Австралия, глава 2

                « Глядя на мир, нельзя не удивляться!» 

                Отцвела уже дома сирень, донимает июль солнцепеком. А в Австралии – зима и на юге штата Виктория довольно прохладно. Не всегда, увы, юг ассоциируется с теплом. Ощущается холодное дыхание Антарктиды. Ночные заморозки делают ландшафт седым, а затяжные дожди грустно стучат в окно. Каждодневная «экипировка» – зонт, куртка и непромокаемая обувь.

                Хочется, друзья, рассказать вам обо всем: о Мельбурне, о золотопромышленном Бендиго, о здешних музеях, культуре, аборигенах и даже о попугаях! Правда, они не смешнее нас с вами, но наблюдать за ними всё равно интересно. Буду излагать постепенно.   

                Безжалостный ветер сорвал жухлые листья с дубов, клёнов, платанов, вязов, берез... Здесь много деревьев, завезенных из Европы, которые сбросили свой наряд и на фоне вечнозеленой местной флоры выглядят сиротливо. Наверное, грустят по Родине. Дворники взялись за мётлы и старательно чистят тротуары, не давая прохожим пошуршать листвой.

                Давно когда-то, в трудах Рериха, я читала, что Австралия – это остаток Лемурии, древнейшего континента желтой расы, погибшей за 700 000 лет до третичного периода (эоценского). Скептики с ухмылочкой говорят: «Этого не может быть». Ну, конечно же, не может! «Потому, что этого не может быть никогда!» Но я не скептик и не Козьма Прутков, и Рерих для меня авторитет. 

                Адаптация в здешних краях была комичной. Сказалась огромная разница во времени. Просыпаешься с тяжёлой головой и, не размыкая век, думаешь: «Интересно, день сейчас или ночь?» Сна – ни в одном глазу, потому как дома – утро! В надежде подходишь к окну, поднимаешь жалюзи, а там... а там – опять закат! Да ещё и в другой стороне!

Для человека Северного полушария движение солнца справа налево непривычно. Кажется, что заходит оно на востоке. В первые мгновения даже шокирует. Нелегко согласиться, что в Австралии это запад. Здесь всё в зеркальном отражении, в том числе и фазы Луны. Уезжая, я точно помню, Луна была растущей. Так оно и есть на самом деле! А тут, в Южном полушарии, не верь глазам своим – на небосводе (по нашим понятиям) – последняя четверть! Разумеется, когда-то мы изучали эти вещи в школе, но принять в реальности трудно. Опять же, от привычных биологических ритмов никуда не денешься! Предполагаешь, что сейчас должен быть восход, открываешь глаза, а на тебя смотрит чужое небо и незнакомые звёзды. Ни  Большой Медведицы, ни Малой, ни Полярной звезды... Скромненько поблескивает Южный Крест – самое известное созвездие этого полушария – ориентир на Южный полюс мира. И такие простор и свобода, что диву даешься! В сравнении с «нашим» небом, звёзд значительно меньше. Нет ни болидов, ни спутников, ни мерцающих огоньков! Тускло светят Большое и Малое Магеллановы Облака да редкие созвездия. В строгом безмолвии раскинулся Млечный Путь, являя над Австралией самую значительную и самую яркую свою часть. Хорошо виден Марс. В воздушном пространстве часто наблюдаешь международные лайнеры да маленькие учебные самолеты. Тут много спецшкол, обучающих частных лиц пилотированию. Хочешь – купи себе двукрылую «пчёлку» и летай на здоровье! Этим никого не удивишь. Но в такой доступности есть и один печальный факт: террорист, направивший самолёт на Всемирный Торговый Центр Нью-Йорка обучался именно здесь, в Мельбурне, в одной из школ. Эту информацию я прочла в австралийской русскоязычной газете.

                Быт англосаксов нетороплив и спокоен. Плотность населения небольшая, территория позволяет, и народ предпочитает жить в одноэтажных коттеджах. Дома здесь как игрушки – нет одинаковых фасадов. Перед входом, не зависимо, богат хозяин или нет, – разнообразные скульптурки, фонтанчики, ухоженные клумбочки с экзотическими растениями. Всё это с любовью подстрижено и сформировано. Тут тебе и кусты в виде шаров, и в виде пирамид, и даже животных – очень богатая фантазия! Если проводить аналогию, то нечто похожее у нас можно встретить в кавказской и крымской флоре, особенно в Ялте, в Никитском Ботаническом Саду.

                Развлекаются австралийцы своеобразно. Популярны собачьи и, как ни странно, поросячьи бега. Тут считают, что свинья ничуть не глупей собаки и не справедливо ее притеснять. Хрюшки, похоже, этому очень рады, несутся к финишу во всю прыть. Смешное состязание собирает много болельщиков. Люди делают ставки и неплохо выигрывают. А если вдруг какого-нибудь бегуна постигнет неудача и он получит травму, то, вместо медали, окажется на обеденном столе. Что поделать? Жизнь коварная штука. Борзого же спортсмена – спишут и будет он, поскуливая от досады, вместе со своим хозяином, посещать мероприятие как зритель.

                О том, что Австралия известна на весь мир конными скачками, вы, конечно, знаете. Это и престижное, и доходное мероприятие. К сожалению, мы приехали не в сезон, наблюдали бега только местного значения, тренировочные. Но приятели с увлечением поведали нам об этой всенародной страсти и показали снятый в прошлом году любительский фильм «Кубок Мельбурна». Очень захватывающее зрелище!

                Отборочные соревнования традиционно начинаются в первых числах ноября. Вначале –  по штатам, затем – финальные. В Австралии скачки – большой государственный праздник. Гуляют все – от мала до велика. Кто не попал на ипподром – сидит, как прикованный, у телевизора. Пропустить бега – смерти подобно! Местные жители, в быту непритязательные к своему внешнему виду, по такому случаю преображаются до неузнаваемости. Надевают всё самое лучшее. Дамы – дорогие украшения и непременно изысканные шляпки! Да и джентльмены не отстают! Явиться в простой одежде считается дурным тоном. Ставки делаются с видом, будто речь идёт не меньше, чем о полёте в космос! Но и выигрыш бывает весьма серьёзным, поскольку здесь вращаются миллионы!

                Народ празднует широко, с размахом. Спиртное льётся рекой. Да, что там – взорванной плотиной! Отражаясь впоследствии на сбитых набекрень шляпках, утерянных вещах и облитых вином пиджаках. Вино в Австралии, скажу я вам, великолепное! Австралийцы, видимо, не соображают, как его бадяжить. Впрочем, они и молоко водой не разводят.

                На этом континенте есть и еще одна неподражаемая страсть – футбол без... вратаря! О-о-о! Это надо видеть! Матч весьма отличается от европейского, но также собирает огромные трибуны. Средняя посещаемость порядка 33,5 тысяч человек. У нас АФЛ (Австралийскую Футбольную Лигу) никогда не показывают. Может, кто-то, из заядлых болельщиков, интересовался и знает, но я видела впервые.

                Игровое поле – овальной формы (185м на 155м) с уникальной разметкой. С противоположных сторон находятся по двое ворот – малых и больших, размещенных друг в друге. Словом, торчат четыре вехи без сетки. Мяч продолговатый, похож на дыню. В командах не по 11, а по 18 человек и ведут они себя, если судить по мировым стандартам, недопустимо. Гурьбой атакуют противника, гурьбой отнимают мяч, толкаются, падают. Сбиваясь в кучу, бьют друг друга по ребрам, травмируются. В Австралии разрешена жесткая силовая борьба. Трибуны визжат от удовольствия. Суть игры – поразить ворота соперника и набрать как можно больше очков. За пролет мяча между больших вех, всё равно с игроком или без, начисляется одно очко, между малых – сразу шесть! Иной футболист, вцепившись в мяч, юзом, на животе, влетает в этот сектор и – ура! Есть! (Очень смешно это видеть! И в цирк ходить не надо.) Матч состоит из четырех периодов по 20 минут. Учитывается чистое игровое время.

                Обо всём и не расскажешь. Здесь можно удивляться на каждом шагу. Стоит, например, у нашего знакомого во дворе автомобиль с платформой. На ней – яхта. Мы пожали плечами, потому как океан отсюда находится за 150 км! Решили спросить: «Зачем тебе, друг, яхта, если моря поблизости нет»?! Человек был весьма обескуражен, долго не мог понять, что смущает этих странных украинцев? Оказывается, их семья, по давней привычке, часто отдыхает в мельбурнском заливе, а яхту возит за собой на прицепе. И до сих пор этому никто не удивлялся! Потому как для австралийского менталитета это абсолютная норма.

                А сосед справа – достал вчера из кладовой лыжи и сопутствующую амуницию – всё это лежит у него на виду – как бы чего не забыть! Спешит в горы, в австралийские Альпы. Там выпало много снега – аж восемьдесят сантиметров! В прошлом году, говорит, было гораздо меньше! Замечу мимоходом, что эти Снежные горы находятся не в "Виктории", а на территории штата Новый Южный Уэльс, за 520 км от Бендиго! Ну, «совсем рядом»! Однако австралийцев такие расстояния не останавливают.         

                А вот случай, ей-Богу, заставил покатываться со смеху! Идут нам навстречу двое парней, беседуют. Один из них – в белых полотняных штанах по колено, вьетнамках на босу ногу, темном клетчатом пиджаке и ярко-синем мотошлеме. Но мотоцикла поблизости нет и сумасшедшего дома тоже. Видимо, просто забыл снять. И такое – сплошь и рядом. Часто видишь странных, не по сезону одетых, людей, не говоря уже об их избыточном весе. Вначале я поражалась. Но, увидев, сколько они потребляют продуктов и, особенно, посетив ресторан, вопрос отпал сам собой – народ постоянно объедается. Для них зайти в кафе – обычное дело. Это мы в такие заведения ходим по праздникам, а жители Австралии там питаются. От вида всего лишь одной порции свинины можно прийти в ужас! По нашим понятиям, она, как минимум, рассчитана на троих! «Кусочки» мяска имеют размер бисквитного пирожного и на тарелке – их пять! Столько же и гарнира. Хорошо, что я заказала себе осьминога. Всё ж легче! Вкусила настоящей экзотики. К этому блюду был подан морской гребешок в пряном соусе и красное вино. Чуть не померла, доедая всё это. И то подумать: не оставлять же такую вкуснятину?! А Фроси Бурлаковой с нами не было.

                Вот так австралийцы живут и радуются жизни. Производят впечатление бесхитростных, добродушных и очень вежливых людей. Здороваются с вами, независимо, знакомы вы или нет – как у нас в деревне. Здесь не принято воровать. Где оставил вещь, там её и возьмешь. Уходя, можешь бросить дом незапертым – ничего не случится! Во дворах и на стоянках без сирен и противоугонных средств стоят автомобили. Везде и всюду сквозит святая доверчивость и простота.

                Я далека от бездумного восхваления чужой страны и хаянья своей, но с грустью, невольно, задаюсь вопросом: как же мы так постарались, довели Украину, такое замечательное государство, до разрухи?! И что, в конце концов, имеем от «светлого» ума и криминальной сообразительности? – Горе и дурную славу.

 

                Продолжение следует.

 


Рецензии