А не подумать ли о юбилее великого фантаста?

Итак, кинофестиваль "Висла" отшумел. К счастью, он был посвящен той персоне, о юбилее которого не забыли. Хотя теоретические шансы на забвение для него были.

Выдающийся фантаст в 1966 году. Взято из статьи в польской википедии Onet.pl
Сразу же для читателей этой статьи хорошая новость. Родился он то ли 12-го, то 13 сентября 1921 года, причем статья в российской википедии дает дату 12-е, а польская версия дает обе даты. А это значит, мысль доводя до конца, что еще есть шансы устроить его юбилей в полноценном виде. Тем более, что COVID отступает.

Стоп. Здесь необходима оговорка. Здесь можно и нужно вспомнить жанр, в котором работал наш юбиляр. Научная фантастика. Тот самый жанр, который подвигает на занятие наукой пытливых подростков и который футурологам дают неслабую почву для размышления путем изображения в романах весьма вероятного будущего. И сквозь это видно все: и науки точные, и науки гуманитарные, и живопись, и музыка прогресса, и мир детства, и мир зрелости, и мир старости.

Именно поэтому, если речь зашла бы просто либо о научной конференции, или просто о вечере, или просто небольшом концерте, то это, вполне возможно, оказалось бы для одних формой творческой реализации, а для других просто формой интересного времяпрепровождения. По линии Республики Польша уже провозглашен международный конкурс научно-фантастического рассказа его памяти, но при желании можно им не ограничиваться. А, если дойдет до концерта или чего-то не менее изящного, то он может стать настоящим праздником дружбы науки и искусства.

У автора этих строк есть опыт проведения подобных мероприятий, причем весьма интересный. Семь лет назад он бы свидетелем и участником празднования 100-летнего юбилея Тура Хейердала. В общей сложности было проведено шесть мероприятий, три из них - по линии норвежского посольства. Автор этих строк был гостем на двух из них, к которому норвежское посольство было непричастно - в музее Дарвина и институте океанологии, и организатором одного из них в свете проекта "Кон-Тики-XXI".

Итак, все в наших руках, мы можем, если мы захотим, и теперь остался вопрос, кто такие мы и чего же мы хотим. Одним словом, наберется ли критическая масса.

А пока вернемся к юбиляру. Знак зодиака - Дева, тип биоэнергетической адаптации хозяин (в версии его рождения 12.09) или исполнитель (в версии его рождения 13.09). Национальность - польский еврей. Сейчас, кстати, почти исчезнувшая. По польски, как явственно следовало из фильма "Autor Solaris" режиссера Бориса Ланкоша, 2016 г., он говорил с очень приятным свистящим произношением, который иногда еще называется восточным. Фактически исчезнувшим с уходом из жизни послевоенных репатриантов с востока.

И, что удивительно, крайне редко печатался его портрет. И его вполне заслуженная популярность была беспортретной...

При этом само название фильма о нем лучше всего было бы перевести как "Автор "Соляриса"". В отличие от того, как оно фигурирует в буклете фестиваля. Вся проблема в том, что в польском языке это слово латинского происхождения, и среднего рода, и оно не склоняется. Подобно тому, как дело с этим обстоит в немецком языке. И в отличие от того, как дело с этим обстоит в русском.

Вот, собственно, благодаря "Солярису" режиссера Тарковского, 1972, он и стал известен в странах русскоязычного пространства. А до него еще был телеспектакль Ниренбурга.

Автор этих строк о нем впервые услышал примерно в 8-м классе физматшколы. Почти поголовное увлечение одноклассников фантастикой. На тот момент - один из самых свободолюбивых жанров, есть даже мнение, что она была одним из жанров диссидентской литературы. Правда, автору этих строк было весьма неловко, ибо он их увлечения не разделял, так как его увлекало многое другое. Тем не менее, в годы студенческие его хватило на "G;os Pana", вышедший на русском языке под названием "Глас господа". В памяти осталось воспоминания как о чем-то большом, глобальном, научном.. Рассказывает об усилиях учёных над раскодированием, переводом и пониманием космического сигнала. Наряду с «Солярисом» и «Кибериадой», является одним из самых известных произведений писателя.

А что касается фестивального фильма Ланкоша... Интересного было немало. И его львовское детство, проведенное в доме в пятистах примерно метрах от львовской оперы, и едва не случившийся с ним расстрел гитлеровцами, и его годы студенческие, по итогам которых он остался без диплома... правда, есть еще один занятный факт: еще в его подростковые годы одна инспекция из министерства образования отметила его небывало высокий IQ... чего не было в фильме...

Далее - его первые стихи, его первая сатира, его фантастика, которая красной нитью прошла сквозь его жизнь, текущая политика, которой он все время стремился избежать. Да, вроде бы он был и успешен. С одной стороны. А, с другой стороны, ясно следовало, что строчить роман за романом за пишущей машинкой - дело весьма нелегкое. А идея для оных подбрасывали часто прямо издатели.

Вот так Станислав Самуилович и прожил свою жизнь, проживая на окраине Кракова под названием Клины, и принадлежа скорее к мировой, чем к польской национальной культуре. Помимо многочисленных произведений, он родил еще сына Томаша.

А автору этих строк как разработчику концепта проекта "Магеллан-500" весьма греет душу факт наличия в его творчестве романа "Магелланово облако", кстати, с весьма закрученным сюжетом, а также то обстоятельство, что ему выпало разгадать одну из весьма занятных тайн еврейского прошлого. О которой здесь:
www.academia.edu/39458794


Рецензии