Бой-баба Авдотья Чернышева
Биографические данные Авдотье Чернышевой страдают неполнотой и фрагментарностью. Родилась 12 февраля 1693 в семье потомственного дворянина Ивана Ивановича Ржевского и его жены Дарьи Гавриловны (урожденной Соковниной). По слухам, стала любовницей Петра I в пятнадцать лет. В 1710 царь выдал ее замуж за своего денщика Григория Петровича Чернышева, впоследствии генерал-аншефа, сенатора и московского генерал-губернатора.
Свадьба собственноручно описана Григорием Чернышевым в памятной записке, составленной для детей: «По взятии Выборха и по прибытии оттуда в Питербурх, в 1710 году, [я] женился (38-ми лет), взял Иванову дочь Ивановича Ржевского, девицу Авдотью; венчали в крепости, в деревянной церкви, во имя святых апостолов Петра и Павла; от церкви ехали в государеве буере, кой называется «Фаворит», а прочие присутствующее при том особы в других буерах, вниз Невою, на Васильевский остров, в дом его светлости генерала-фельдмаршала князя Александра Даниловича Меншикова. И во оном доме был стол; а после стола, из дому его светлости, девицы государыни царевны Екатерина Иоанновна, Анна Иоанновна, отцами: светлейший князь Александр Данилович Меншиков, генерал-адмирал граф Федор Матвеевич Апраксин, другою матерью светлейшая княгиня, Дарья Михайловна Меншикова, Фоншнейдор Павел Иванович Ягушинский, Шафиров; из морских и сухопутных офицеров 12-ть человек; братья были: канцлер граф Гаврила Иванович Головкин, от гвардии майор князь Василий Володимироич Долгоруков; сестры: Домна Андреевна Головкина, Сара Ивановна Брюсова».
Молодожены получили от государя в приданое четыре тысячи душ крестьян и крупный земельный надел. На протяжении последующих нескольких лет Петр I продолжал пользоваться услугами Авдотьи, которую называл бой-бабой. По некоторым данным, он являлся отцом семи из восьми ее детей, что, впрочем, остается недоказанным. Известно только, что Петр I старательно продвигал по службе Г.П.Чернышева и жаловал его детям «на зубок» деньги и деревни.
В 1715 Авдотья Чернышева участвовала в шутовской церемонии венчания своей матери с ближайшим сподвижником Петра I по «Всешутейшему, Всепьянейшему и Сумасброднейшему Собору» Никитой Моисеевичем Зотовым. Все гости были облачены в карнавальные наряды, в частности, на Авдотьи был польский костюм, а ее муже - «асессорское платье с соловьями». В 1717 Авдотья Чернышева оказалась замешана в скандальную историю с Марией Гамильтон, однако нисколько не пострадала. При Анне Иоанновне Авдотья Чернышева была назначена одной из восьми статс-дам. Пользовалась большим расположением новой императрицы за умение рассказывать городские сплетни и анекдоты. Сохранила свое влияние и при Елизавете I. В 1742 ее муж был удостоен графского титула и Андреевской ленты.
Авдотья Чернышева овдовела в 1745. Удалилась в родовое поместье, где и скончалась 17 июня 1747. Погребена в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Современники подозревали, что Авдотья Чернышева явилась причиной преждевременной смерти Петра I. Так, герой Семилетней войны генерал Александр Никитич Вильбоа утверждал, что Авдотья «беспорядочным поведением своим имела вредное влияние на здоровье Петра». Граф Федор Гавриилович Головкин выразился еще более определенно: «Болезнь называют такую: «Пётр умер от осложнения пузырного песка болезнью, причинившей смерть Франциску I, королю Франции. Некоторые утверждают, что виновницей этой болезни была госпожа Чернышева». Король Франции Франциск I (1494-1547), предположительно, умер от сифилиса. Намек на то, что Авдотья Чернышева страдала этой же болезнью, скорее всего, несправедлив, поскольку она вполне благополучно прожила более пятидесяти лет и родила восьмерых совершенно здоровых детей.
Свидетельство о публикации №221061201315