Жюль Верн. Расплата за талант

Имя Жюля Верна известно всем любителям фантастики и приключений. Его книги переведены на множество языков, по ним сняты фильмы, мультсериалы, написаны пьесы. Но как дорого заплатил писатель за свою славу, какие скелеты прятались в его шкафу?

Славно вы летели, детские года…

8 февраля 1828 года в тихом французском городе Нант, в семье преуспевающего адвоката Пьера Верна родился сын Жюль. Шум портового города, белые паруса, ароматы заморских пряностей, рокот волн навсегда покорили сердце будущего писателя, зародили мечту стать моряком. Он читал приключенческие и морские романы, с бра-том Полем носился по лугам и лесам, строил гнёзда в ветвях деревь-ев и планы будущих путешествий.

К тому времени относится любопытная легенда: однажды маленький Жюль тяжело заболел. Отец приглашал к нему лучших врачей, но те не могли помочь. Как-то ночью мальчику стало так худо, что родители приготовились к худшему. Но на утро Жюлю стало гораздо легче, он пошёл на поправку. С тех пор время от времени его стали посещать видения, которые он использовал при создании своих произведений…

В одиннадцать лет Жюль попытался круто изменить свою жизнь: отдав все свои скромные сбережения юнге со шхуны «Корали» и тот взялся его тайно доставить на борт и спрятать его до выхода в море. К счастью, отец успел догнать судно, вернул сына домой и вбил в его головушку мысль о том, что он слишком мал для морских путешествий посредством розги…

Больше Жюль не пытался стать моряком, а смиренно учился, на досуге читал книги, писал стихи, пытался ухаживать за своей кузиной Каролиной Тронсон. Но та отвергла его, поскольку предпочитала мальчиков ловких, спортивных и практичных.

С разбитым сердцем Юный Жюль отправился в Париж, учить юрис-пруденцию в Сорбонне, дабы пойти по отцовским стопам – так издавна велось в роду Вернов.

Парижские знакомства.

Во французской столице Жюль поселился у тётушки отца мадам Шарюель. Это была строгая и набожная женщина, державшая племян-ника в ежовых рукавицах, дабы занимался учёбой, а не разводил амуры с парижскими барышнями. Впрочем, на выделяемые отцом семьдесят пять франков ежемесячного содержания было не разгу-ляться. Жюль жил крайне скромно, но интересно – его дядя  Франсиск де ла Селль де Шатобур открыл перед племянником двери лучших парижских салонов. Жюль беседовал с аристократами, художниками, артистами. Он был представлен Виктору Гюго и самому Александру Дюма. И если первый встретил молодого литератора весьма холодно, то второй, ознакомившись с его стихами и пьесами, предложил сотрудничество.

Окончив Сорбонну и получив диплом, Верн продолжал пахать как лошадь. Из-под его пера вышли пьесы «Морская прогулка», «Миг расплаты». Его комедия «Сломанные соломинки» была поставлена в театре Дюма. Но, не смотря на огромную проделанную работу, денег по-прежнему не хватало. Отец в своих письмах призывал сына оду-маться, вернуться в Нант и работать вместе, но Жюль твёрдо шёл к своей цели. Надежды подпитывают поставленные пьесы «Жмурки», «Товарищи Маржолены», «господин Шимпанзе», «гостиница в Арденнах».

В 1851 году Врн устроился литературным секретарём в «Лирический театр» Эдуара Севеста – опять же благодаря знакомству с великим Дюма. Появился твёрдый ежемесячный заработок в сто франков, жизнь стала налаживаться. Были опубликованы его рассказы «Путешествие на воздушном шаре», «Зимовка во льдах». На свадьбе свое-го родственника Огюста Леларжа Жюль познакомился с симпатичной вдовой Онориной де Виан. Наличие у неё двух дочерей его не смутило, он разглядел в ней будущею хранительницу домашнего очага, а она в нём – мужчину, способного содержать семью. С помощью отца он занял денег и смог стать официальным пайщиком в контору финансиста и брокера Парижской биржи Фернана Эгли. 10 января 1857 года Жюль и Онорина официально зарегистрировали брак.

В жизни великого человека начался новый этап.

Лучшие годы.

Несмотря на склонность к мечтам, Верн был человеком железной дисциплины: каждый день он вставал ровно в пять утра, выпивал чашку кофе и садился за письменный стол. До десяти утра он рабо-тал со своей картотекой, пополняя её всевозможными научными данными, в десять часов был на бирже, где, случалось, работал круглые сутки.

29 мая 1859 года в его жизни произошло важное событие – он познакомился с некой Эстель Энен, которая вскоре вышла замуж за нотариуса и стала мадам Дюшен. Эта любовная связь длилась много лет, образ Эстель Верн зашифровал во многих своих романах. Пло-дом их любви стала дочь Мари. В отличии от домашней Онорины Эстель могла обсуждать с любовником самые разные темы, она его хорошо понимала и вдохновляла продолжать писать. Дома его ждали скандалы недовольной низким доходом жены, капризы маленького сына Мишеля, бесконечная писанина, а в доме супруга своей любовницы на набережной сены 49 он отдыхал душой и телом.

Почти также он отводил душу в фотоателье своего друга Каспара Феликса Турнашона, больше известного как Надар. Это был замечательный человек – писатель,театральный художник, карикатурист, воздухоплаватель, фотограф. Он пытался заработать на построенном им воздушном шаре «Гигант» и подбросил Жюлю идею романа «Пять недель на воздушном шаре». В журнале «Обозрение двух миров» её согласились опубликовать без всякого гонорара, поскольку никому неизвестному литератору публикация в столь солидном издании уже само по себе было престижно и открывало заманчивые перспективы…

Но Жюль забрал оттуда свою рукопись. Через некоторое время вер-ный друг Нодар познакомил его с издателем Пьером-Жюлем Этцелем. Он не только одобрил произведение Верна, но и предложил контракт на двадцать лет. Жюль должен был сдавать в редакцию три романа в год, за каждый полагалось вознаграждение в 1950 франков. Цель многолетних усилий была достигнута – Жюль Верн своим литературным трудом мог обеспечивать семью.

Работа закипела. К сожалению, второй роман Верна «Париж в двадцатом веке» был отвергнут издателем, хотя предсказания, сделан-ные писателем – от автоматических музыкальных инструментов, электронной подписи, электрического стула, какафонии вместо музыки до бесконечной гонки за деньгами, в общем, всех бедствий общества потребления, поражают. Слишком уж дерзко молодой талант прошёлся по классикам мировой литературы, слишком много было на его страницах сарказма и повторения чужих идей.

Ледяной душ критики, которому подвергся «Париж в двадцатом веке» остудил голову Верна. Он смиренно принял все замечания Этцеля, сердечно поблагодарил его. Следующая книга, «Приключения капитана Гаттераса» была принята благосклонно. Больше в своих романах он не вводил любовные линии, женщины там оказывались иногда в виде комичных персонажей, либо соломенных вдов, ищущих якобы погибших мужей. Главными героями его произведений теперь были мужчины, влюблённые в своё дело, преодолевающие любые трудности на пути к своей звезде. 

Конечно, Верн иногда позволял себе отдых. Весной 1867 года он совершил путешествие в Южную Америку на пароходе «Грейт-Истерн». Это был самый большой и комфортабельный пароход того времени. Впечатления от этого вояжа легли в основу романа «Плавучий город».

Ещё до этого Верн приобрёл рыбацкий баркас, который переоборудовал в яхту, которую назвал «Сен-Мишель». Со своим младшим братом Полем, профессиональным моряком, Жюль отводил душу в морских странствиях. Позднее, во время французко-германской войны, Жюль был призван на военную службу и назначен командиром боевого охранного судна «Сен-Мишель»! Под его командованием было 12 пожилых ветеранов с кремниевыми ружьями и мелкокалиберной пушчонкой. Патрулируя Сену на своём судне, Верн параллельно написал роман «Крушение «Ченслера». Война войной, а обязанности перед издателем никто не отменял.

Вернувшись в Париж, Верн с ужасом смотрел на пустынные улицы, изуродованные пулями стены домов, закрытые салоны и театры. Издательство Этцеля, кстати, тоже на время прекратило свою рабо-ту. Великий писатель окончательно разуверился в том, что революции могут принести пользу обществу и решил перебраться в спокой-ный Амьен. Там всё шло по-старому – подъём в пять утра, чашка ко-фе и работа до завтрака, позже – опять работа, затем прогулка, посещение библиотеки Промышленного общества. Потом – возвращение домой и снова работа, работа, работа… Ещё в юные годы Жюль Верн поставил себе грандиозную цель: в ста романах, для написания которых как раз хватало жизни,описать всю нашу планету. Стены кабинета фантаста были заняты книжными шкафами, в которых хранилось многое из созданного человеческим гением. В отдельном шкафу в ящичках хранилась его знаменитая картотека – строго по темам размещалось множество карточек в специальных обёртках. Стены коридора, ведущие к кабинету, были сплошь увешаны географическими картами. Воистину это была сокровищница науки!

Верн тщательно отбирал оттуда все сведения по разрабатываемой теме, составлял план книги. Карандашом он писал черновик, обяза-тельно оставляя широкие просветы для правок и дополнений. Каркас романа отправлялся в типографию. По пять, семь, десять раз текст переписывался, иногда по-новому заново переделывались целые главы. Этцель также вносил свои замечания, тщательно шлифовал детали, случалось менял направление сюжета. Его можно назвать полноценным соавтором Верна.




 Онорина тревожилась за своего супруга, когда тот отправлялся в Париж – несмотря на возраст, Жюль был ещё крепким и видным мужчиной, но он действительно всё время своих столичных командировок посвящал труду – обсуждал с Этцелем новые романы, кон-сультировался с учёными, инженерами, которые делали для него расчёты, изучал отчёты путешественников и географические карты. «Работа – моя главная жизненная функция!» - говорил Верн. Ценой постоянного напряжения, частых ссор с женой, холодными отношениями с падчерицами и катастрофическим поведением сына Жюль Верн сумел описать весь белый свет и его окрестности.

И всё-таки годы брали своё: в 1871 году по просьбе своего верного автора Этцель заключил новый договор: два романа в год, за двенадцать тысяч франков…

И было у него большое горе – сын…

Мишель Верн ничуть не походил на юного капитана Дика Сэнда из
романа «Пятнадцатилетний капитан» своего отца. Это был капризный, крайне вульгарный юноша. Рос он слабым, часто болел. Мать во всём ему потакала, отец воспитанию предпочитал литературные труды, поэтому неудивительно, что Мишель рос в твёрдой уверенности, что весь мир создан для его удовольствия. Он говорил шумно, сопровождая речь бурной жестикуляцией. Ему ничего не стоило при гостях разбить салатницу или вазу, если ему что-то не нравилось.  Учился он плохо, всё время посвящая дракам, вранью, созданию хулиганских компаний, пьянству, бурным развлечениям с женщинами не самого тяжёлого поведения. «Он вообще ничем не интересуется полезным и здравым», - жаловался Верн своему другу-издателю.  – «Я с ужасом наблюдаю у сына признаки преждевременной извращённости».

Наконец Жюль отправил сына в исправительную колонию в Метре. Восемь месяцев заключения ничего не исправили. Мишель по-прежнему делал безумные долги, устраивал скандалы, никого не уважал и не слушал.

Поль Верн предложил взять племянника на своё судно, которое направлялось в Индию. Там можно было быстро отучить молодца своевольничать, следуя старой морской мудрости: «Боцман ударит – ума прибавит!» Жюль велел сыночку собирать вещи. Тому было со-всем не по вкусу плыть за три девять земель, но и шалости на французской земле ему уже приелись.

Увы, затея провалилась: Мишель имел на корабле свою каюту, кушал за столом капитана, везде его встречали с глубочайшим почте-нием. На Маврикии в его честь местный плантатор закатил банкет на 200 персон, отчего самооценка у парня, и без того завышенная, взлетела совсем уже высоко. На досуге он читал книги своего отца и в письмах старательно подвергал их разгромной критике, также описывая в меру своих литературных способностей все свои похождения. Вернулся он, окрепнув и телом, и пороками. Всё пошло по-старому – скандалы, женщины, безумные траты. И наконец любовь к актрисе Терезе Дюгазон. Напрасно отец просил сына не торопиться регистрировать отношения с возлюбленной, сначала поступить на службу, дожить до совершеннолетия. Мишель, конечно же не слушал отца, мотался за ненаглядной по городам и весям своей любвеобильно-солнечной родины. В конце концов они поженились, отец вынужден был выделять им тысячу франков в месяц на проживание. Всё вроде бы складывалось хорошо, но тут Мишель вновь влюбился. На этот раз в шестнадцатилетнею пианистку Жанну Ребудь. Родители девушки обвинили его в изнасиловании, скандал погасили с боль-шим трудом. Разведясь с Терезой, Мишель немедленно женился на Жанне. Про таких как он классик сказал: «И жить торопится, и чувствовать спешит…»

То, что не удалось тюремным надзирателям и морским волкам уда-лось хрупкой девушке: она смогла погасить страсть мужа к скандалам, приохотила его к музыке. Мишель взялся за ум, написал неплохую оперу, снял несколько чёрно-белых фильмов по романам отца. Параллельно он пытался заниматься торговлей, банковским делом, писал статьи, играл на бирже, но всё было безуспешно. Спасая сынка от долговой тюрьмы великий фантаст потерял почти две-сти тысяч франков, а ведь на его плечах лежала забота о трёх внуках.

Впрочем, окончательно жизнь месье Верну сломал не сын, а племянник…

Катастрофа на закате жизни.

В 1883 году, чтобы в очередной раз покрыть долги сына, Верн вынужден был с убытком продать свою яхту. Мишель угомонился, зато Гастон Верн, любимый племянник писателя, вдруг впал в безумие. Обычно серьёзный молодой человек, имеющий диплом и успешно трудящийся в Министерстве иностранных дел, утром девятого марта, когда дядюшка возвращался с прогулки, возник перед ним с револьвером в руке. Он указывал куда-то рукой и просил дядю защи-тить его от неких врагов. Писатель пытался убедить его, что никто за ним не гонится, но Гастон не верил и дважды нажал на спуск. Первая пуля попала в калитку, а вторая раздробила сустав Верна над левой ступнёй.

Великого писателя лечили лучшие врачи, но рана начала гноиться. Мучения несчастного усилила весть о смерти его верного друга и «литературного отца» Пьера Жюля Этцеля. Несчастный не смог приехать на похороны, лишь в письме выразив сыну издателя своё соболезнование.

Долгое время месье Верн провёл в постели. Его страдания облегчали морфий и литературная работа: обезболивающему и лечащим его врачам он посвятил множество стихотворений, также он составил сотни кроссвордов.

15 февраля 1887 года умерла его мать Софи Верн, но хромота, боли в желудке, ухудшившиеся слух и зрение не позволили Жюлю по-ехать и на это погребение.

Его новые книги прохладно встречались критикой. Жюль Этцель, сын издателя, продолжающий дело отца, требовал, чтобы Верн учился конкурировать с молодыми писателями. На шестом десятке конкурировать с молодёжью было тяжело, но Верн прикладывал все силы. Он подолгу обсуждал сюжеты с Мишелем, пытался комбинировать различные сю-жетные линии.

27 августа 1897 умер Поль Верн. Жюль почувствовал, как вокруг него сомкнулось стальное кольцо одиночества – он потерял почти всех близ-ких. 

Но жизнь продолжалась – каждый день писатель выдавал новые тексты, хотя сидеть приходилось на низком стуле, поскольку он очень плохо видел. Книги по-прежнему заканчивались хорошо, но их создатель потерял веру в то, что технические новинки смягчат нравы людей, человечество объединится, по принципу обитателей острова Линкольна. «Успехи науки не должны опережать совершенствование нравов,» - говорит Верн устами своего героя - гениального безумца инженера Робура.

16 марта 1905 года великий писатель снова слёг в постель, врачи доблестно сражались за его жизнь, но оказались бессильны – 24 марта сахарный диабет, проклятая «болезнь императоров», свела «отца научной фантастики» в могилу. 28 марта тело было предано земле на амьенском кладбище Мадлен. В последний путь создателя «Необыкновенных путешествий» провожали поклонники со всей Франции.


Рецензии
В подростковом возрасте обожала Жюль Верна, а вот с биографией только сейчас познакомилась. Надо же, как оно всё было...

Тэми Норн   22.02.2023 23:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.