Древнетюркские курганы Южного Кавказа и евразийски

Древнетюркские курганы Южного Кавказа и евразийских степей
Элеонора Карминати  - (Университет Ка 'Фоскари)
Курганы раннего бронзового века на Южном Кавказе: переосмысление раннего курганного периода.
Традиция захоронения умерших в курганах на Южном Кавказе стала преобладающей с конца куро-араксского периода (первая половина III тысячелетия до нашей эры). Распространение курганов, кажется, дополняет появление нового культурного феномена в этой области. Крупный культурный сдвиг засвидетельствован с середины 3-го тысячелетия до нашей эры, когда общины покинули ранее заселенные районы и стали вести более кочевой образ жизни. Именно с этой фазы захоронения впервые были охарактеризованы отличительными чертами, представленными особой архитектурой, сложными погребальными обычаями и богатыми надгробными комплексами. Эта фаза, кроме того, определяется подъемом новой правящей группы, изображающей себя через захоронения. Южнокавказские ученые знакомы с захоронениями в курганах с 1940-50-х годов, когда были раскопаны курганы Борчалы  (Триалети и Бедени). Однако до сих пор лишь несколько ученых пытались объединить имеющиеся данные и дать всестороннюю и актуальную оценку этого периода. В центре внимания этой беседы будет всестороннее обсуждение основных черт, характеризующих курганы раннего бронзового века на Южном Кавказе, от их основных типовых памятников до подтвержденных погребальных обычаев и сохраненной материальной культуры.
 Во время недавних раскопок в Ленкоранской долине мы обнаружили некрополи с захоронениями, датируемые эпохой поздней бронзы - раннего железного века. Погребальные принадлежности похожи на те, которые происходят из курганов того же периода, которые были найдены на Южном Кавказе и в Северо-Западном Иране, например, в долине Араксе. Мертвые хоронят  в погребальных камерах, ограниченных камнем и покрытых замковым камнем. У нас также есть в Кукутуке (350 м над уровнем моря) месторождение нескольких керамических изделий под насыпью, сделанных из камней разных размеров, смешанных с землей. У нас нет свидетельств курганной традиции в этих некрополях, но расположение некрополей предполагает символическую связь с окружающим ландшафтом.
Несмотря на то, что курган появился в V / IV тысячелетии до нашей эры, именно в I тысячелетии до нашей эры такая погребальная типология достигла своего наибольшего выражения в размерах, монументальности и святости среди скифов Центральной Азии. Более того, скифские царские курганы служили центром скопления общины, имевшей глубоко укоренившееся религиозное и духовное, а также социальное, экономическое и политическое значение. С этой точки зрения, в течение VIII века до нашей эры регион Северного Кавказа характеризуется одной из наиболее важных и древнейших скифских культурных групп, тогда как Южный Кавказ и Восточная Анатолия, по-видимому, подвержены разной динамике, характеризуясь лишь меньшими, спорадическими и менее монументальными. свидетельства скифской природы. Возможное присутствие скифских скотоводческих групп в этой области предположительно связано с их перемещением на Ближний Восток и Восточную Европу между 8 и 7 веками до нашей эры. На основе небольшого доступного материала и недавних исследований я попытаюсь выявить особенности скифских курганов на Кавказе и в Восточной Анатолии, а также аспекты местной скифской культуры, сравнив их с наиболее известными скифскими культурами Центральной Азии. Азия.
В результате археологических исследований в Анатолии не было обнаружено поселений, принадлежащих евразийским конным воинам-кочевникам. Курганы являются наиболее важными архитектурными элементами для евразийских конных воинов-кочевников. По сей день курганы, на востоке Турции, были обнаружены в ходе незарегистрированных раскопок и научных археологических исследований и раскопок, находятся в Имилере в районе Гюмюшачикёй в Амасии, Норшунтепе на границе провинции Элазыг, фригийской столице Гордиона / Ясихойюк недалеко от района Полатхёйкиджи. в границах провинции Эскишехир. Общей чертой этих курганов является то, что они содержат захоронения лошадей. Несмотря на то, что известно наличие других захоронений лошадей, помимо этих примеров, понятно, что они не привлекали внимания ученых в этой области или не были замечены.
 Два кургана из Азербайджана: интерпретация человеческих останков из Узун Рама
Остатки скелетов из курганов Узун Рама 1 и 5 из Геранбоя, датированные 3600–3160 годами до нашей эры, были проанализированы биоархеологическими методами. Сочлененных скелетов было очень мало. Эти данные подтверждают, что людей последовательно хоронили в согнутых положениях и с большим количеством инвентаря. Минимальное количество человек рассчитано как 83 из Узун Рамы 1 и 114 из Узун Рамы 5. Обе могилы предназначены для мужчин и женщин. Количество особей мужского пола немного больше, чем женщин. Эти данные позволяют предположить, что курганы использовались для обоих полов и всех возрастных групп без какой-либо значительной дискриминации по демографическим параметрам. Курганы Узун Рама, которые были построены из сырцовых кирпичей и покрыты деревом, почвой и галькой, есть погребальная камера с дромосом. Признаки горения наблюдались при раскопках. Могилы сильно обгорели. Было исследовано около 28000 костных фрагментов на предмет их цвета, фрагментации, скручивания и сдавливания. Предполагается, что 93% костных фрагментов пострадали от огня. Однако, учитывая их беловатый цвет, можно сказать, что только 21% из них подверглись сильному пожару. Остальные были темно-серыми, коричневыми и черными. Эти данные свидетельствуют о том, что люди не кремировались; могилы были намеренно сожжены по окончании использования. Предполагается, что умышленное сожжение связано с церемонией закрытия. О костях было собрано очень мало скелетной биологической информации из-за фрагментации. Эти скелетные данные могут помочь нам понять обычаи захоронения и условия здоровья кочевников на Южном Кавказе.
В этот период в археологии Азербайджана различаются резко различающиеся погребальные обряды. Первый зарегистрирован в Малом кургане Агджабадинского и Мингечаурского курганов. Эти погребальные обычаи имеют параллели с ранними кочевыми могилами Припонтийского края VII-VI вв. до н.э. Среди них: ров вокруг кургана; покрытие этого рва деревом, тростником или травой; шатровая деревянная конструкция над могилой; следы горения деревянной конструкции; захоронение лошади; конская сбруя; деревянный настил или подрамник; жертвенное мясо; металлические ручки с бубенчиками и бубенчиками; чашка с золотой обивкой; каменный сосуд, или кафель. В курганах Мингечаура обнаружено оружие скифского типа и конская сбруя. Второй тип погребального обряда отмечен в больших земляных курганах Ходжалы. Это коллективные захоронения с одновременной кремацией и ингумациями скелетов на спине с ориентацией Восток-Запад плюс следы огненного ритуала. Такое сочетание археологических показателей характерно для скифских кладбищ Южного Приаралья (Сакар-Чага 6) VIII-VII вв. до н.э. Их выделил Л. Т. Яблонский. В большом земляном кургане №2 в Ходжалы были обнаружены два типа пряжек от конской сбруи. Первый, с изображением хищника из семейства кошачьих, имеет аналогии в скифских могилах в Припонтийском регионе. Второй - удлиненный - в скифских могилах Приаралья (Уйгарак, Сакар-Чага) и в могиле коней со сбруей скифского типа в Норшунтепе, Анатолия.
Среди многочисленных традиций захоронения умерших в земляных холмах курганы евразийской степи заняли самое видное место в общественном сознании. Связь курганов со степными людьми в археологии  подчеркивается широко распространенным использованием термина евразийского происхождения (древнетюркский «курган») для курганов в различных географических и культурных контекстах. Возникновение «курганных» захоронений в ранние годы веков четвертого тысячелетия до нашей эры хорошо задокументирован в предгорьях Северного Кавказа и прилегающих степных областях. 
Триалетская культура (Борчалы-Гумбатов Гахраман) среднего бронзового века представлена ;;огромными могильными курганами вождей. В связи со строительством Цалкского водохранилища и Храми ГЭС здесь проводились археологические работы Б.А. Куфтиным. После раскопок курганов триалетской культуры в полной мере проявился блеск погребального обряда. Особого внимания заслуживают уникальные, доселе неизвестные и очень ценные материалы, обнаруженные в погребальной камере покойного. Золотые и серебряные украшения, штандарты, торевтика, серебряное и бронзовое оружие, черная полированная и расписная керамика, обнаруженные в курганах первой половины II тысячелетия до нашей эры. прочно занял свое место не только в кавказской, но и в мировой сокровищнице культуры. Б. Куфтин назвал новую археологическую культуру «Блестящей культурой Триалетских великих курганов», которая сегодня известна как «Триалетская культура». Здесь нельзя не отметить достаточно высокий уровень развития культовой архитектуры в эпоху средней бронзы. Об этом свидетельствует техника возведения курганов, их идейно-эстетический аспект и архитектурный облик. Строительство таких сложных комплексов такого масштаба требовало много времени, денег и труда и, возможно, длилось несколько лет. Судя по всему, строительство большого кургана начиналось еще при жизни погребенных. С погребальным обрядом были связаны мощеные камнем дороги, по которым строили крестный ход. Они были органической частью кургана. Ритуальные дороги курганов Триалети не имеют аналогов в ареале распространения курганных культур. О величии каменных дорог свидетельствует их размер. Длина некоторых из них достигает 500 метров, а ширина 5-6 метров. Они примыкают к кургану именно с востока и иногда являются продолжением дромоса. Обрядово-процессные дороги, обнаруженные в Триалети, датируются концом 3-го тысячелетия до нашей эры - началом 2-го тысячелетия до нашей эры и относятся к среднему бронзовому веку. Ритуальные дороги курганов Триалети не имеют аналогов в ареале распространения курганных культур. Длина некоторых из них достигает 500 метров, а ширина 5-6 метров. Они примыкают к кургану именно с востока и иногда являются продолжением дромоса. Обрядово-процессные дороги, обнаруженные в Триалети, датируются концом 3-го тысячелетия до нашей эры - началом 2-го тысячелетия до нашей эры и относятся к среднему бронзовому веку. Ритуальные дороги курганов Триалети не имеют аналогов в ареале распространения курганных культур. Длина некоторых из них достигает 500 метров, а ширина 5-6 метров. Они примыкают к кургану именно с востока и иногда являются продолжением дромоса. Обрядово-процессные дороги, обнаруженные в Триалети, датируются концом 3-го тысячелетия до н.э. - началом 2-го тысячелетия до н.э. и относятся к среднему бронзовому веку. Ритуальные дороги курганов Триалети не имеют аналогов в ареале распространения курганных культур.
 Курганы и связанные с ними культуры распространились в северо-восточной части восточного Анатолийского нагорья, соответственно, регионы плато Эрзурум-Карс и горы Агры находятся в границах курганной культуры. Есть несколько курганов на окраинах вулканов Сюфан, Тендюрек и Аладаг, которые были географически связаны с горой Агры. Курганы восточной Анатолии составляют западную и юго-западную границу этой традиции, которая охватывает южное Закавказье и северо-западный Иран. Они продолжали быть чуть ли не единственной погребальной традицией от среднего бронзового века до конца раннего железного века. Ранний бронзовый век и урартский период представлены несколькими примерами в восточной Анатолии. Структура расселения заметно изменилась с появлением в регионе захоронений курганного типа, что привело к формированию новой культуры в эпоху средней бронзы. Кладбища среднего бронзового века, широко распространенные на высокогорье, родственных поселений не наблюдаются. В эпоху поздней бронзы - раннего железного века структура поселений снова изменилась, о чем свидетельствуют высокогорные крепости-кладбища.
 Курганы появляются на Южном Кавказе в первой половине IV тысячелетия и с тех пор представляют одну из главных погребальных традиций региона на протяжении тысячелетий. Археологические данные показывают впечатляющее разнообразие курганов Южного Кавказа с точки зрения их размеров, архитектурных традиций и методов захоронения. Такое разнообразие археологических данных сопровождается поразительным разнообразием терминологии, используемой в публикациях и часто соответствующих одному и тому же погребальному «факту». Например, термин «курган» часто используется как синоним кромлеха и кургана, что приводит к двусмысленности и путанице. Более того, даже если на Южном Кавказе за почти столетие раскопаны сотни курганов, действительно ли мы знаем об этих погребальных обрядах с архео-антропологической точки зрения? Цель данной статьи - представить обзор доступной документации, чтобы задать вопросы о терминологии, архитектурной вариативности и о все еще остром нехватке информации, касающейся обращения с телом, погребальных жестов и биологической идентичности людей, похороненных в курганах.
Сотни тысяч курганов доисторического происхождения - самые распространенные памятники, обнаруженные в Евразии от побережья Атлантического океана до низменностей Китая. Прежде чем любые другие искусственные переделки, эти памятники превратили степи и лесостепную зону в уникальный, наполненный смыслом, исторический ландшафт. Курганы стоят рядами и до сих пор являются прямой видимостью, служат ориентирами и ориентирами для инфраструктуры. Там, где они встречаются группами, они образуют узловые точки местного значения, а огромные курганы неизбежно связаны с элитной или королевской иконографией смерти. Но когда же началась эта драматическая трансформация горизонтов евразийских ландшафтов? Каков был социальный фон, на котором сообщества создавали столь безвозвратные искусственные ландшафты? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы должны заглянуть в северокавказские степи и прилегающие к ним районы, где первые видимые памятники некоторым из умерших были построены уже в 5-м тысячелетии до нашей эры. Это было началом новой договоренности: захоронения, связанных с ним предметов и памятника, впервые сфокусированного на отдельном главном герое. Но только в начале 4-го тысячелетия на Кавказе и в Причерноморских степях курган стал центром монументальной архитектуры. Курганы стали одним из основных направлений социальной среды общества, что можно рассматривать как сдвиг важности с живого на мир предков. Но организация великолепных похорон, включая возведение курганов, было актом живых, а не мертвых, которые пытались договориться о своем социальном положении и статусе.
https://camnes.org/constructing-kurgans-workshop


Рецензии
Курган это русское слово КРУГАН, от понятия круг,круговая насыпь

Геннадий Палеолог   26.06.2021 21:01     Заявить о нарушении