Онтологическая модель объективного идеализма 3

§2. Ментальные уровни восприятия реальности

В итоге получается созвучная платонизму, но немного отличающаяся онтогносеологическая модель вселенной. Атемпоральное, чистое бытие есть единственное возможное бытие. Оно эманирует себя в не-бытие, чем создаёт сначала субтильную реальность, а после ещё и эмпирический мир копий. Первая есть континуальное множество эйдосов, идеальных континуальных сущностей, каждая из которых ограничивает последующую внутри общей иерархической градации. Второй видится как дискретная множественность материальных тел. Но таковым он предстаёт не во времени и не в пространстве; он, обладая наименьшей субстанциальностью, может быть только иллюзией. Т.е. его самого – этого материального мира – не существует. Имеется лишь то, что платонизм называет «отражением идеального порядка».
По аналогичной модели должно быть устроено и различие ментальных уровней восприятия бытия, раз само это бытие бывает зримым и невидимым, утаённым за пеленою материи. Следовательно: пневматик(бытие, субтильная реальность); психик (только субтильная реальность); гилик (эмпирическая реальность).
из этого видно, что инобытие проявляется в разных реальностях (субтильной и эмпирической), которые в большей и в меньшей степени соответствуют бытию. Подлинно же есть только бытие (абсолютное Начало).
Но разные ментальные уровни различно отдалены от бытия. И это различие является качественным. «Движение в сторону блага есть свойство совершенной души, а в противоположную сторону – свойство души противоположной» [9, с. 499]. Это движение к «эмпирическому восприятию мира».  Но это значит, «что материя есть “то вещество, из которого сотканы сны”» [5, с. 17]. Следовательно, два инобытия – субтильную реальность эйдосов и эмпирическую реальность материальных тел – бытие эманирует в убывающем порядке, соответствующем модели убывающей, нисходящей градации. Ей сообразна и та инволюция, которая приводит к различию ментальных типов: пневматика, психика и гилика.   
Из приведённой выше таблицы видно, что различие ментальных типов тоже подчиняется иерархической градации. Поэтому только лишь во взгляде соматического человека есть иллюзия временного потока, дискретности материи и физиологии. Подобный человек просто не видит вне фантомной материальности, не созерцает субтильных эфирных тел, но пребывает в «мире» инобытия, в мире копий, а не в эйдетическом мире. «Следовательно, в этом смысле существует и не-бытие, как отрицание всех признаков» [10, с. 59]. Это отрицание есть исключение эйдосов и высшего порядка. Сам такой порядок не существует в дискретности материального мира, поскольку в нём уже окончательно нет света бытия. Имеются только копии эйдосов: те материальные тела, что имеются лишь в сугубо эмпирическом восприятии. Существует линия времени и нет вечности.
Но если для него время есть, то для пневматика и психика его не существует. Бытие, понятое подобно нетварному, имматериальному свету – всё это предел. А первый уровень инобытия есть субтильная реальность. Тот, чьё сознание соответствует высшей модальности бытия, видит мир не таким, каким он является в ощущениях, он постоянно осознаёт ирреальность материальной реальности, всё, что соматический человек, как ему кажется, «наблюдает» вне себя, пневматик видит только в нём, а самого себя он вполне осознанно находит духовно зрящим.
Соматический человек пребывает в незнании и существует незнанием, выше него (т.е. полноценнее и сильнее) человек психический, охраняющий знание и причастный к нему. Пневматический человек являет собой максимально приближенное к истине субтильное, световое существо. Он видит не только мир эйдосов, но и замечает тот верховный Предел, какой лежит за ними. Такой верховный Предел – это нечто, что не подчинено градации форм. У него нет конечной, ограничивающей формы, ибо это само бытие, Изначальный Принцип, Logos, nous, абсолютный Свет…
Напротив, инобытие, понятое как закономерное убывание бытия, есть постепенное самоотрицание. Убывание света бытия приводит к иллюзорной дискретности материальных тел, их временн;й конечности и т.д. Бытие подменяется дискретной множественностью атомарных единиц, тогда как в своей истинности оно есть континуальная действительность.
Но это убывание бытия в не-бытии иерархически заданно.  Абсолютное не может быть чем-то иным, будучи абсолютным. Поэтому у него нет других форм инобытия, кроме неабсолютного, ограниченного. Поэтому иное бытия есть именно убывающая градация. Отрицание, которое упоминалось выше, есть лишь самоумаление бытия в не-бытии в процессе его эманации. И признавая эту закономерность, поскольку не признать её не было бы возможным, можно, например, решить проблему «Зла». Оно есть умаление  «Добра» и потому только оно есть. Нет плохого; по замечанию Прокла Диадоха существуют только лишь вещи менее и менее благие, которым соответствует меньшая и ещё меньшая субстанциальность.   


Рецензии