Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 120

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ВХОЖДЕНИЕ ЗБОРОВСКИХ

Итак, в 1608 году некто «Зборковский» ознаменовал лепельский берег своим появлением вслед за Сапегами, предшествуя длительному доминированию «паненок» из Вильно – монахинь-бернардинок.

Кто это и кого он представлял? Такая фамилия неизвестна белорусским историкам.

Вячеслав Носевич склонен полагать, что произошла ошибка. Буковка «к» ненароком затесалась в другую фамилию. Правильно надо читать «Зборовский».

Если это так, то мы снова попадаем в мир Збаражских. Оказывается, Зборовские имели отношение к известному княжескому роду, но не совсем тесное – опосредованное: как говорится, сбоку припека.

Известный польский геральдист Адам Бонецкий, описывая генеалогию Збаражских, «зацепил» Зборовского, то есть, упомянул, но вскользь. Заметить это сложно – фамилии малоотличимы, и «Зборовский» попросту слился со «Збаражским», на него никто не обращал внимания.

А тот сыграл невероятную последующую роль.

История такова. Збаражский, заботясь о судьбе единственного сына – Петра, предпринял предусмотрительные меры: заключил предварительное соглашение с будущим сватом Spytkiem Jordanem (Спитеком Йорданом).

Кто это? В то время – каштелян краковский (второе лицо после воеводы), потомок Спитека III, шляхтича герба Лелива. Его звали Ярославским, так как происходил из Ярославля (не путать с известным российским областным центром). Называлась та область Русским воеводством, так как вела происхождение от Ярослава Мудрого (сейчас это Подкарпатское воеводство, в междуречье Вислы и Саны).

Спитек был влиятельным господином – прошел должности воевод: сандомирского и краковского. А женат был на Анне Сенявской - дочери русского воеводы, обладавшего огромными поместьями как на Подолии, так и в Галичии, и державшего тесные связи с другими крупнейшими магнатскими родами, в частности – с Радзивиллами.


Соглашение подписали в 1564 году. Какое тогда было время? Тревожное. Грозный вторгся в край, где князь делал карьеру: сидел на Витебске. После агрессии пришлось оттуда уходить.

Мог ли он рассчитывать на дальнейшую благосклонность? Думается, в глазах короля он выглядел не совсем доверительно: ездил в Москву, встречался с Грозным. А соглашение, подписанное там, не вылилось в долгосрочный мир.

И это отразилось на судьбе князя. Вот о чем пишет Википедия: «в Бельском привилее 1564 года его титул звучит следующим образом: воевода Подляшский, староста Менский, державца Литовский и Межирецкий». А в другом – «20 сентября 1564 года был издан королевский привилей князю Стефану Збаражскому на каштелянство Троцкое».

Как тут разобраться?

Примем установку Бонецкого: что Збаражский был поставлен на каштелянство. А каштелян, как ни крути – не основное иерархическое лицо.

Барбара, к которой сватался сын князя, была не единственной дочкой в семье Йорданов и, естественно, вторую сторону тоже беспокоило будущее. Договор устраивал Спитека, он ничем не рисковал, вводя в свой круг княжича. Его позиции были очень сильны, и в том же году молодые поженились.

Но прожили недолго. Петр умер, по данным Бонецкого, бездетным в 1574 году. Вот тогда-то и обозначился Анджей Зборовский. Он взял в жены вдову княжича - наследницу Спитков, выложив в качестве приданого 10000 флоринтов (серебряная монета, предшествовавшая дукатам и талерам).

Это ли повлияло, но Анджей пошел вверх. Начинал он с придворного – королевского мечника, обязанностью которого было присматривать за целостью и сохранностью знака монаршей власти. А тут вдруг «полез» в политику, начал ратовать за европейское лидерство наверху: в час бескоролевья поддержал выдвиженца на престол - француза, а затем – габсбургских претендентов.

О последних годах жизни Анджея Зборовского никто ничего не знает. Якобы он попал в «польский плен», когда Священная Римская империя снарядила поход на Краков, преследуя цель: посадить на престол своего ставленника. А что было потом?

Биографический словарь Брокгауза и Ефрона в 1894 году сообщал: «Андрей З. (Анджей Зборовский, - авт.), сначала сторонник Батория, потом перешел в оппозицию… Был лишен придворных должностей и пропал без вести после 1589 года».

«Пропал без вести»… Звучит по-военному – как после боя. Но тут дело в другом. Он исчез с политической сцены, власть перестала ему доверять.

Обратим внимание на дату исчезновения. Время переломное - переходное. Королем в 1587 году был избран 21-летний принц Сигизмунд: потомок Ягеллонов, но шведского происхождения. Прозападной стороне он показал силу - разбил соперника, эрцгерцога австрийского Максимилиана, в бою, и даже взял в плен (1588 год). А когда тот отказался от притязаний, отпустил на свободу.

Судьба Зборовского укладывается в драматический исход. Можно предположить, что он навсегда отказался от борьбы за власть и посвятил весь пыл семье. На поприще потомства Анджей достиг, можно сказать, совершенства: отличился «полодовитостью». Княжеская вдова Барбара Йорданкова подарила ему три сына и три дочери.

Так, может быть, опальный Зборовский воскрес на лепельском берегу под именем «Зборковский»?

Можно было бы не сомневаться в этом, однако появляется ряд «но», которые оставляют вопрос открытым и распыляют воображение, рисуя фантастические предположения.

Во-первых, Зборовского звали Анджеем – Андреем, а в Словнике обозначен Ян – Иван. Можно допустить, что владельцем берега стал кто-то из его рода. Но и тут не видится последователей. У Анджея было много потомков – три сына и три дочери, но никто из них не соответствует прописанным в Завидичах. На протяжении 35 лет местечком распоряжались, указывает Словник, наследники Кшиштоф и Ян.

А если посмотреть на другие колена Зборовских?

У основателя рода - польского государственного деятеля Мартина Зборовского была огромная семья: тринадцать отпрысков, и среди них восемь сыновей! Кто-то из них не мог стать содержателем Завидич?

«Исключено», - говорит белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич.

Почему?

Завидичи, да и весь Лепельский берег - это территория Великого княжества Литовского, а Зборовские относились к представителям Короны, то есть к другому государству и не могли иметь землю здесь. Таков был Статут, утвержденный в 1588 году.

«Но могли быть исключения?» - спрашиваю того же историка.

«Исключения бывали - например, приобретения Меншикова, которые не решились конфисковать даже после его опалы, пришлось выкупать у его сына. Но это связано с особыми условиями…»

Вот вам и ответ. Это как сейчас. В период Советского Союза мы все имели одинаковые права, правда, и земля была общей. А сейчас, будь ты семи пядей во лбу исконным белорусом, но если гражданин, например, Литвы или Латвии, то большой кусок собственности не заполучишь.

А Ян Зборковский заполучил. Как же ему удалось?

«Если Зборковские - это Зборовские, то они были из других, младших, ветвей этого рода. Их генеалогия подробно пока не изучена, поскольку магнатской эту ветвь не назовешь. Кто-то из них мог перейти из подданства Короны в подданство Великого княжества Литовского - такие случаи бывали неоднократно», - пояснил Носевич.

Завидичи были куплены в 1608 году. Вселение состоялось в Смутное время – когда вера в святые идеалы пошатнулась, и виленский капитул покинул хозяйство, основанное ксендзом Кухарским. А Лев Сапега начинал обретать полноправные права там же.

Мог тогда же его соседом оказаться кто-то из Зборовских?

Вполне. Утверждается, что Анджей, в отличие от остальных братьев, отказался от протестантского кальвинизма и перешел в католицизм. Это роднит его с Сапегой, который тоже сменил религиозные убеждения (мы уже писали об этом) и строил на своих наделах католические храмы.

Кроме того, надо учесть, что Великое княжество Литовское находилось под влиянием всесильных Радзивиллов, которые создали свое могущество на междуреченских владениях. В то время на слуху был Христофор Радзивилл "Перун" – гетман великий литовский, который командовал войсками в Ливонии. В начале XVII века он отразил шведский напор и изгнал из Вендена (в настоящее время латышский Цесис) северных завоевателей. Он был в натянутых отношениях с королем, и тоже мог стать покровителем Зборовских.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): родовой герб Зборовских.


12.06/21


Рецензии
Так и не попал в Лепель

Зус Вайман   16.06.2021 18:19     Заявить о нарушении
В смысле? Как понимать "не попал в Лепель"?

Василий Азоронок   16.06.2021 19:48   Заявить о нарушении
Родина отца

Зус Вайман   17.06.2021 17:48   Заявить о нарушении
Это интересно, Зус. Вы можете подробнее рассказать? Ваш отец жил и работал в Лепеле?
Кстати, в Рижском архиве есть материалы о лепельских чиншевиках - там списки всех людей. Я на основании тех документов сделал публикацию "Бомба для Александра", можете прочитать. Если корни Вашего отца лепельские, то можно найти предков и узнать, чем он владел во второй половине XIX века.
Во всяком случае, Вас не затруднит поделиться своими воспоминаниями?
В Лепеле к исторической памяти относятся достойно, и с интересом воспримут Ваш рассказ. Может быть, сохранились старые фотографии? Вы можете ответить мне на Кабинет автора.
С уважением,

Василий Азоронок   17.06.2021 21:56   Заявить о нарушении