Тайные закоулки памяти... глава 11

               
Казалось бы, за всю мою беспокойную, непоседливую лётную жизнь столько инструкторов достойно и упорно учили меня грамотно и безаварийно летать (и я им за это благодарен), но всё-же самое большое уважение у меня к моему первому учителю-лётчику – Алиму Степановичу Пошивайло! Может это и будет выглядеть довольно субъективно, но уже с первой нашей встречи и до выпускного банкета я подспудно испытывал к нему сыновние чувства. Очень часто, в свободные минуты, он мог подсесть к нам, курсантам и мы беседовали с ним на любые темы. А в личных беседах мог рассказать ему, поделиться своими тайными, сокровенными мыслями. Однажды, во время такой долгой, душевной беседы “тет-а-тет” искренне рассказал о своём “счастливом детстве” и меня до глубины души тронуло, как он сочувственно реагировал на мою исповедь! Он и о себе много и откровенно рассказывал. Но больше всего мне нравилось как он умело, доходчиво и настойчиво учил нас, неопытных курсантов, азам мастерства управления самолётом, чёткого выполнения фигур высшего пилотажа. Он реально оценивал  способности каждого, а способности эти у каждого были явно индивидуальны. Двое из нашей группы имели проблемы с определением высоты полёта при заходе на посадку, не видели своевременно землю и он воевал за них, чтобы выпустить всех курсантов группы в самостоятельный полёт в заданные сроки. Он отбирал учебный налёт у более успешных курсантов и, добавив этот налёт отстающим, сумел-таки  подготовить всю группу к самостоятельным полётам. В его манере летать, поведении как лётчика – чувствовалось упрямство, нахальность (в добром понимании) лётчика-истребителя готового к бою и победе над врагом! Вот этого Алим Степанович требовал и от нас, курсантов его учебной группы. Главным увлечением, хобби у него была рыбалка, он всегда с таким азартом рассказывал нам про свои успехи на рыбалке. Должен признаться – мы не только слушали эти байки рыбака об огромных размерах и весе пойманной им рыбы, но и угощались приготовленной им  и его красавицей-женой вкуснейшими блюдами из рыбы, которыми нас угощало это дружное семейство дома и на даче. Мы, время от времени, помогали им обустраивать свой быт после переезда с Севера в Украину. Однажды, рассказывая о секретах, тайнах успешной рыбалки он пожаловался, что в Украине тяжело достать анис, с помощью которого клёв на рыбалке будет сумасшедший. Услышав об этом, я немедленно позвонил маме и узнал, что она может через         знакомых достать анисовые капли (в то время она работала в аптеке). И уже через несколько дней я получил от мамы бандероль с вкусняшками для меня и анисовыми каплями. Ох, как же Алим Степанович был доволен, получив такой неожиданный подарок. Но возвращаясь к воспоминаниям о нём, о первом моём инструкторе. Как на мою хулиганскую душу, мне очень нравилось, когда он позволял мне, под своим строгим контролем, над пляжем реки Ворсклы на высоте 5 метров с набором высоты чуть не цепляя колёсами высокого, до 30 м, крутого правого берега реки – это было круто, ВАУ!
Кстати меня, всегда, веселил в душе его серьёзный тон после каждого такого воздушного трюка: “Не забывай – я тебе показываю, как и что нельзя вытворять при полётах, будь серьёзным и дисциплинированным за штурвалом!” Это звучало превосходно, очень убедительно! И это были не одинокие тренировки глазомера и нервов и я ему очень благодарен за такие тренировки, в моей лётной жизни такая наука была мне очень кстати!

После окончания училища судьба одиннадцать лет не позволяла мне вернуться домой и летать в небе Полтавщины. И как же я был удивлён, когда только начав летать на авиахимработах в Семёновке, услышал в полёте по рации очень знакомый голос: “Юра, как ты оказался в Семёновке – ты же должен быть в Казахстане?” Это было невероятно – через одиннадцать лет Алим Степанович узнал мой голос при радиопереговорах и вышел на связь со мной. В то время он летал в Глобино, и я с радостью пригласил его заехать ко мне в гости. Мне было приятно, когда он иногда заезжал ко мне на те аэродромы, где я, в то время, работал – Семёновка, Чапаевка, В. Крынки, Карловка, Машевка, долго беседовали, иногда угощал его нашими обедами (на оперточках нас всегда кормили, как на убой), всегда заправлял его ласточку. Пока однажды не приключилась с ним беда – он позвонил мне и рассказал, что под колёса его авто попал пьяный мотоциклист и суд присудил ему тюремный срок. В дальнейшем связь с ним прервалась и дальнейшей его судьбы, к сожалению, я не знаю. А вот добрая память о чудесном человеке, высококлассном пилоте навсегда в моём сердце!

После успешного лётного обучения в Градижске и отпуска, проведённого дома в Полтаве, с удовольствием, рьяно приступили к изучению аэродинамики, теории полётов и матчасти вертолётов (всё-же поступали в лётное училище вертолётчиков). И снова судьба сама рисует мой путь в небо и помог ей в этом опять наш Советский кукурузный король – Н.С.Хрущёв, которому показалось, что у нас в стране много развелось вертолётчиков, а с его грандиозными планами страна Советов должна стать кукурузным раем. Поэтому был принят, неприятный для нас план – заменить вертолётчиков на пилотов самолёта АН-2 (к тому же этот самолёт уже имел псевдоним – “кукурузник”). Нет, все эти гениальные решения так и не привели к изобилию в стране (даже пришлось ввести хлебные карточки), но процесс был запущен, и нам пришлось вместо вертолётов тщательно изучать наш любимый АН-2. Нет, честно говоря, я не жалею, что нас так бесцеремонно пересадили с вертолётов на такой надёжный, испытанный самолёт. Конечно, на вертолёте, да ещё где-то на Севере, романтики наверно было бы намного больше, но сейчас, оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что МОЯ личная судьба сама выстроила МОЮ жизнь, которую нельзя назвать лёгкой и беззаботной. И я, как ни странно, благодарен ей за её самодеятельность, судьба умело воспитывала, учила меня не только радости жизни, но и терпению, умению преодолевать любые трудности и преграды, а ещё за радость ощущения свободного полёта!!!


Рецензии