Онтологическая модель объективного идеализма 4

 Заключение

Итак, подводя итог всему рассуждению и окончательно формулируя основные принципы данной концепции, можно выдвинуть следующие шесть пунктов:
1. Есть бытие и не-бытие.
2. Бытие эманирует себя в два разных уровня инобытия (субтильную реальность и нижний уровень – эмпирическую реальность).
3. Материальный мир принадлежит нижнему уровню инобытия, он представляет собой мир копий идеальных образов.
4. Душа человека, напротив, имеет субтильную природу; она может быть обращена к эмпирическому уровню (таково сознание гилика, соматического человека), а может быть обращена к верхнему инобытию (как это характерно для психика и пневматика).
5. Верхний предел познания (гнозиса) есть само чистое бытие.
6. Не будет возможным познать не-бытие, т.к. оно положено вне эманации бытия в первое и второе инобытие.   
Имеется определённая последовательность перехода бытия в не-бытие: бытие изначальное ; субтильная реальность (мир идеальных сущностей) ; эмпирическая реальность (дискретность материальных тел).
Следовательно, разница между бытием, инобытием и вторым инобытием носит именно качественный характер: это есть отличия идеального начала, идеального мира и материально-эмпирического мира.
Получается, что «ментальная сфера служит отражением для Мирового Сознания» [11, с. 80]. Поскольку каждый ментальный уровень соответствует своему уровню не-бытия в его убывающей градации. Очень правильно об этом писал А. Белый, утверждая, что «мир действительности, окружающий нас, есть обманчивая картина, созданная нами» [12, с. 100]. Соматический человек (гилик) видит лишь то, чего желает видеть: мир копий.
Психик и пневматик, напротив, как правило, не замечают объектов «материальных», ибо для них может не существовать то, в реальность чего верит соматик (гилик). Здесь мир судят с абсолютной инстанции, поэтому преобладает «идея полной неразличимости свободы и необходимости» [13, с. 245]. Абсолютная телеология, а жизнь «становится логически понятной благодаря добытым духовной наукой сверхчувственным фактам» [14, с. 96].
Если «жизнь в чувственном мире отвоёвана у всеобщей смерти» [15, с. 643], то «понимание Учения Жизни может открыть творчество духа» [16, с. 35]. Соматический человек не видит этого, а пневматик и психик видят отчётливо. «Тончайшее может быть воспринято лишь тончайшим, именно при действии тончайших энергий нужна полная гармония или соответствие» [17, с. 287]. Такова природа Познания.
Имеется последовательность, которая достаточно точно изображает соотношение бытия начального, субтильной реальности, душ (аним) и эмпирической реальности. Соотношение это неровное и подчинённое градации, постепенному убыванию бытия в не-бытии. Получается такой порядок: 1) бытие, 2) эманация субтильной реальности, что есть мир идеальных сущностей, 3) эманация мира копий, 4) иррадиирование аним (душ) из мира идеальных сущностей в мир копий. Выстраивается следующая иерархия:      

1.бытие
2.субтильная реальность
3.анимы
4.эмпирическая реальность

Теперь можно решить достаточно ясно, что есть мышление, т.к. оно есть свойство души. Мир эмпирический не поглощает её полностью, не абсорбирует в себе, поскольку у неё есть верхнее, связующее с субтильным миром начало. Душа – это выделенная в эмпирическую реальность часть субтильной реальности. Световое, имматериальное начало, исходящее от первого инобытия – мира идеальных сущностей.
К сожалению, иерархическая тенденция распространяется и на неё; поэтому «души бывают разные». Душа пневматика больше других видит бытие: ей подвластно почти всё, кроме того, что ограниченно Высшим пределом – самим бытием. Душа психика ограничена эйдетическим миром, а душа соматического человека и вовсе теряется в мире копий. 
Почему происходит эманация бытия судить трудно, поскольку мысль восходит до своего естественного предела, до чистого бытия и там останавливается. Прозреть настолько, чтобы мысленно увидеть само бытие дано единицам. Это высшие пневматики, способные на максимальное интеллектуальное прозрение. Но про бытие можно сказать лишь то, что оно есть и противоположно не-бытию. Чем является само не-бытие мы не знаем, и мы не должны, следовательно, знать. Бытие есть и есть не-бытие; бытие эманирует себя в небытие, создавая два уровня реальности. Анимы людей принадлежат к верхнему миру, они иррадиируются из него, поэтому способны достичь всего до естественного предела – до самого бытия.
Но никогда не будет возможным познать не-бытие, т.к. оно положено вне эманации бытия в первое и второе инобытие. Оно есть запредельное, не данное мысли, поскольку мысль имеет начало только в бытии.
Не-бытие, что диаметрально противоположно бытию, можно знать лишь апофатически, поскольку оно полностью трансцендентно нам. Но бытие, напротив, доступно катафатике. Мы знаем его как нус (nous) или как Logos. И как верховный Принцип, и подобно абсолютному имматериальному Свету. Оно есть самое простое, подобно тождественной себе единице; это наше Начало, верховный Исток, чистое, беспримесное бытие Разума. Такое бытие не всецело трансцендентно нам, т.к. прежде всего остального мы есть наши души, а наши души (наши анимы) – это результаты иррадиирования первого инобытия (субтильной реальности), которая есть результат эманации бытия.
Чистое бытие не знает никакой множественности. Оно одно и едино. Эманация первого уровня инобытия являет собой тонкий мир – субтильную и континуальную реальность идеальных сущностей, которые подчинены закону убывающей градации. Вторая эманация есть дискретный мир копий, эмпирическая реальность материальных тел. Но это наименее подлинная действительность, поскольку материя максимально отдалена от бытия и почти является не-бытием. Идеальны в таком мире только анимы, ибо они иррадиированы из первого инобытия. Познать все это можно только лишь умозрительно, но способность к этому проявляется различно: существуют ментальные типы (гилик, психик, пневматик), что в разной степени к этому обращены. Следовательно, интеллектуальное познание дано не всем. Способность к дианойи есть отличительная черта пневматиков и психиков, поэтому она выделяет их из основной массы гиликов (соматических людей). Эта способность открывает дивный мир идеальных сущностей, но омрачает сознание любого, кто созерцает фактом того, что эмпирическая реальность – это мир копий. Но таково Познание…         

Цитируемая литература:

1. Платон. Диалоги. Афоризмы. – М.: Эксмо, 2018.
2. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1989.
3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма – М.: Искусство, 1966
4. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб.: Наука, 1994.
5. Успенский П.Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992.
6. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990.
7. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. – М.: Канон, 1997.
8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – М.: Академический Проект, 2008.
9. Платон. Сочинения в трёх томах. Т.3. Ч.2. – М.: Мысль, 1972.
10. Плотин. Эннеады. – К.: УЦИММ-ПРЕС, 1995.
11. Безант А. Древняя мудрость. (Очерк теософских учений). – М.: Интерграф Сервис, 1992.
12. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994.
13. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – СПб.: Алетейя, 2000.
14. Штейнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. – М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2000.
15. Штейнер Р. Теософия. – М.: Эксмо, 2002.
16. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В двух томах. Т. 1. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; СЕРГЕЙ ТАРАСЕВИЧ, 1994.
17. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В двух томах. Т. 2. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.


Рецензии
Интересный текст - прочитал с удовольствием. Вопросов к нему, конечно, много, но задам один: вы задаете типизацию человека: пневматик, психик, гилик. Каким образом человек становится тем или иным типом?

Леонид Балиев   14.06.2021 18:04     Заявить о нарушении
Честно сказать, затрудняюсь ответить прямо. Вполне возможно, что данная концепция ещё нуждается в доработке. Но благодарю Вас за точное критическое замечание...

Илья-Вадимович Дацкевич   15.06.2021 20:52   Заявить о нарушении