Озарение
Вот как описывается процесс пробуждения принца Гаутамы, когда он сидел под деревом Бодхи.
«К заходу солнца вся армия Мары (Мара, демон, мешающий просветлению) исчезла из виду. Ничто не нарушало медитации героя, и к первой ночной страже он познал все, что было в прошлых существованиях. Ко второй страже он узнал все о нынешней жизни всех смертных. К третьей страже он понял цепь причин и следствий.
Теперь он ясно видел постоянную цепь перерождений для всех созданий. Вне зависимости от того, принадлежал ли человек к высшей или низшей касте, следовал ли он путем добродетели или порока, Сиддхартха видел его проходящим через круг существований, определяемый собственными его деяниями. Тогда герой подумал:
Сколь ничтожен мир, который рождается, стареет и умирает лишь для того, чтобы снова возродиться для старости и смерти! И человек не знает, как выйти из этого круга!
Пребывая в глубокой медитации, он сказал себе:
В чем причина старости и смерти? Причина старости и смерти в рождении. Старость и смерть существуют благодаря рождению. В чем же причина рождения? Рождение происходит и действует благодаря существованию. В чем причина существования? Существование обусловлено привязанностями, оно реализуется благодаря привязанностям. В чем причина привязанностей? Их причина в желании, они существуют благодаря желанию. Что вызывает желание? Желание вызывается ощущением, оно существует благодаря ощущению. В чем причина ощущения? Оно возникает вследствие соединения и существует благодаря соединению. Где истоки соединения? Истоки соединения в шести чувствах, соединение существует благодаря шести чувствам. В чем причина шести чувств? Они берут начало и существуют благодаря названию и форме. Откуда берутся название и форма? Они происходят из восприятия и существуют благодаря ему. Что порождает восприятие? Восприятие происходит из впечатления и существует благодаря впечатлению. Что же можно сказать о впечатлении? Впечатление происходит из невежества и существует благодаря невежеству.
Он размышлял:
Таким образом, невежество лежит в основе смерти, старости, страдания и отчаяния. Преодолеть невежество означает преодолеть впечатление. Преодолеть впечатление означает преодолеть восприятие. Преодолеть восприятие означает преодолеть название и форму. Преодолеть название и форму означает преодолеть шесть чувств. Преодолеть шесть чувств означает преодолеть соединение. Преодолеть соединение означает преодолеть ощущение. Преодолеть ощущение означает преодолеть желание. Преодолеть желание означает преодолеть привязанность. Преодолеть привязанность означает преодолеть существование. Преодолеть существование означает преодолеть рождение. Преодолеть рождение означает преодолеть старость и смерть. Существовать — значит страдать. Желание ведет нас от рождения к перерождению, от страдания — к другому страданию. Смирив желание, мы предупредим рождение, значит, предупредим страдание. Ведя жизнь, исполненную святости, мы можем смирить желание и, таким образом, пресечь поток рождений и страданий.
К восходу солнца благороднейший из людей стал Буддой.
Он воскликнул:
Я прошел неисчислимые рождения. Напрасно я искал в прошлом строителя дома. О, эта пытка вечного перерождения! Но я вижу тебя в последний раз, создатель. Ты больше не построишь свой дом. Стропила сломаны, старые стены пали. Древние скалы содрогаются от предчувствий:
разум прикоснулся к нирване; нет больше рождений, потому что нет больше желаний!
Двенадцать раз содрогнулась земля, мир раскрылся, как огромный цветок. Боги запели:
Наконец пришел тот, кто принесет свет миру, пришел тот, кто защитит мир! Слепые глазницы Вселенной наконец-то прозрели, их заполнил яркий свет. О Победитель, ты насытишь алчбу всех созданий. Ведомые горним светом Закона, смертные достигнут берегов избавления. Ты принял этот светильник, иди же теперь и рассекай тьму вокруг!»
Описание двенадцати нидан, т.е. фаз процесса вращения в самсаре, приведено выше. Согласно традиционному повествованию, это открытие Будда совершил, находясь в глубокой медитации под деревом бодхи. Большинство интерпретаторов этого учения объясняют его на основе процесса последовательного воплощения человека в процессе реинкарнации. Однако в некоторых современных книгах буддистских мастеров, например «Путь с сердцем» Д. Корнфильда, указывается, что эту схему можно точно также применить и для рассмотрения процессов, происходящих в психике человека.
Оба подхода являются совершенно равнозначными. Отличаются они только выбором масштаба времени. В первом случае единицей времени является человеческая жизнь и рассматривается последовательность воплощений. Во втором, случае базисом является психологическое переживание и появляется возможность анализировать последовательность психических процессов внутри человека. Идея разного масштаба времени является традиционной для древней индийской философии и хорошо изложена, например, в «Вишну Пурана».
По мнению автора, большинство указаний во всех религиозных текстах относится к внутреннему психичечкому пространству. То есть даются указания по интровертной работе со своей психикой. Не понимание этого приводит к созданию экстравертных религий со сложной обрядностью и жесткими религиозными догматами.
Какой интерпретации придерживался сам Будда сказать трудно. Известно много примеров, когда он для объяснения ситуации, использует теорию перевоплощения. И с другой стороны, известно также, что он не поощрял метафизические рассуждения своих учеников, и говорим им «Ты ранен стрелой. Я принес тебе лекарство, а ты, вместо того чтобы принять его и выздороветь, начинаешь меня спрашивать какая стрела, из чего она сделана и т.д.». Эти сюжеты могут навести на мысль, что второй подход Будда также видел и старался научить ему своих последователей.
Таким образом, мы рассматриваем процесс переживания событий личностью и используем для его описания двенадцать фаз, которые открыл Будда. Вот перечень этих нидан, порожденных Неведением:
Впечатление,
Восприятие,
Имя-форма,
Шесть чувств,
Соединение с предметами,
Ощущение,
Желание,
Привязанность,
Желание существования,
Рождение,
Старость,
Смерть.
С предлагаемой точки зрения, это фазы процесса восприятия, которые описывают процесс работы психики человека. Анализ работы этой цепочки начнем с последнего пункта.
Когда переживание умирает, оно оставляет в душе след, являющийся квинтэссенцией этого переживания. Это и оценка его в целом и некоторые запомнившиеся особенности, которые характеризуют прошедшее событие и его восприятие индивидуумом. Когда в будущем появляются благоприятные условия, из памяти поднимается воспоминание об этом переживании, основанные на этом следе. Таким образом, оказывается сформированным некоторое Впечатление о реальности. Впечатление требует дополнительного Восприятия поступающей информации. Для этого воссоздается Имя-форма, связанная с особенностями накопленного опыта. Имя-форма связывается с Шестью чувствами, которые напоминают о прошлых ощущениях. Происходит Соединение органов чувств с действующими предметами чувств и возникает новое Ощущение. Ощущение порождает Желание продлить это ощущение. Отсюда возникает Привязанность к возникшему ощущению. Эта Привязанность стремится проявить и реализовать себя в мире, таким образом зарождается Желание осуществления. Это Желание ведет к Рождению очередного переживания, Старению ощущений в рамках этого переживания и Смерть переживания. Таким образом, круг замыкается.
Попробуем проанализировать недостатки этого круга, которые ведут к ослеплению сознания. Обратим внимание на пункт Желание, который следует за пунктом Ощущение. В этот момент действует Эго, которое обусловлено понятиями двойственности. Именно желание Эго получать удовольствия или избегать неприятностей служит причиной возникновения Привязанности.
Если обратиться к тексту «Бхагавадгиты», то основное условие духовного развития предполагает преодоление понятий двойственности и выработки равного отношения к событиям (гл. 12.11 – 12.12 и др.). Совершенно аналогично Будда говорит: «Желание ведет нас от рождения к перерождению, от страдания – к другому страданию. Смирив желание, мы предупредим рождение, значит, предупредим страдание.». Итак достигнув ровного отношения к происходящим событиям, мы смиряем желание, ограничиваем процесс возрождения Эго и таким образом достигаем просветленного состояния сознания.
Как отмечалось в размышлениях на главу 7 Бхагавадгиты (7.16), из четырех типов праведных людей, которым полезно применение учения Кришны, Будда Гаутама представляет собой первый тип людей, которые очень остро переживают существование в этом мире как страдание. Поэтому, видна явная аналогия между этими двумя великими учениями. Именно укрощение желания и разрыв двойственности, как основные техники духовного развития.
Разорвав круг перерождений Эго, мудрый человек говорит «Это гуны вращаются в гунах, и ни к чему не привязывается» (2.28, 13.23). «Я ничего не свершаю» (5.8) и «Органы чувств общаются с предметами чувств» (5.9). Предоставив все действиям природы, он уходит в область бесскорбия (2.51). Из этих замечаний видно насколько близки по духу учения этих двух великий просветителей человечества.
Свидетельство о публикации №221061201623