Людвиг Ван Бетховен

Бетховена знают в массовой культуре как известного классика, который внес колоссальный вклад в мировую историю музыки, несмотря на низкий интерес к этой персоне. Немецкий композитор, пианист, скрипач, дирижёр и последний представитель венской классической школы, которая являлась образцом высшей инструментальной музыки, где явно отражается естественный универсальный художественный образ, подкрепленный интеллектуально. Будучи ключевой фигурой в своем жанре между классицизмом и романтизмом, Людвиг дал движение новой эпохе, значительный вклад к которой выразил в симфонизме, где передается максимальная гармония всестороннего раскрытия художественного замысла. Интерес к его творчеству несомненно представлен в сонатной циклической академической форме симфоний для оркестра, который привлекает интеллигентные слои населения.

Музыка пропитана всевозможными изощренными способами донесения глубинного чувственного замысла произведения, примеры которого можно найти в литературе и живописи, таким образом подтверждая сродство и правомерность с западной европейской культуры, находящей отклик у настоящей элиты общества. В композициях на удивление четко прослеживается сюжет, как будто представляешь события, наполненные переживаниями, но, к сожалению, только театральные. Можно обозначить важность его творческой деятельности, передающей некую манеру и дух давно забытой цивилизованной эпохи, но в данный период этот отголосок останется лишь фоном и объектом изучения.

Бетховен родился в Священной Римской империи в Кёльнском княжестве города Бонн, современной территории Германии, в 1770 году и приучался к своей сфере творчества с самого раннего детства, начиная с занятия вокалом, не без помощи отца, который хотел сделать из него «второго Моцарта», что было неправильно, ведь подражание и сравнение здесь неуместны, потому что стал этот человек не менее знаменитым и самобытным в своем стиле. К слову сам Моцарт однажды встретил его, послушав импровизацию подростка, и воскликнул «Он заставит говорить о себе!», что подтверждает авторитетность композитора. Многие говорили и до сих пор считают, что именно талант проявил себя в музыке, но стоит признать, что должное усердие и проделанная кропотливая работа сделали из него великую личность. Людвиг уже в юном возрасте изучил несколько языков, включая латынь. Признавался, что «с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи». Увлекался чтением (Гомер, Плутарх, Шекспир, Гёте, Шиллер) и играл на многих инструментах, среди которых был виртуозом на пианино. Он был добрым, но при этом суровым человеком принципов, что подтверждает его отношение к власти, воспевание Великой французской революции и случай, когда он резко отказался играть «перед свиньями», которые на публике во время выступления начали разговаривать. Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет, а лишился слуха только к 48 года, когда заканчивалась карьера. С возрастом. Из-за глухоты редко выходил из дома, становясь угрюмым и замкнутым. Третью симфонию «Героическая», о которой Чайковский говорил, что «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена», хотел посвятить Наполеону, но не стал, узнав о его тиранских наклонностях. Ближе к концу жизни Людвиг исполнил такое, что овация была настолько яркой и продолжительной, что сравнима лишь с приветствием императора. Популярность была настолько велика, что жесткое правительство того времени не решалось его трогать, несмотря на радикально критичные взгляды на власть. Из-за долгов пытался совершить самоубийство, но безуспешно, пуля лишь оцарапала кожу. Здоровье резко ухудшилось и Бетховен умер на 57-ом году жизни в 1827 году в Вене. Более двадцати тысяч шли за гробом и прозвучал Реквием, и сказано, что «он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного». Осталась неоконченная десятая симфония, из-за чего появилась идея завершить её при помощи алгоритмов искусственного интеллекта на 250-летие дня рождения к декабрю 2020 года. Стоит отметить, что Людвиг проявил себя и в качестве чуткого и внимательного педагога, а его образ можно найти в кинематографе, равно как и в одноименном романе француза Ромена Роллана, которого удостоили за это Нобелевской премии в 1915 году, где этот композитор был прототипом главного героя.


Рецензии