Справедливость по древнекитайским традициям

     Категория справедливости является неизменным атрибутом отношений между людьми в обществе и подразумевает соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе. А также соответствие между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Когда прежние принципы справедливости не устраивают большинство членов общества, появляются другие принципы и законы жизни.

     Содержание этого понятия отличается не только в разных цивилизациях и культурах, но и постоянно меняться в процессе исторического развития одного и того же общества.  В Древнем Китае изначально утверждалось стремление к высшему этическому порядку, основанному на дисциплине поведения: подчинении младших - старшим, низших - высшим, незнатных - благородным, обуздании своих чувств, осознании иерархических дистанций. Общественный порядок держался на силе традиций, соблюдении этикета и церемоний.

     Среди различных школ китайской мысли конфуцианская школа на передний план ставит этическую, морально-нравственную сторону жизни общества. В конфуцианстве есть несколько ключевых понятий и одним из таких понятий является гуманизм.

     Следует отметить, что «человеколюбие» наиболее точно передает основное значение гуманизма. Когда ученик Фань Чи спросил Конфуция о смысле понятия, Конфуций коротко ответил, что это означает «любить людей, по справедливости относиться к людям!»

     Значения правил и традиций весьма объемны и включают отношение к родственникам и сородичам, а это сыновняя почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность, постоянное стремление к внутреннему самосовершенствованию, вежливость и прочее.  «Правила поведения, играют не только роль морального кодекса для самого человека, но в то же время призваны служить государству посредством правил и законов поведения» -  говорил Конфуций.

     Он считал, что важнейшая задача того, кто управляет государством и хочет, чтобы народ уважал его, должен обладать высокой нравственностью, чтобы достичь в Поднебесной гармоничной и стабильной обстановки. Эта точка зрения Конфуция совершенно определённая и его позиция абсолютно отчетлива: государь стоит над чиновниками, высшие над низшими, Конфуций всемерно отстаивает иерархию как социальную справедливость, но перед законом все должны быть равны!

     Поэтому одни считают справедливым подчинение закону независимо от его справедливости, а другие, что справедливость в обществе может быть только при справедливых законах! 

     В учении Конфуция был создан образ идеальной личности в лице человека благородного. При обсуждении нравственных качеств такого человека требуется, чтобы такой человек был справедливым. Конфуций утверждал, что благородный человек должен поставить справедливость на первое место своих личных морально-нравственных качеств, рассматривать ее как основное свойство нравственности.

     Конфуций выделял благородство и справедливость в качестве основы нравственного совершенствования, рассматривал личность и общество как единое взаимопроникающее целое, считая, что только люди обладающие такими качествами, то есть стремлением к справедливости, должны занимать высокое социальное положение и своим благородством показывать пример другим! А когда у большинства народа появится это свойство, то именно в этом случае в обществе может реализоваться социальная справедливость, ибо меньшинство должно подчиняться законам большинства!

     Конфуций утверждал: «Только когда правитель справедливо управляет, народ может радоваться».  Так же он провозглашал: «Не беспокойтесь о том, что вам досталась малая доля, а беспокойтесь о том, чтобы вам досталась справедливо заработанная вами доля, не беспокойтесь о бедности народа, а пусть вас беспокоит нестабильность и несправедливость в обществе».      

     Это показывает, что в учении Конфуция изначально провозглашались нормы социальной этики в качестве социальных и политических требований. Понятие справедливости у Конфуция, с политической стороны, требовало в управлении страной справедливости, соответствия истине и в то же время отсутствия равенства между людьми.

     Благодаря этому конфуцианское учение полностью совпадало с интересами правителя. Эта концепция в политической этике древнего Китая занимала господствующее положение. С этической стороны понятие справедливости реализовывалось в идеальной нравственности поведения человека благородного.


     Другой китайский мыслитель, Мэн-цзы предположил, что человек по природе добр от рождения, то есть изначально люди одинаковы и им всем присуща добродетель. Он считал, что «если приложить все старания для воспитания своим примером, то люди могут превратиться в мудрых и талантливых».

     Мэн-цзы полагал, что человек потому и является человеком, что он стремится к человечности и справедливости, к нравственности и мудрости. Кроме того, он раскрыл внутреннюю связь между человечностью, справедливостью и нравственностью. По учению Мэн-цзы, гуманизм имеет коренное, фундаментальное значение, а справедливость является выражением гуманизма и подходом к позициям высоких нравственных норм. Поэтому справедливость имеет наибольшую значимость для соединения в людях человечности и нравственности.

     Однако в реальности есть благородные и худородные, также есть старшие и младшие, а признавая различие благородных и людей низкого происхождения, богатых и бедных в существующем обществе, он полагал, что для того чтобы превратиться в благородных людей, необходимо вкладывать всю душу.  А это значит, что каждому необходимо заниматься самовоспитанием и такое внутреннее совершенствование и закалка позволят достигнуть внутренней святости и величия.

     Таким образом, можно отметить, что Мэн-цзы, как и Конфуций, рассматривал стремление к справедливости в качестве составной части нравственности личности. Он, развивая идеи Конфуция полагал, что справедливость является внутренним проявлением изначально доброй природы человека. Такое понимание справедливости основывается на предположении о равном добром начале личности. При этом Мэн-цзы игнорирует факт неравенства людей в реальной жизни, надеясь реализовать справедливость в обществе путем нравственного совершенствования личности. В целом понятие справедливости у Конфуция и Мэн-цзы является прогрессивным для того времени.


     Заметно отличается от конфуцианского понимание справедливости представителями древнекитайской школы политической мысли «фацзя» (школа легистов, законников).

     Данная школа уделяла особое внимание праву, ибо прав в обществе без законов не бывает. Основа доктрины легизма —  «управлять государством по закону»! Это учение о безусловном главенстве закона и права в жизни государства и общества.

     В данном учении, как и в конфуцианстве, в центре была монархическая власть. Но Конфуций предполагал, что правитель должен управлять государством путем повышения нравственности самих людей, а легисты, в отличие от Конфуция, выступали за введения главенства в государстве ЗАКОНА, а не монарха, который тоже должен следовать за буквой закона!  Но кто должен быть автором ЗАКОНА?

     Гуан Чжун в своем трактате выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим искусством правления».

     И хотя идея Гуан Чжуна о всеобщем равенстве перед законом доходила до верховенства закона над правителем («закон стоит не под, а над государем»), тем не менее, он настаивал, что вся полнота политической и экономической власти должна быть сосредоточена в руках монарха. Сам государь ставил себя выше закона и был вправе издавать законы и требовать их исполнения.

     Не такого ли правления хотят и россияне?  Они уже, наверное, забыли, как разные монархи в лице царей и генеральных секретарей всегда по своему разумению правили народом России, издавая законы под себя и своё окружение, а не для справедливой жизни народа России…

     По мнению легистов, человеческая природа заключается в погоне за выгодой и в предотвращении ущерба! А система мер поощрений и наказаний должна регулировать проявление злой природы человека в нужном для развития социальной справедливости направлении, и это некоторые философы считают основным методом управления народом. Именно так можно улучшить морально-нравственные черты человеческой породы, используя этот метод в интересах развития социального государства!

     Исходя из этого, применение большого наказания - это источник силы государства и залог искоренения преступлений, принцип «искоренения наказания через наказания» - смертная казнь за проступки повлёкшие серьёзные последствия. Этим невозможно улучшить человеческую породу, но полезно в государственных интересах.

     Легизм развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством. Все традиции, ученость, ритуал, музыка, письменность были признаны вредными, отвлекающими народ от главных занятий - земледелия и войны.

     Там, где легисты были у власти, привилегии аристократических родов были отменены, все люди ценились только по их заслугам перед обществом, а не в соответствии с происхождением и это были своего рода китайскими кибуцами. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

     Представители позднего легизма, в частности, Хань Фэй, считали, что защита морально-нравственных устоев при помощи ритуалов в системе иерархии есть несправедливость и отсталость.

     Они признавали необходимость каждому иметь основные средства для жизни и служебные должности по способностям и заслугам. Это, по их мнению, и есть справедливость. Можно отметить, что легисты внесли важный вклад в юридическое понимание справедливости, выдвинули важный принцип «все равны перед справедливостью закона».

     Они подвергали резкой критике существующую несправедливость социальной иерархической системы, приняли ряд конкретных мер для защиты справедливости. Однако, исходя из понимания справедливости в легизме, они рассматривали справедливость лишь как категорию закона. Они с пренебрежением относились к морально-нравственному воспитанию личности, поэтому у них справедливость потеряла моральное значение. Осуществление справедливости, по их мнению, возможно только через законы и правителя.


     Иным, чем у конфуцианцев и легистов, было понимание справедливости у представителей даосской школы древнекитайской мысли. Лао-цзы, древнекитайский философ VI-V вв. до н.э., один из основателей учения даосизма, в отношении справедливости выдвинул следующее толкование.

     В первую очередь, если вера в справедливость существует исключительно для малочисленной группы власть и богатство имущих, то это значит, что такая справедливость ущербная и антинародная!  Лао-цзы в своей концепции справедливости отметил, что понимание справедливости правящим классом отличается однобокостью.

     Поэтому историк Фань Вэньлань полагал, что взгляды Лао-цзы носят революционный характер. Он заявил внешний протест против системы, в то время как Конфуций пытался усовершенствовать систему изнутри. Лао-цзы считал справедливость тем средством, благодаря которому можно достичь человеческого идеала: именно в справедливых условиях всё будет находиться в гармонии. А потому, если трудно контролировать состояние хаоса, то это связано с несправедливостью.

     В противоположность Мэн-цзы, он полагал, что человек от природы необщителен, а общительным и добродушным он может быть только благодаря воздействию воспитанием и практической деятельностью. Сюнь-цзы писал, что в отличие от животных, человек может образовать согласованную, упорядоченную организацию жизни общества.

     Необходимость формирования такой организации в том, что у людей есть различия по ответственности перед обществом и по благополучию.  Но такие различия могут существовать! Он говорил, что справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому человеку по его заслугам перед обществом и тогда общество сможет сохранить гармонию.

     Согласно Сюнь-цзы, понятие справедливости направлено на так называемую «дифференцированную справедливость». С целью обеспечения такого вида справедливости он предлагал, что для справедливого управление государством в обществе должны быть справедливые законы.  А чтобы законы считались справедливыми,  их обсуждение и утверждение должно быть доступно для всех дееспособных членов общества, то есть демократическим.

     Кроме этого, достичь «дифференцированной справедливости» можно через возможности социально справедливых экономических взаимоотношений всех граждан общества через создание целого ряда совершенных систем социального обеспечения.  То есть чтобы для неспособных трудиться, то есть такие социально уязвимые категории населения, через государственные органы такие люди содержались по минимуму питанием и одеждой, чтобы таких не бросали на произвол судьбы.

     В понимании справедливости Сюнь-цзы продолжал традиции Конфуция, но его концепция отчетливее заостряла внимание на реальностях общества и реальных сторонах природы личности. Справедливость, полагал Сюнь-цзы, - это не только критерий нравственности человека, но и нравственный критерий социальной системы. Сущность справедливости субъективна и вместе с тем объективна по внутренней и внешней политике общества. Фактически, Сюнь-цзы завершил процесс формирования конфуцианской концепции справедливости, привнеся в нее прогрессивные идеи даосизма и легизма, синтезируя оба понятия в единую человеческую ценность.

    
     В философии древнего Китая, начиная с Конфуция, на протяжении тысячелетий в сознании людей господствовало понятие нравственных норм и правил поведения по вековым традициям и ритуалам, пронизывающих все слои общества. Из поколения в поколение эти идеи, прививаемые с молоком матери, воспитывали в людях восприятие существующего мира как должного порядка, как справедливость, данную свыше, как фактор стабильности общества и безопасности жизни. Строгая иерархия в обществе, подразумевающая безоговорочное подчинение по старшинству и строгое самоограничение в рамках традиций и ритуалов, не предполагала выдвижения интересов отдельного человека как объекта для обсуждения.

     В древней истории китайской цивилизации понятие справедливости носит особый, характерный именно для нее смысл, а значит и справедливость, и совершенствование человека путем постоянного ограничения, должно быть по его древним традициям и нравственным нормам, тем самым проявляя гуманизм, равноправие и социальную справедливость, сохраняя существующую иерархию в семье и государстве, обеспечивая его стабильность и процветание!

     Литература.

     1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981.

     2. Древнекитайская философия: в 2-х т. -Т. 1. - М., 1972.

     3. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.

     4. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.: Изд-во «Наука», 1981.


Рецензии
Абстрактные понятия типа справедливости придуманы для затуманивания разума.А большее получает тот,кто вкладывает в дело больше физических сил и ума.А впрочем нужно разбираться в каждом конкретном случае.
Мой дед жил в месте,где разливы реки часто уничтожали урожай.У него хватило ума перебраться в место в стороне за пять километров.Пришлось корчевать лес для огорода,но в новом месте затопления никогда не было и урожай был хорошим всегда.

Позднее я познакомился с жителями затапливаемой деревни Ивановичи.По моим наблюдениям это были олухи царя небесного.
В частности в одной из изб ,которую я там посетил весь потолок вечером был покрыт сотнями мух...

Виталий Поляков 2   30.01.2022 08:07     Заявить о нарушении