Андрей Курпатов как стать взрослым?

Как избавиться от «тараканов в голове»? Которые ведь там есть, многие убеждаются в этом на личном опыте, особенно с начавшейся пандемией коронавируса. Над этой проблемой давно бьются психотерапевты всего мира, есть определённые результаты, но, по большому счёту, «воз и ныне там». Проблема как бы понятна, но понятного решения её нет.

Нет, отдельно взятым людям психотерапевты помогают справиться с их психологическими проблемами, например, снять «панические атаки». У нас этим занимается психотерапевт, можно сказать, «всея России» Андрей Курпатов, после его телевизионных терапевтических сеансов, просветивших многих.

«Стара теория, мой друг...»

В недавней интернет-лекции Курпатов дал обзор этой темы от старины Фрейда и других основоположников психоаналитики до современной транснациональной психологии. Звучит страшно, поэтому стоит иметь об этом представление.

У Курпатова свой взгляд на эту необъятную тему, на отношения между взрослым человеком, его «внутренним ребёнком» и реальными его детьми, если они есть. Причём на экспериментальном фундаменте практикующего врача, а не на некоем умозрительном. Вообще, многое, что он говорит очень просто и понятно, так что удивляешься: как раньше об этом не догадывался?

«Стой ровно!», «Не высовывайся из окна!», «Не смей этого делать!» - эти и другие указания ребёнку от взрослых — все они на него влияют, причём на бессознательном уровне. Из благих побуждений, действительно из благих, многие родители частенько запугивают, наказывают и даже унижают своих детей, при этом они бессознательно повторяют свой детский опыт, как они сами когда-то настрадались: в них просыпается «внутренний ребёнок».

Все наши проблемы из детства, наши взрослые амбиции и желания — из неоконченного разговора с нашими собственными родителями, в нас иногда вдруг просыпается то «счастливое детство» и «счастливый ребёнок», то, наоборот, просыпается чем-то «травмированный ребёнок».

В общем, об этом написана уже громадная литература, выделяется Эрик Берн с его анализом психологического треугольника: эго (собственное я) — суперэго (авторитет родителя, общества, неких табу, установок) — бессознательное (глубинные бесконтрольные чувственные переживания). Родительское «надо, ты должен» находится всегда в сложных отношениях с «внутренним ребёнком», а под ними бездна бессознательного....

Ещё Курпатов выделяет Альфреда Адлера, из кружка Фрейда, за его «индивидуальную психологию», который видит в каждом ребёнке - «растущее дерево», и от родителей зависит, во что оно вырастет... Родителям важно понимать, что ребёнок всегда чувствует себя уязвимым, что его всегда могут чего-нибудь лишить, могут дать ему приказание. Отсюда у многих рождается «комплекс неполноценности» и потребность его сверхкомпенсации в будущем, то есть тяга к насилию. Они родом из детства...

Отсюда же, кстати, наша всегдашняя робость на экзаменах: нас могут уличить, мы можем показать всем свою ущербность. Отсюда всем известное: «я» - последняя буква алфавита...

Свобода для ребёнка

В общем, всё вышеописанное — это «традиционное общество», в котором есть авторитет родителей, государства, церкви, исторических традиций. И вот с этим обществом в ХХ веке случилось нечто страшное: в нём воцарилась свобода! Стали исчезать, уменьшаться все былые авторитеты, что воспринималось и воспринимается сегодня как пришествие свободы.

Когда человек испытывает какое-то давление, то свобода понимается как избавление от этого давления. Сегодня давление на человека «гражданского общества» стало минимальным, порой вообще исчезло: нет больше никаких авторитетов, ни родительских ни онотологических. И что же: свободный человек стал счастлив? Вы счастливы сегодня?

С воцарением такой свободы в мире в людях просыпается их «внутренний ребёнок», «мы сегодня — беглые дети», - говорит Андрей Курпатов. Все взрослые: родители, церковь, государство, исторические авторитеты куда-то ушли, и «дети» в «гражданском обществе» оказались предоставлены сами себе. И оказалось, что они не могут сделать какой-то осознанный выбор в свое жизни: не знают, чего они хотят; что делать дальше; как жить, зачем жить, ради чего жить?

Раньше была цель — освободиться от давления родителей и других авторитетов, добиться свободы от них, и вот они свободны, но не могут обрести другую цель в своей жизни.

При этом, как у маленьких детей, у «беглых детей» есть желание иметь красивые игрушки, не хуже чем у «Маши и Саши», они хотят иметь квартиры и машины, дорогие подарки и «отдых на Мальдивах». Потому что они ведь хорошие, они достойны... они большие дети. Они обижаются на то, что их никто «не любит», как им кажется, поскольку все обязательно должны их замечательных любить. Говорят, что это комплекс неполноценности... наоборот, это уже комплекс сверхполноценности, но детский: ребёнок уверен в своей сверхценности и в своих сверхспособностях. А виноваты в их бедах — ушедшие «взрослые»: родители, государство, церковь, общественные авторитеты.

Фундаментальна проблема

Психотерапевты, и Курпатов тоже, говорят в связи со всем этим о постигшей нас фундаментальной проблеме: «детство» всё увеличивается и увеличивается, «внутренние дети» не хотят, или уже не могут повзрослеть, их становится всё больше, а «взрослых» людей всё меньше.

Уже культура, особенно мировая, глобальная, стала «детской», открыто выставляет своим лозунгом: Я хочу быть ребёнком! Я хочу жить как ребёнок! Многие режиссёры и профессора вузов ходят в коротких штанишках и драных джинсах - это не дань моде, это дань своему «внутреннему ребёнку». И если их детские желания не исполняются, эти «беглые дети» капризничают и кричат: всё несправедливо! Я такой хороший, а ко мне такое отношение! Мои таланты не признают, мои фильмы, спектакли не смотрят!

Как стать «взрослым»?

На этот фундаментальный вопрос ищут сегодня ответ психотерапевты всего мира. Как справиться со вспышками агрессии и депрессии сегодняшних «беглых детей»? Им всем рано или поздно становится очень плохо: им становится тяжело жить во взрослом мире - мир всегда всё равно будет «взрослым».

На первый взгляд, это проблема «свободного выбора»: стать взрослым, то есть принять на себя ответственность за свои решения, свою жизнь, научиться соизмерять свои возможности, или остаться «внутренним ребёнком», и возненавидеть, в конце концов, весь мир за несправедливое отношение к тебе.

В действительности, выбора нет, вернее, выбор есть, но он не свободный: человек зависит от потребностей своего тела, он несвободен от своего мозга, его представлений, от реального мира. В действительность, у человека есть только шанс прожить свою собственную жизнь, на какую он способен, если он бросит своего «внутреннего ребёнка» и станет наконец «взрослым». Есть только шанс научится понимать главное в жизни и в мире, научиться жить в этом мире, или пропасть в слюнях и соплях своего «внутреннего ребёнка».

Ювенальная юстиция и семья

Справится ли психотерапия с этой фундаментальной проблемой? Нет, отдельным людям она поможет, уже помогает, но как быть с массами «беглых детей»?

«Беглых детей» приходится сегодня «лечить» психотерапевтам на курсах и лекциях, и Андрей Курпатов один из них, но, в общем, дело их представляется безнадёжным. Поэтому Курпатов вспоминает Альфреда Адлера с его образом «ребёнка как растущего дерева»: может быть, в детской «консерватории» что-нибудь «подкрутить»?

Как видится, эта идея давно пришла в большие умы на Западе, который ушёл далеко вперёд по дороге «беглых детей», где уже почти разрушена семья, и на помощь и замену ей приходит так называемая ювенальная юстиция. Мы клянём её, и справедливо, но ведь она была вызвана к жизни «благими намерениями» западных гуманистов, и разрушением западной семьи, массовым бегством родителей в собственное детство. Если проблема «беглых детей» не будет как-то разрешаться, то ювенальная юстиция будет только усиливаться.

...Гуманисты эпохи Просвещения предлагали такое кардинальное решение проблемы воспитания гуманного поколения: отобрать всех детей у родителей и отдать на воспитание в детские дома, под присмотр гуманных воспитателей, вооружённых научно-обоснованными методиками воспитания. Похоже, мир «беглых детей» непременно придёт к этой старой идее, и это станет концом мира с человеческим лицом.

Это — другое...

То, что удавалось любой крестьянской семье: воспитать достойных детей, причём в нужде, сегодня стало фундаментальной проблемой, требующей психотерапевтического вмешательства. Может быть к этой самой крестьянской семье повнимательнее присмотреться? Как там растили свои «деревья»?

«В кого же ты такой уродился?..» - это воспитательный упрек из крестьянской семьи, и много чего ещё там было такого, что не подходит под современные «гуманитарные» методы воспитания, чтобы не выросло «оторви и выбрось», и дети вырастали хорошие...

В одной крестьянской семье дочь-подросток как-то не пришла домой на молотьбу зерна, обещала прийти помочь, и не пришла, загуляла с подругами. А как пришла домой поздно вечером, отец молча хлестнул её по спине заранее заготовленной тонкой гибкой лозиной. Один раз хлестнул, и ушёл... И больно было, и стыдно, и слёзы градом, но урок этот она запомнился на всю жизнь. С любовью и благодарностью: научил отец жизни, больше никогда она семью не предавала.

Виктор Каменев

12.06.2021


Рецензии