Ещё раз об отлучении Л. Н. Толстого от церкви

Ещё раз об "отлучении" Л. Н. Толстого от церкви.

   Батюшки!.. Как же глупы эти батюшки.

   В очередной раз, очередной церковный деятель, с широких экранов ютуба, бравурно и радостно высказался на счет «правильности» отлучения Льва Николаевича Толстого от церкви. С 1901 года (когда церковь  провозгласила это позорное «отлучение») и до сегодняшнего дня было множество высказываний, и публикаций сделанных церковными деятелями. Многое из этого я прочитал пытаясь найти хоть какую-то здравую мысль или реальную претензию, но ничего не нашел. Я прочитал ответные публикации и обращения Льва Николаевича к духовенству. И, если посмотреть на эти тексты отстраненно, то первое, что бросается в глаза, это то, что у Толстого текст уважительный, с твердым спокойствием, без злобы к своим обидчикам и с искренним желанием помочь церкви разъясняя её ошибки. А у церкви текст переполнен злобой, руганью, оскорблениями, проклятиями, угрозами и желанием растоптать и уничтожить.  Было бы логично под словами Толстого написать – «истинный Христианин и духовный лидер», а под словами церковных деятелей логичнее была бы надпись – «злобствующие безбожники и сквернословы». Интересно и то, что нет ни одного случая где церковью были бы высказаны претензии по искажению Толстым слов Христа, или был бы хоть один комментарий по поводу многочисленных грехов церкви которые обличил Толстой. В лучшем случае грубо перевирается слово или мысль вырванная из контекста. Людям предлагается безоговорочно принять правомерность "анафемы", не доказательно, а на веру. Мол, - "я поп и поэтому верьте мне, а не Толстому. Я в рясе, а значит я умнее Толстого – точка". Ни слова объяснений, - что конкретно противоречит слову Христа? В чем Толстой неправ, где его слова расходятся со словом Христа? Чаще всего претензии такого плана, что Толстой самовольно выбрасывал непонравившиеся ему куски из Евангелия, а оставшуюся часть подвергал вольной трактовке.
   Насчет изъятия многих частей текста, это правда, но этому есть разумное объяснение, а насчет вольной трактовки, это полная глупость.
   Прежде чем приступить к переводу Евангелий, Толстой проделал гигантскую работу – изучил огромное количество текстов на разных языках. Изучил труды церковных деятелей, и наших, и зарубежных. Изучил древнегреческий и древнееврейский языки. Толстой искал точный смысловой перевод. И даже весь процесс перевода Толстой подробно объяснил. И весь процесс перевода подробно описал. Так что, никакой вольной трактовки у него нет. А вот , что в его переводах действительно есть, так это - логика, ясный смысл и беспристрастная точность. Поэтому, после прочтения остаётся полная уверенность в правдивости и правильности перевода.
   Что касается изъятых фрагментов, то это те места, где речь идет о чудесах или затемненных обрывочных местах, где при всём желании невозможно что-либо понять. Кстати, Толстой подробно объясняет все свои действия, почему он убрал тот или иной фрагмент. Что касается чудес, то Толстой ничего не имел против них. Верит человек в чудо, ну и ладно... Толстой никого не разуверял. Он пытался максимально сфокусировать своё внимание на учении Христа, а чудеса могли бы сбить его с верного пути и увести в ненужную сторону. Толстому нужна была ясность, ему нужна была Истина, а не мистический туман в котором можно реализовывать свои фантазии на тему Бога. Толстой справедливо считал, что если это писание послано людям от Бога, то в нём должна быть Истина - ясная и понятная любому человеку. Поэтому Толстой оставил в стороне чудеса.
   И правильно сделал, потому что, - увидел человек чудо и уверовал в него, или услышал о чуде и уверовал, что оно было, -  ну и что с того? Само по себе чудо сотворенное Христом не является Его учением. Это важный аргумент для людей, особенно того времени, для того, чтобы они обратили внимание на чудотворца, а обратив внимание, прислушаться к его учению. Что с того, что две тысячи лет тому назад вода была чудом превращена в вино или чудом был исцелен неизлечимый больной и т.д.? Там есть много красивых и поучительных моментов, но сути самого учения Христа там нет. Если человек уверовал в чудотворца только потому, что чудотворец творил невозможные чудеса, то непонятно, вера ли это?... И не понятно во что эта вера?.... Совершенно очевидно, что Откровение Божье к людям, заключается не в эффектных чудесах, а в конкретных словах и делах Иисуса Христа. Допустим, что кто-то, две тысячи лет тому назад увидел своими глазами чудо и уверовал в Бога, ну, а нам, живущим в настоящее время, что от этого? Как нам уверовать? Мы же не видели этого чуда своими глазами. Максимум, что мы можем, так это слепо верить в рассказ о человеке который видел чудо. Разве можно это назвать верой?.. Это то же самое, что верить в истукана.
   Полагаясь на рассказ о чуде, человек не может спасти свою душу, а полагаясь на Слово Христа – может.  В Словах Иисуса Христа и есть учение о спасении души. Поэтому Толстой, для понимания Евангелия, предлагал сосредоточить свое внимание на Слове Христа и на Делах Христа, а не на чудесах.
   Христос говорит нам конкретные вещи. Он нам объясняет каким должен быть человек, чего надо опасаться и что должен делать человек, для того чтобы войти в Царствие Божье, где время и смерть не имеют власти.
   Да, высказывания Толстого расходятся с толкованиями церкви – это правда, но со словом Христа – никогда. Более того, Толстой как раз и боролся, чтобы слова и дела церкви не расходились с тем, что говорил Иисус Христос. Парадокс в том, что если церковь начнет дискуссию, то она неминуемо обличит себя. Толстой обличал грехи церкви, поэтому он для них страшный человек. Поэтому они всегда заминают эту тему. Мол, анафема, и не о чем говорить. Они уповают на то, что прихожане не будут читать, ни Толстого, ни Библию. А в таком случае можно чего-нибудь наплести. А для тех, кто немного знаком с Библией, есть свои уловки и увертки - множество трудов и хитроумных толкований отцов церкви, которые уж точно никто читать не станет - вот на них и сошлются. Обычная практика попов. Эта практика у них уже в генах, потому, что они привыкли, что их слушают люди, которые сами ничего не читают. Раньше люди еще не умели читать, а сейчас люди уже не хотят читать. Если человек не знает первоисточника, а доверяется какому-то посреднику, то из этого получится только испорченный телефон. Человек, который не составил своего собственного мнения о первоисточнике и доверился посреднику, такой человек не устоит под натиском искушений. Он как то зерно, упавшее на каменистую землю, поначалу прорастет, но не имея глубокого корня засохнет. Как он может устоять, если он больше верит не в Бога, а в дьявола?
  Вот попробуйте спросить у этих священников о том бреде, который они несут. Про какого-то фантазийного персонажа по кличке падший ангел (он же сатана, он же дьявол, он же искуситель и т.д.) и о борьбе этого непонятного отщепенца, ни с кем-нибудь, а с самим  Богом где-то на небесах...  Уверяю, вы наслушаетесь такого бреда, что и во сне не приснится. Причем, если уверовать в их фантазии, то вывод  может получиться только один, что сам Бог породил дьявола, а стало быть, Бог является родителем зла.....Это же кощунственный бред. Разве Иисус когда-нибудь говорил что-то подобное? Откуда эти байки-бабайки? … На это батюшки сразу начнут ссылаться на каких-то затерявшихся в лабиринтах времени святых отцах, которым кто-то, как-то, во сне или в бреду, что-то непонятное, но очень откровенное и таинственное сказал (как говорится – «я сам не видел, но умные люди с умным видом рассказывали»). Эти «умные» люди  знают досконально, что происходит с душами покойников, по дням и по часам (3 дня, 7 дней,9 дней, 40 дней и т.д.) Всё расписано как по нотам, -  когда, как и за какую плату эти «мертвые отпевают  и хоронят своих мертвецов». Именно так к этому действию относился Иисус – «мертвые хоронят мертвецов». Они поименно знакомы с каждым бесом и ангелом с архангелами в придачу. Что-то я не помню, чтобы Иисус называл по имени хоть одного ангела. Видимо попы стоят повыше, им с их высоты видны, и имена, и регалии потусторонних сил. И в это «откровение» все батюшки безоговорочно веруют. Ну, нравится батюшкам веровать в чертей и во всякое эдакое непонятное, это их дело, но причем тут Иисус Христос? Называйтесь тогда тем, кто вы есть, - "сообществом распространяющим суеверную веру в бесов, и  организацией по оказанию похоронных, обрядовых  и прочих ритуальных услуг". Но так называться им не хочется... В чём же проблема?..
   На самом деле всё просто,- есть слова Христа, и есть пример жизни Христа – следуй этому примеру и не мудрствуй лукаво! Но следовать за Христом трудно, узкие врата, трудно отказаться от разнообразных благ и искушений. Вот и придумываются всякие обходные пути и разнообразные толкования, когда самое прямое и ясное становится запутанным и вывернутым совсем в противоположную сторону. Их толкования и поступки, это поступки самых настоящих адвокатов дьявола. И выходит, что без чертей попам не обойтись - адвокат без подзащитного становится безработным.
   Суть их проповедей и поступков сводится к следующему, - «Сам Бог борется с дьяволом  и никак не может победить. Куда мне, грешному, рыпаться?!... Буду грешить, да грехи свои свечками замаливать. Зачем напрягаться? За нас Христос пострадал и искупил наперёд все наши грехи. Стало быть, - какой смысл трудиться над собой? Можно грешить дальше. Главное строго соблюдать ритуальные обряды, подношения и пожертвования(но только нашей церкви), тогда всё простится. А мы, то есть церковь, только церемонии будем соблюдать, с нас взятки – гладки». Очень удобная для самообмана, и коммерчески выгодная позиция, которой придерживается церковь.
   Церковь, во всю свою историю пытается установить монополию на истину в своем толковании. Отсюда все распри. У всех свои корыстные уловки и во имя своей корысти, своё толкование Слова Христа. Это и есть основная причина образования множества различных церквей и сект. Каждая из этих церквей считает только себя истинной церковью. Одно только это обстоятельство должно заставить совестливого и разумного священника замолчать и не возвышать свой голос. Но у попов явная нехватка и совести и разума. Они наоборот, - криком кричат, что никто кроме них не имеет права учить…. Толстой-шмолстой – рылом не вышел – анафема ему!…. Они проклинают Толстого за то, что он ищет путь к Богу, воспевает Христа и истину, и стремится жить в правде.
   Если они считают себя единственно истинной церковью Божьей, то в их понимании получается, что они изгоняют человека из жизни в Боге. То есть, убивают душу этого человека, не спросив на то разрешения у Бога сотворившего эту душу. Они что, считают себя выше Бога?... Ведь, что говорят эти «блюстители закона Божия»? Из их слов может вытекать только такая мысль, - «очень круто, что мы убили эту гадину - Толстого, который осмелился обличать наши грехи… это хорошее, правильное дело…. Мы благословляем это действие именем Божьим, а стало быть, это благословляет Бог, а стало быть, убили не мы, а Бог». Это же просто ужас какой-то!… Они своими глупостями - Бога Творца преподнесли как - бога убийцу. Удивительный народ – попы… Истинные наследники своих отцов - фарисеев.
   А, что касается Льва Николаевича Толстого, то он поклонялся Иисусу Христу, Истине и Богу. И если говорить о Божьем Откровении (Евангелии) посланном людям через Иисуса Христа, то лучше чем Толстой не скажешь…
«Бог открыл истину людям. Я – человек и потому не только имею право, но должен воспользоваться ею и стать к ней лицом к лицу без посредников. Если Бог говорит в этих книгах, то он знает слабость моего ума и будет говорить мне так, чтобы не ввести меня в обман.

Все может Бог, это – правда, но одного он не может, это – говорить глупости. А написать такое откровение, которого нельзя бы было понимать, было бы глупо».
   Это отрывок из вступительной части величайшей работы Л. Н. Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий»
   Читайте первоисточник,…Читайте Евангелие!.... Читайте Слово сказанное Иисусом Христом!
   Читайте честно, как читал Толстой.... И тогда толкователи вам будут не нужны.... Вам откроется Истина!
   С любовью ко всем людям возлюбившим Бога!


Рецензии
Да ладно вам так переживать. Л. Толстой сам себя отлучил от Церкви. Лев Николаевич к моменту отлучения уже 20 лет не посещал служб и не участвовал в таинствах, открыто называл себя противником Церкви. Просто взяли и оформили это официально.
Если он захотел, то мог бы вернуться в Церковь через покаяние. Он этого не захотел. Это было его решение.
Вот его слова: "То, что я отрёкся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрёкся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…".

Александр Туранский   12.06.2021 18:17     Заявить о нарушении
А я за Льва Николаевича не переживаю. Он-то, как раз, реальный последователь учения Христа. А вот за что я переживаю, так это за то, что церковь давно утратила свой авторитет в глазах людей. Людям некуда прийти – путь к Богу через церковь давно уже закрыт. Не видеть и не признавать этого нельзя. Верующие люди ходят в церковь не благодаря её служителям, а вопреки этим служителям и их непонятным ритуалам и поборам. Кому служат эти церковники? Людям или самим себе? Люди от них отвернулись давно, вместо сотни миллионов молодых и начинающих жить, у них осталось пару сотен бабушек и те ходят туда не от большой любви к «преподобным отцам», а от страха приблизившейся к ним смерти. Без людей, Богу служить не получится, свечки и кадила Ему не нужны. Церковь, вместо того, чтобы быть маяком света во тьме мирской суеты, сама забаррикадировалась от света, и погрязла в мирской суете, и сама не знает, кому она служит. А тот, кто не знает, кому он служит, тот служит дьяволу. Вот это меня по-настоящему беспокоит. Церковники, чем делать глупости с отлучением Толстого, лучше бы прислушались к нему и присмотрелись к себе. Я всю эту ситуацию вижу так, что Бог послал к ним Толстого, чтобы спасти Церковь и сохранить в ней свет Божьей Истины, а попы решили Толстого за это убить. Точь-в-точь как в притче с наемными работниками на винограднике, когда отец посылает сына в надежде, что охамевшие работники усовестятся и отдадут ему собранный урожай, а работники охамели настолько, что решают присвоить себе и урожай, и виноградник, - и сына убивают, потому что он наследник.

Сергей Леонидович Халафян   13.06.2021 17:13   Заявить о нарушении
Для тех, кто не понимает, что такое Церковь Толстой может быть неким духовный авторитет. Я это не понимаю, хотя и не приемлю.
И вы поймите, что для других людей авторитетом является не известные писатели, а православные святые. Они то и являются носителями духовности. Вам не обязательно с этим согласиться, но понять то это можно без труда.
Спорить тут бессмысленно.

Александр Туранский   13.06.2021 17:25   Заявить о нарушении
Какой тут может быть спор?.. Тот кто понимает, что такое Церковь, того не может устраивать то, во что она превратилась, и то положение которое она занимает в жизни людей. А авторитет Толстого здесь ни причем. Если он сказал слово правдивое и обличающее неправду, то Церковь должна приветствовать это слово, а не наоборот. Вы вероятно священник и вы, в таком случае, тоже должны приветствовать слово правды какой бы горькой она не была.

Сергей Леонидович Халафян   13.06.2021 18:07   Заявить о нарушении
Я не священник, просто я достаточно хорошо знаю церковную историю. Толстого еще при его жизни изобличал св. Иоанн Кронштадтский. Это святой своей молитвой исцелял больных, пророчествовал и даже воскрешал мертвых. Делал все чудеса, которые совершал сам Христос. Кому разумнее верить писателю, могущему только трепать языком, или человеку который творил чудеса? Для меня ответ очевиден.

Александр Туранский   14.06.2021 06:27   Заявить о нарушении
Делал Иоанн Кронштадтский чудеса или не делал, это одному Богу известно. Допустим, что кто-то услышал о чуде и уверовал в чудотворца, в данном случае, в Иоанна Кронштадтского, а дальше-то что? Тем же самым, что проделывал Иоанн Кронштадтский, могут похвастаться сотни тысяч разнообразных шаманов, колдунов и ведьм. И свидетелей своих чудесных исцелений и воскрешений они приведут сколько угодно. И верующих в эти чудеса, и в этих чудотворцев ничуть не меньше, чем верующих в Иоанна Кронштадтского. И что с того? Какое отношение к учению Иисуса Христа о спасении души, может иметь эта «вера» в чудо? Разве Иисус, когда-нибудь говорил, что надо верить в чудо и чудотворцев и тогда душа спасется? Если Иоанн Кронштадтский молитвой исцелил больного, то это хорошо для исцеленного и, наверное, это хорошо для самого Иоанна. Но если даже допустить, что это так и было, то из этого факта, вера родиться не может. Из этого родиться может только суеверие, потому что базируется только на личных ощущениях и желаниях, - хочу, верю, что молитва исцелила, а хочу, не верю. В лучшем случае, получится суеверная вера в целителя, который помолится или перекрестит и болезнь пройдет. Но как только болезнь перестанет проходить, то сразу и веры не станет. Какая же это вера. Это просто не серьезно. Я могу согласиться, что такой «исцеленный» может заинтересоваться и прийти в церковь, чтобы суеверие своё превратить в настоящую веру, - не в чудотворцев, а в Бога. А сможет ли Иоанн Кронштадтский помочь обрести такую веру? Если честно, то я в этом сильно сомневаюсь. Потому что, если оценивать не гадательные чудеса Иоанна Кронштадтского, а реальные дела, то там не всё так гладко. И, что действительно серьезно и реально, так это то самое «изобличение» о котором Вы пишите. И уверяю Вас, что Бог, за это «изобличение», Иоанна Кронштадтского по головке не погладит. Иоанн, по поводу Толстого наговорил массу глупостей и лжи, надергал фраз из контекста, не удосужившись понять их смысла, и исказил всё, что можно было исказить. У него, как и у большинства ораторов от церкви, задача заключалась в том, чтобы бросить в толпу от имени Толстого некую кощунственно звучащую фразу, и не важно, что эта фраза, на самом деле, лживо вывернута наизнанку. Потом, оратор, яростно возмущается этой фразой, а потом проклинает всё и всех, кто захочет полюбопытствовать, тем, что там на самом деле у Толстого написано. Главная задача, - это не допустить людей читать Толстого в первоисточнике. Вот и вся незамысловатая драматургия. Церковь давно приучила своих прихожан не читать ничего, кроме рекомендованных церковью своих толкований Писания и жития своих святых. Сам первоисточник, Евангелие, читать не обязательно. Для них первоочередным является толкование Евангелия только через своё понимание Евангелия, только через догматы своей конфессии. А это, очень плохо, и для Христиан, и для Христианства в целом, а если быть точнее, то – хуже некуда. Когда фарисеи требовали от Христа, чтобы Он показал им чудо и тогда они поверят, что Он от Бога, а Христос ответил им, - «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему…» Так вот, церковь, своим поклонением выдуманным или не выдуманным чудесам, опустилась в своём понимании Христианства и религии вообще, до уровня конкуренции с шаманами и шарлатанами. Церковь сама встала в один ряд с этими проходимцами. Церковники сами себя превратили в «род лукавый». « Мои знамения истинные и от Бога, а у остальных фальшивые, - поклоняйтесь только моим чудотворцам, моим чудотворящим иконам, мощам моих чудотворцев и уповайте на чудо от меня, и ни от кого другого», - вот, что говорит церковь, и все силы тратит на то, чтобы принудить свою паству в это верить. И это всё, что церковной верхушке интересно. В основном вся деятельность состоит из ритуальных обрядов вокруг реликвий олицетворяющих «знамения и чудеса». Все те-же танцы с бубнами, мощами, свечами и дымами, что и у конкурентов, с той только разницей, что церковной элите иногда удаётся включить административный ресурс и с помощью государства устранить конкурентов. Вот и всё, что из себя являет элита современной церкви. И всё вот это произошло не сейчас, а очень и очень давно. Если Вы знаете историю церкви, то должны были это видеть и понимать. А если Вы Христианин, то не можете оставаться к этому равнодушным.

Сергей Леонидович Халафян   15.06.2021 13:44   Заявить о нарушении
То, что Иоанн Кронштадтский творил чудеса есть свидетельство сотен людей. Многие люди приезжали к нему за исцелениями. Тут нет сомнения в том, что он совершал такие чудеса. "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" - это сказал Сам Христос. Господь Бог дает способность творить чудеса за стояние в Истине, а не за ложь! Таким образом Сам Бог определяет, кто говорит правду, а кто нет. Я верю Богу, а не вам и не Толстому.

Александр Туранский   16.06.2021 04:47   Заявить о нарушении
Опять же, повторюсь, - какой-нибудь шарлатан типа Кашпировского, может предъявить не сотню, а тысячу свидетелей своих чудес, и миллионы тех, кто верует в эти чудеса. И что? Кашпировский стоит в истине, а не во лжи? Так что ли? Чьи свидетели круче, Кронштадтского или Кашпировского? Каким мерилом их померить? И тех и других «свидетелей» и верующих в подобные вещи правильнее будет называть сектантами или фанатами, потому что к вере в Бога это не имеет никакого отношения. Если Вам нравится верить в такие чудеса, то это Ваше право, верьте на здоровье. Но если Вы считаете, что Иоанн стоял в Истине и это позволяло ему творить чудеса, то тогда он не мог не понимать, что его действия по отлучению человека от Церкви,- преступны. Церковь принадлежит не священникам, а Богу. Священник не может распоряжаться тем, что ему не принадлежит. От Церкви нельзя отлучить. Священник, преграждающий путь к Богу, - преступник. Отталкивая от Церкви, он толкает человека от Бога на путь погибели души. И кокетливые высказывания, типа, - «Толстой сам себя отлучил» не могут оправдать действий церковников. Двери в Храм должны быть открыты и верующим и заблуждающимся, иначе это уже не Храм, а вертеп разбойников. А если верить Вашему утверждению, что Иоанн стоял в Истине и преграждал путь к Богу, то тогда он разбойник. Я, в отличии от Вас, не знаю в чем стоял Иоанн Кронштадский. Я просто вижу, что он натворил и наговорил много глупостей. И тем самым нанес огромный ущерб православной церкви. Но Бог ему судья, как в прочем и нам.

Сергей Леонидович Халафян   16.06.2021 08:15   Заявить о нарушении
Да ладно вам! Кашпировский практиковал обычный гипноз. Не надо путать Божий Дар с яичницей. Еще раз, св. Иоанн Кронштадтский своей молитвой исцелял больных, пророчествовал и даже воскрешал мертвых. Делал все чудеса, которые совершал сам Христос. Чтобы человека причислили к лику святых необходимое требование - посмертные чудеса. То есть чудеса совершаются и после смерти святого. Умер Иоанн Кронштадтский, умер Лев Толстой, но никаких чудес у Толстого нет!
Я верю в Бога, вы верите в Толстого. Бог и Толстой - несопоставимые величины. Мне жаль, что вы этого не хотите понять.


Александр Туранский   17.06.2021 08:27   Заявить о нарушении
В общем, аргументов в пользу глупого « отстранения Толстого от церкви» у Вас – ноль. Есть только фанатичное поклонение Кронштадтскому, который по чьим-то словам, будучи мертвым, лечил и воскрешал мертвых. И это Вы называете верой в Бога. Я это понял. И ещё я понял, что Вас вполне устраивает то, во что превратилась церковь и, что люди перестали в неё не только верить, но даже и малейшего доверия к ней не испытывают. И никого, и ни чего Вам не жаль, - ни людей, оставшихся без церкви, ни церкви, оставшейся без людей.

Сергей Леонидович Халафян   19.06.2021 07:03   Заявить о нарушении
Я фанатично верю в св. Иоанна Кронштадтского. Вы фанатично верите в Л. Толстого. У нас разный подход, разные взгляды. Мы не поймем друг друга. Давайте на этом и закончим! Всего вам доброго.

Александр Туранский   19.06.2021 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.