ПЕТР I Великий

  Первый российский император Петр I, получивший прозванье Великий, родился 30 мая (9 июня) 1672 в Теремном дворце московского Кремля. Первый сын царя Алексея Михайловича от его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти отца, в 1676 был отдан под опеку своему сводному брату Федору Алексеевичу – сыну Алексея Михайловича от первой жены Марии Ильиничны Милославской. Не отличавшийся крепким здоровьем Федор Алексеевич скончался в апреле 1682. В ходе обострившейся борьбы за власть клану Нарышкиных удалось возвести на престол десятилетнего Петра.

 Однако, Милославские продолжали настаивать на кандидатуре Ивана Алексеевича – другого сына Алексея Михайловича от первого брака. Их поддержали недовольные своим положением стрельцы. Под угрозой погромов и кровопролития патриарх Иоаким предложил провозгласить Ивана старшим царем, а Петра -  младшим и назначить при них регентшей царевну Софью Алексеевну. 25 июня 1682 братья венчались на царство в Успенском соборе московского Кремля.
 
В молодые годы Петр много времени проводил в селах Воробьеве и Преображенском, где создал свое потешное войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Здесь же располагался созданный Петром Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – пародия на православную церковь. Юный царь не только осваивал инженерную и военную науку, но вместе с друзьями устраивал веселые пирушки и попойки. Петр охотно посещал Немецкую слободу, сблизился со своими будущими сподвижниками Францем Лефортом, Патриком Гордоном и др. Одной из его многочисленных подружек того времени историки называют  дочь почтового чиновника Елену Фадемрех.

Обеспокоенная разгульным поведением сына, Наталья Кирилловна решила женить его на боярышне Евдокии Лопухиной. Родилась 30 июня (9 июля) в семье боярина Федора Авраамовича Лопухина, стрелецкого головы, позже окольничьего и стольника царя Алексея Михайловича. Урожденная Прасковья Илларионовна; имя было сменено при бракосочетании. Венчание Петра и Е.Ф.Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Как заметил историк М.И.Семевский, «...по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры».

Между тем, царевна Софья Алексеевна не собиралась упускать власть из своих рук. Ее кознями был организован т.н. Стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Соправитель Петра, царь Иван V фактически самоустранился от государственных дел. Начиная с 1689 Петр начал править единолично. Он продолжал проявлять интерес к наукам и заграничному образу жизни. Первым из русских царей Петр совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (т.н. Великое посольство, 1697- 1698). По возвращении, он развернул коренные реформы российского государства и общественного уклада.

В первой половине 1690-ых семейная жизнь Петра разладилась. Царица Евдокия, воспитанная в домостроевских традициях, не разделяла реформаторских взглядов мужа. Боярин Борис Иванович Куракин, женатый на ее сестре Ксении, вспоминал: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…»

Б.И.Куракин весьма нелестно характеризовал род Лопухиных, оказавшийся «на виду» по случаю: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели». Евдокия оказалась замешана в Стрелецком бунте; в дальнейшем продолжала общаться с политическими противниками мужа.

В царской семье родилось трое сыновей: Алексей (1690-1718), а также Александр и Павел, умершие в младенчестве. Ок. 1691-1692 у Петра начался роман с А.Монс и отношения с женой еще более ухудшились. Петр пытался уговорить Евдокию принять добровольный постриг, но  она отказалась, ссылаясь на малолетство сына. 23 сентября 1698 Евдокию под конвоем отправили в Суздальско-Покровский монастырь, где она была пострижена под именем Елены. В 1709 или 1710 Евдокия стала жить как мирянка и сошлась с майором Степаном Глебовым, которого знала с детства.
 
Посланный для розыска капитан-поручик Скорняков-Писарев доставил прелюбодеев в Москву. 20 февраля 1718 в Преображенском застенке состоялась очная ставка С.Глебова и Е.Лопухиной. Майор не стал отпираться: «И сошелся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина, выступавшие свидетельницами, показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днем и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Повинилась во всем и сама Евдокия: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата».

С.Глебова обвиняли также в государственной измене и подстрекательстве народа «против Его величества».  Но этой вины он за собой не признал. Австрийский дипломат Плейер писал на родину: «Майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскаленным железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чем не сознался». С.Глебова посадили на кол и он мучался 14 часов, прежде чем умереть. По слухам, Евдокию заставили присутствовать при казни и не позволяли закрывать глаза и отворачиваться.
 
В 1718 Евдокия Лопухина была переведена в Ладожский Успенский монастырь, где провела семь лет под строгим надзором. Согласно легенде, перед отправкой она прокляла новую столицу Петра: «Месту сему быть пусту!». В 1725 Евдокию отправили в Шлиссельбург, где  держали в строгой изоляции. С воцарением своего внука Петра II она была с почетом возвращена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Лопухинских палатах Новодевичьего монастыря. Ей было дано большое содержание и особый двор. Имеются свидетельства, что в 1730 Евдокия Федоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла 28 августа (7 сентября) 1731 при правлении императрицы Анны Иоанновны, которая относилась к ней с большим уважением. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

В 1703 в разгар Великой Северной войны, результатом которой стало значительное расширение территорий России в Прибалтике, Петр встретил свою будущую жену Марту Самуиловну Скавронскую (1684-1727). Точные сведения о ее происхождении и молодых годах не сохранились. По одной из версий, родилась на территории исторической области Видземе,  входившей тогда  в состав шведской Ливонии в семье латышского или литовского крестьянина. По другой версии, будущая императрица родилась в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) в семье местных земледельцев. В юности прислуживала в доме пастора Глюка, где обучилась грамоте и рукоделиям. В возрасте 17 лет вышла замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе (Johan Cruse), который вскоре отправился на войну и затем пропал без вести.

25 августа 1702 русская армия захватила шведскую крепость Мариенбург (ныне Алуксне, Латвия) и подвергла город жестокому разграблению. В качестве военной добычи Марта Скавронская досталась самому фельдмаршалу Б.П.Шереметеву. Несколько месяцев спустя любимец Петра А.Д.Меншиков силой присвоил девицу себе. Осенью 1703 царь впервые увидел М.Скавронскую. По описанию Ф.Вильбуа, он «остановился у своего фаворита Меншикова, где и заметил Екатерину в числе слуг, которые прислуживали за столом. Он спросил, откуда она и как тот ее приобрел. И, поговорив тихо на ухо с этим фаворитом, который ответил ему лишь кивком головы, он долго смотрел на Екатерину и, поддразнивая ее, сказал, что она умная, а закончил свою шутливую речь тем, что велел ей, когда она пойдет спать, отнести свечу в его комнату.

Это был приказ, сказанный в шутливом тоне, но не терпящий никаких возражений. Меншиков принял это как должное, и красавица, преданная своему хозяину, провела ночь в комнате царя… На следующий день царь уезжал утром, чтобы продолжить свой путь. Он возвратил своему фавориту то, что тот ему одолжил. Об удовлетворении царя, которое он получил от своей ночной беседы с Екатериной, нельзя судить по той щедрости, которую он проявил. Она ограничилась лишь одним дукатом, что равно по стоимости половине одного луидора (10 франков), который он сунул по-военному ей в руку при расставании».

Веселая и добродушная М.Скавронская пришлась Петру по душе. В 1705 он отправил ее в село Преображенское в дом своей сестры царевны Натальи Алексеевны. В 1707 или 1708 М.Скавронская приняла православие и получила имя Екатерина Алексеевна Михайлова, поскольку крестным отцом был царевич Алексей Петрович, а фамилию Михайлов использовал сам Петр, когда хотел сохранить инкогнито. Еще до замужества Екатерина начала рожать государю детей.  В общей сложности их было одиннадцать человек, но большинство умерло в младенчестве. Среди выживших были дочери Анна (1708-1728) и Елизавета (1709-1762), будущая императрица Елизавета I.

По воспоминаниям Г.-Ф.Бассевича, тайного эмиссара герцога голштинского Карла-Фридриха, Екатерина оказывала на государя благотворное воздействие: «Звук голоса Катерины успокаивал Петра; потом она сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почесывала. Это производило на него магическое действие, он засыпал в несколько минут. Чтоб не нарушать его сна, она держала его голову на своей груди, сидя неподвижно в продолжение двух или трех часов. После того он просыпался совершенно свежим и бодрым».
 
В личных письмах Петр проявлял необычную для него нежность: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно …». Официальное венчание Петра с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712  в соборе Исаакия Далмацкого в Петербурге. В 1721 Петр принял титул первого императора Российской империи. 7 (18) мая 1724 он короновал жену как императрицу и свою соправительницу в Успенском соборе Кремля. Это было второе на Руси восшествие на престол женщины, после Марины Мнишек. Екатерина оставалась верной подругой государя на протяжении двадцати лет. Только под конец жизни отношение Петра к жене несколько омрачилось из-за подозрений в ее связи с камергером Вильямом Монсом.

Несомненно, главным приоритетом для Петра всегда являлась государственная политика. Он создал мощную Российскую империю, завоевал выход к Балтийскому морю, поднял экономику страны и др. Петр привык действовать решительно и прямо. Этого стиля он придерживался и в интимных отношениях. Большинство мемуаристов и историков изображают Петра прямолинейным и грубоватым солдафоном, весьма мало заботящимся об удовлетворении женщины. Нередко в адрес Петра звучали упреки в холодном, расчетливом цинизме и неразборчивости в выборе подруг.

По рассказу К.Валишевского, во время пребывания Петра в Копенгагене в 1716, он имел беседу с датским королем: «Король. — Я слышал, брат мой, что у вас тоже есть любовница? Царь. — Брат мой, мои любовницы обходятся мне недорого, а на вашу вы тратите тысячи талеров, которые могли бы употребить с большею пользою». К числу временных фавориток Петра относились Мария Гамильтон, Авдотья Чернышева, польская княжна Елизавета Синявская и др.

Ок. 1706-1708 Петр приблизил к себе Варвару Михайловну Арсеньеву (1676-ок.1730). Младшая дочь стольника и якутского воеводы Михаила Афанасьевича Арсеньева. Родная сестра Дарьи Михайловны Арсеньевой, жены А.Д.Меншикова с 1706. Со слов Ф.Вильбуа, впервые государь овладел ею при довольно необычных обстоятельствах: «Петр любил все необыкновенное. За обедом он сказал Варваре: „Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви“. И тут же при всех повалил ее на диван и исполнил свое обещание». К.Валишевский добавляет: «Нравы тогдашнего общества допускали правдоподобие этого рассказа. Я уже указывал на странные отношения того времени между любовниками; на дикое извращение чувств и смешение связей».

В.М.Арсеньева жила в петербургском дворце А.Д.Меншикова, где имела собственные покои, т.н. Варварины Палаты. Не исключено, что некоторое время Петр пользовался ее расположением наравне со своим  бывшим денщиком. В дальнейшем В.М.Арсеньева разделила судьбу своей сестры и отправилась вместе с А.Д.Меншиковым в ссылку. Ок. 1729 она была насильно пострижена в монахини под именем Варсонофья. Не вынесла тяжелых испытаний и скончалась спустя год в Горицком девичьем монастыре.

По иному складывались отношения Петра с княжной Марией Дмитриевной Кантемир (1700-1757), дочерью молдавского господаря Дмитрия Константиновича и его жены   Кассандры Кантакузен. Сестра одного из первых русских поэтов Антиоха Кантемира. Детские годы девочка провела с родителями в Стамбуле. Была прекрасно образована: знала несколько иностранных языков, обучалась  основам математики, астрономии, риторики, философии, увлекалась античной и западноевропейской литературой, историей, рисованием и музыкой. В конце 1710 семья вернулась в столицу Молдавского княжества Яссы. Князь Д.К.Кантемир являлся союзником Петра во время турецкой кампании. После поражения лишился большинства своих владений.  Вместе с семьей переехал в Россию: с 1711 жил в Харькове, с 1713 - в Москве и подмосковной резиденции Черная грязь.

В 1720 отец Марии овдовел и женился на княжне Настасье Трубецкой. Их гостеприимный дом в Санкт-Петербурге посещали зарубежные дипломаты, лица из ближайшего царского окружения, а также сам  Петр. Он не на шутку увлекся молодой княжной и выражал явное недовольство, когда долго не видел ее. По всей вероятности, связь Марии с Петром началась зимой 1721 с молчаливого согласия ее отца.  В этот период она отказала сватавшемуся к ней князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 М.Д.Кантемир последовала за царем в персидский поход, но вынуждена была задержаться в Астрахани по причине беременности.

Со слов Л.Майкова: «Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которыя принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, — руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой. Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь супруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена».

Отношения, прерванные неудачными родами, ненадолго восстановились  в 1724. После смерти государя М.Д.Кантемир находилась в опале. Лишь императрица Анна Иоанновна вернула ей свое расположение. М.Д.Кантемир отвергла еще несколько предложений выйти замуж, в т.ч. от грузинского царевича Александра, сына Карталинскаго царя Бакара. В 1730 в ее доме был литературный салон. Переписывалась со своим братом Антиохом, который проживал в Париже. М.Д.Кантемир умерла 9 сентября 1757 в своей подмосковной усадьбе.

По слухам, у Петра был еще один сын от  графини Марии Андреевны Румянцевой.  Родилась 4 (14) апреля в семье действительного тайного советника Андрея Артамоновича Матвеева и его первой жены Анны Степановны Аничковой. По линии отца приходилась родственницей Марии Гамильтон. Получила европейское образование, первые годы жизни провела в Вене и Гааге, где ее отец служил послом. Свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала прекрасной внешностью. По свидетельству великого князя Николая Михайловича: «Она занимала первое место среди любовниц великого императора, он любил Марию Андреевну до конца жизни и даже ревновал ее, что случалось с ним нечасто. Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню “в ежовых рукавицах”, государь выдал 19-летнюю Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…».

Свадьба состоялась 10 июля 1720. Государь пожаловал жениху чин бригадира и «немалые деревни», конфискованные по делу о розыске царевича Алексея. В семье родилось трое дочерей. В 1725 А.И.Румянцев был отослан в длительную командировку в Константинополь, а затем в Персию. Оставшись в одиночестве, М.А.Румянцева дожидалась супруга в селе Строенцы (ныне Рыбницкого района Приднестровья). 4 (15)  января 1725 у нее появился на свет мальчик, крещеный в честь царя Петром. В будущем ему предстояло стать знаменитым полководцем Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским. Великий князь Николай Михайловича, а вслед за ним историк К.Валишевский однозначно называют отцом ребенка самого ПетраI.

При Анне Иоанновне А.И.Румянцев попал в опалу и вместе с женой отправлен в ссылку в деревню под Алатырем. В 1735 восстановлен в чинах, назначен астраханским, а затем казанским губернатором. Участвовал в подавлении восстания башкир. Сделал крупную военную и дипломатическую карьеру.  В 1740 Мария Румянцева стала придворной статс-дамой и гофмейстериной. Пользовалась доверием  Елизаветы I, в 1744 сопровождала ее в поездке к А.Г.Разумовскому. Овдовела в 1749 и осталась жить при дворе. Заслужила уважение современников за доброе и сострадательное сердце. В 1763 устроила в своем доме приют для подкидышей и беспризорных детей. Скончалась 4 (15) мая 1788 в Санкт Петербурге. Погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Поэт Гаврила Романович Державин посвятил М.А.Румянцевой оду «На смерть графини Румянцевой».

В последние годы жизни у Петра I возникли серьезные проблемы со здоровьем. Предположительно, он страдал почечнокаменной болезнью, осложненной уремией. Вместе с тем, ходили упорные слухи, что Авдотья Чернышева заразила государя «дурной болезнью». Летом-осенью 1724 самочувствие  ПетраI заметно ухудшилось. Он продолжал заниматься государственными делами, но испытывал приступы жестокой боли. Император ПетрI скончался в начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Похоронен в соборе Петропавловской крепости. Решением Сената трон наследовала его жена Екатерина Алексеевна, ставшая первой российской императрицей под именем Екатерина I.

В официальной российской историографии Петра I принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако, многие историки, в т.ч. Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др., давали ему резко критические оценки.

Образ П.I Великого постоянно привлекал внимание мастеров различных искусств. В литературе: поэмы А.Пушкина «Полтава», «Медный всадник», роман «Арап Петра Великого»,  романы Д.Мережковского «Петр и Алексей», А.Н.Толстого «Петр Первый», Ю.Германа «Россия молодая», повесть Ю.Тынянова «Восковая персона», З.Чиркова «Мария Кантемир. Проклятие визиря», Д.Гранина «Вечера с Петром Великим», драма Ф.Горенштейна «Царь Петр и Алексей» и др. В кино: фильмы В.Петрова «Петр I» (1937) с Н.Симоновым в заглавной роли; А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) с А.Петренко; трилогия С.Герасимова «Юность Петра»,  «В начале славных дел»,  «Россия молодая» (1980-1982) с Д.Золотухиным; сериал М.Чомски «Peter the Great» (1985) с М.Шеллом и др.


Рецензии