожилова

Подмосковная деревня Шемякино расположена на левом берегу реки Клязьмы. История этой деревни прослеживается с  начале XVI века, когда она, как и многие близлежащие деревни, принадлежала братьям Андрею и Дмитрию Чашниковым, владельцам усадьбы Чашниково. Долгие годы владельцами деревни были дворяне Нарышкины, родственники Петра I. Шемякино входило в приход Троицкой церкви села Чашниково.

В 1902 году в Шемякино была открыта школа грамоты, просуществовавшая  до 1964 года. Шемякинскую начальную школу, а затем Чашниковскую семилетнюю школу, окончил один из жителей деревни, Новожилов Иван Александрович, подробно описавший свою жизнь с детства и по 1946 год. Общая тетрадь с его записями хранится у дочери И.А. Новожилова, Паршиной Валентины Ивановны. Благодаря этому, удалось узнать много интересного. Иван Александрович писал: «Родился я в сентябре 1922 г. в деревне Шемякино Московской области. Всё детство моё протекало в этой деревне ...

Как только мне исполнилось 8 лет, я пошёл в школу. В школе учился хорошо и с охотой. Засиживать над заданными уроками долго не приходилось, и всегда имелось время погулять. А детвора тогда гуляла очень весело, всегда организовывали какие-нибудь игры, а зимой до позднего вечера катались на горе, кто на лыжах, а кто на санках. Катаясь на горе, разопреешь, расстегнёшься, тебя тут и ветерком продувает, а иногда и поешь снежку. Вот из-за этого я и заболел скарлатиной и болел более месяца. В школе из-за болезни сильно не отстал, так как ещё до школы я мог хорошо читать, писать и считать, и вскоре догнал своих товарищей. Так проходили школьные годы, проходили они день за днём, неделя за неделей, год за годом, и мы росли. Тогда у нас ещё не было никакой заботы, только и знали – учиться да гулять. А, между прочим, в то время жизнь была тяжёлой, только что организовались колхозы, но они ещё не были хорошо налажены, и на трудодни получали продуктов совсем мало. Нас у отца с матерью было 5 человек, и всех надо было накормить, обуть и одеть, а тогда было это очень тяжело, и особенно в 1933 году, когда было трудно достать хлеба, и мать возила молоко в Москву и на него меняла чёрствый хлеб да какие-нибудь сухари. Этот год настолько был тяжёл не только нам, а многим, в особенности, многодетным, что народ стал уходить из колхозов на производство. Также поступил и отец, он устроился в Москву, и тогда нам стало немного полегче, да ещё к осени немного наладилось с продовольствием. Но всё равно ещё нам жить было тяжело, не хватало средств на то, чтобы всех обуть и одеть, и тогда пришлось сестре бросить школу и пойти на производство. Такая трудная жизнь у нас проходила вплоть до 1937 года, когда немного улучшилось материальное обеспечение трудящихся, да и отец перешёл на другую работу и стал больше зарабатывать.

Я в 1937 году окончил семилетку, учиться больше мне не хотелось, а на работу устроиться не удалось, и пришлось целый год проболтаться дома. А как было скучно сидеть дома, когда все учились в школе или работали. Только лишь после обеда, когда ребята приходили из школы, можно было с ними немного повеселиться. Зимой, конечно, дел хватало, надо было натаскать воды с речки, привезти из лесу дров на санках, напилить их и наколоть, на этом и кончался день. Ну, а вечером, как обычно шли в Красный уголок, где и проводили время, там играли в шашки, в шахматы, в бильярд, там же гуляли и девчата с ребятами. Зима в тот год была очень тёплая, даже часто шли дожди, и в нашей реке было много рыбы, которая зашла в неё из канала. (Небольшое дополнение: после того, как в 1937 году был открыт канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) в Клязьме появилось много рыбы, она поднялась вверх по течению реки из Клязьминского водохранилища). И я больше всего увлекался рыбной ловлей. На реке тогда было всегда много рыбаков, и рыбы налавливали помногу, иногда увозили её по нескольку мешков. Но вот и зима прошла, а за ней прошла и весна, тут наступили жаркие летние дни. И снова пришло наше жизнерадостное веселье. Снова мы проводили свободное время на реке, ходили в лес за ягодами, а позднее за грибами ...

Вскоре я поступил в Химки на завод в школу Ф.З.У., за отличную учёбу я несколько раз был премирован денежным содержанием. В период учёбы отличников часто возили на автобусе в Москву в кино или в театр. После выпуска из школы Ф.З.У. мы стали работать в цехах, где и были на практике …

С работы мы ходили ежедневно домой и никогда не чувствовали усталости, мало этого, ещё вечером шли на улицу гулять, так, что спать приходилось совсем мало. На то и молодость, чтоб погулять, повеселиться, пока ещё нет никаких забот …

Жизнь проходила весело, в особенности, весной, когда тепло, сухо, распускаются деревья, зацветают цветы, птицы с раннего утра до позднего вечера поют свои весёлые песни. Всё это производит какое-то радостное впечатление, как будто сама жизнь народилась заново. Особенно хорошо ночью где-нибудь возле реки, из которой поднимается пар и расстилается по лугам, а по берегам среди кустарника стоят черёмухи, распустившие свои ещё молодые клейкие листочки и все усыпанные белыми цветами, которые испускают аромат, заполняющий окружающую местность. А в кустах поют соловьи, перекликаясь друг с другом. А в это время неплохо посидеть где-нибудь на берегу реки, в особенности на пару с девушкой, дыша свежим, ароматным воздухом, слушая пение соловьёв, наслаждаясь всей природой и жизнью. В это время года, т.е. в мае месяце, бывает самая весёлая, самая счастливая жизнь. А там уже наступают жаркие дни, начинается работа, перестают петь и птицы, и не цветут цветы, но жизнь не утихает, а по-прежнему течёт с таким же радостным чувством, в особенности, вечером у молодёжи. А в 1941 году это было в особенности хорошо, когда материальное положение населения улучшилось …

                НАЧАЛО ВОЙНЫ

И это печальное известие пришло как раз в воскресенье 22-го июня 1941 года, когда ещё продолжался разгар сельскохозяйственных работ, когда народ радовался, согласно всходов сель. хоз. культур, будущему урожаю. Это известие пришло, когда все ещё отдыхали. Ещё рано утром по радио объявили о злодейском и внезапном нападении фашистской Германии на нашу миролюбивую страну, и вместо того, чтобы спокойно и культурно отдохнуть, все ходили унылые, печальные. Тогда только и слышалось – война, война.

По вечерам уже больше не слышалось весёлых песен, а если и пели, то эти песни были уже не те весёлые и радостные, как раньше, а какие-то грустные и печальные. Да и кому было веселее, когда ежедневно из семей уходили в Красную Армию родственники. Они шли в армию не только, чтоб нести службу как в мирное время, нет, они шли в бой с фашистскими ордами, стремящимися захватить нашу землю, поработить наш народ, они шли защищать нашу священную Родину, наш трудолюбивый, мирный народ.

Я в то время работал на заводе, и мы все имели отсрочку от призыва до 1942 года, а как хотелось пойти в армию вместе со своими товарищами, но все эти стремления были напрасны... Примерно через месяц вражеская авиация стала делать налёты на Москву, конечно, им удавалось прорываться всего лишь нескольким самолётам, да и те попадали под яростный огонь нашей зенитной артиллерии. Подобные картины нам приходилось наблюдать ежедневно.

На заводе с первых же дней обстановка изменилась. Мы уже работали не по 8 часов, а столько, сколько это требовалось. Приходилось часто работать до полночи, а иногда и целые сутки. Притом к осени была введена карточная система, из-за которой снизилось питание рабочих. Да и помимо работы ещё надо было копать бомбоубежище, а впоследствии копать оборонительные рубежи …

Когда враг стоял уже недалеко от Москвы, наш завод вместе с другими стал эвакуироваться. Расчёт нам на заводе не давали, надо было эвакуироваться вместе с заводом, но мы твёрдо решили не ехать, а остаться дома, надеясь попасть в армию.

Конечно, дома гулять нам долго не пришлось, в начале ноября было объявлено о всеобщем воинском переучёте. В военкомате  вместе с другими товарищами я получил повестку на 9-е ноября ... ».

Далее Новожилов описывал, как был призван Краснополянским РВК в ноябре 1941 года,  как на фронте был пулемётчиком, воевал на Калининском фронте, в Сталинграде,  Донецкой области и Крыму, получил контузию и был трижды ранен,  демобилизовался в звании сержанта в 1946 году. Был награждён орденом Славы 3 степени и медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Умер Иван Александрович Новожилов в 1982 году, похоронен на Чашниковском кладбище недалеко от Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина. 


Рецензии
Всегда интересно читать воспоминания, не художественные, а именно такие, настоящие, записки обычных людей. В них встречаются любопытные подробности, бытовые и другие приметы того времени, о котором они написаны. Хотелось бы узнать продолжение этой истории.

Татьяна Сахань   13.06.2021 23:30     Заявить о нарушении