Рецензия на спектакль Чудесный грузин в МХАТ имени

Уже до премьеры началось много споров по поводу спектакля «Чудесный грузин», премьера которого состоялась 11 и 12 июня 2021 года в МХАТ имени Горького.

Мне кажется, что театр сделал революционный и смелый шаг. Многие недоброжелатели МХАТ имени Горького критиковали постановку за то, что режиссер пригласил участвовать певицу Ольгу Бузову, с которой было несколько скандальных моментов (например, в конце мая якобы зрители Волгограда возмущались, что она вышла пьяной на концерт). Не буду это обсуждать, так как не был свидетелем, но на премьере она смотрелась прекрасно и вызывала добрые улыбки зрителей. Сцены с ее участием действительно были забавны.

Почему вызвал много споров спектакль? Возможно из-за того, главное действующее лицо Сталин, и он показан в положительном образе. Действительно он предстает прекрасным тактиком, гениальным революционером-марксистом, сумевшим поднимать за собой массы.

При этом документальных свидетельств событий революционнйо деятельности и операции, которую проводил Иосиф Джугашвили в Батуми, осталось очень мало. И руководство МХАТ имени Горького проявило четкую позицию по отношению Сталина.

- Я считаю, что мало издается книг о Сталине, мало снимается фильмов о нём, - высказался перед премьерой художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков. – Я считаю, что это большая величина в нашей истории, который мог поднять из руин страну и вывести на лидирующие позиции в мире.

Пьеса повествует о том, как к началу XX века в Грузии действовала группа революционных социал-демократов «Даси», в которую входил Иосиф Джугашвили. Группа была против независимости грузинской социал-демократической организации и стремилась к объединению с российской социал-демократической партией. В 1901 г. волна экономического кризиса охватила и Грузию. К тому же был неурожайный год, налоги повышались, крестьянство стало разоряться и уходить в города на предприятия. Первомайская демонстрация 1901 года в Тифлисе ознаменовала начало открытого революционного движения на Кавказе. Для партийной работы туда был направлен И. Сталин, который развернул подготовительную деятельность по созданию социал-демократической организации. 31 декабря 1901 года в доме рабочего Ломджария под видом встречи Нового года состоялась конференция батумских социал-демократических кружков. Конференцией руководил И. Сталин. На ней был избран Батумский Комитет РСДРП.

Уже в январе 1902 года состоялась крупная забастовка рабочих завода Манташева. Напуганные местные власти в феврале 1902 года уволили с завода Ротшильда 389 рабочих, подозреваемых в сочувствии революционным идеям. В ответ на это 27 февраля вспыхнула крупная забастовка на заводе Ротшильда. Из Кутаиси в Батуми прибыл Кутаисский военный губернатор, генерал-майор А. А. Смагин, который вызвал представителей рабочих и потребовал прекратить забастовку. Но рабочие отказались выполнить требование губернатора. Тогда правительство прибегло к репрессиям: было арестовано 32 рабочих, начались массовые увольнения. Батумский комитет РСДРП призвал рабочих к открытому политическому протесту. 8 марта состоялась демонстрация рабочих с требованием освободить арестованных участников забастовки. Войска и полиция арестовали сотни демонстрантов. 9 марта Батумский комитет РСДРП вывел на улицы более 6 тысяч человек. Арестованным рабочим удалось вырваться и присоединиться к демонстрантам. Солдаты открыли огонь. Было убито 14 и ранено 50 рабочих. 12 марта, в день похорон жертв царских палачей, была организована новая рабочая демонстрация году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП.

В 1903 году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП. После II съезда РСДРП и грузинское социал-демократическое движение разделилось на два крыла — большевистское и меньшевистское. Лидером большевистской фракции стал Иосиф Джугашвили.

- Пьеса Андрея Назарова оказалась очень важной для театра, - считает Эдуард Бояков. - Автор очень глубоко и емко показал, что нужно платить за победы, подобные той, которую одержал Сталин в Батуме или на ХIII съезде РКП(б): когда ты жертвуешь ферзя, устраиваешь этот блеф — ты не только платишь фигурой и репутацией, ты платишь любовью, человеческими сутевыми вещами, разрушая тем самым жизненный уклад людей. При этом представители традиционного общества — три человека, являющиеся абсолютно чистыми, романтичными, прекрасными — отец Сильвестр Ломджария, его сын и дочь — погибают. Для меня это смерть традиционного общества. Художественное решение спектакля — грузинское многоголосье, лезгинка, бои, живая национальная музыка — это не попытка заинтересовать зрителя, это как раз исследование традиционного общества, где люди сидят за столом, и трапеза их является продолжением литургии, общества, где люди поют, танцуют, как дышат, читают и пишут стихи, рассуждают о Боге, потому что не могут этого не делать, где понятия чести, дружбы, верности, правды являются священными. Именно разрушение этого общества доставляет боль. Задача художника, если мы имеем в виду спектакль «Чудесный грузин», как раз в провокации, в приглашении к полемике. То, что мы не сталинисты, очевидно. То, что мы видим в этой истории зарождение дьявольского цинизма, это очевидно. Мы исследуем, мы ставим вопросы. А обсуждать этот спектакль, эти идеи — задача зрителей.

Можно по-разному относится к фигуре Сталина, но постановка была масштабной, в ней было задействовано более 50 актеров. В нынешние времена театры стараются выбирать пьесы, где действующих лиц по минимуму. Но эта, конечно впечатлила размахом.

Начинается она с повествования съезда ВКП(б) – Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков, где должно было зачитываться письмо Ленина о том, чтобы его не переизбирать руководителем ВКП(б). Сталин осмысливает ситуацию и проявляет себя тактиком. Уже в конце пьесы вновь съезд и Сталин выступает с речью, что устал и просит освободить его от должности. Секретарь просит проголосовать. Интересный ход: члены съезда – якобы зрители и должны поднять руки. Конечно, поднимались вверх за то, чтобы Сталина переизбрали. Я не поднял. Когда я вышел из театра, то искренне зауважал постановщиков за их жизненную позицию. Ныне сказать, что Сталин герой, дорогого стоит.

- Сталин — это человек очень волевой: что говорил, то и делал, - прокомментировал автор пьесы Андрей Назаров. - Это человек особого практического ума, как его называют некоторые историки — суперменеджер. В нашей истории главный герой Иосиф говорит далеко не все, что думает. Он большевик с определенным жизненным опытом, но он еще очень молодой человек. В тот момент, когда он приезжает в Батум, он оценивает обстановку, разрабатывает план действий и начинает его осуществлять. Кроме того, он приезжает в один Батум, а уезжает из другого Батума, сделав свое черное дело: превратив уютный теплый мирок с вином, с морем, с красками, в котором каждый мечтал бы жить, во что-то страшное. Изменяется мир — изменяется и Иосиф. В конечном счете эта пьеса - путь предательства, потому что люди, с которыми он сталкивается, все становятся его инструментами, и человеческие отношения для руководителей такого склада ничего не значат: если есть задание сверху, будут преданы все. Иосиф Сталин не очень рад был вспоминать то время по причинам, которые обозначены в пьесе. Об этом времени не осталось ничего, никаких документальных свидетельств, кроме общеизвестной информации. Восстановить это невозможно. Колесо прокатилось по архивам и уничтожило все реальные факты. Наша история интересна прежде всего анализом индивидуальных изменений личности. Но она является и неким предупреждением. Мирок, который существует в начале пьесы с милым рабочим движением, с посиделками, с цитированием Карла Маркса, с тостами за победу над империализмом, — так все это могло бы и продолжаться, если бы не появилось малое количество других людей: всего 20—25 тысяч большевиков совершили октябрьскую революцию.

- Мне бы очень хотелось, чтобы зрители после просмотра спектакля «Чудесный грузин» поняли главное: как легко манипулировать человеком и к каким страшным последствиям это приводит, - высказал своё мнение режиссер Рената Сотириади. - Мне как режиссеру интересно создавать спектакль не только о незаурядной личности, уже сформировавшемся человеке, но и исследовать становление такой личности, увидеть, на примере Джугашвили, как семинарист-романтик, ходивший с мамой по воскресеньям в церковь, знавший практически наизусть Писание и Псалтырь, превратился в Сталина, которого мы знаем.

Сталин обладал феноменальной памятью и дьявольским умением управлять толпой, умел использовать страх и слабости человека, он видел людей насквозь, буквально сканировал их. И легко ими манипулировал. Поэтому он за очень короткое время смог составить и осуществить свой дерзкий план, организовать массовые беспорядки. Его появление — начало трагических событий в Батуме, а затем и на Кавказе. Конечно, наш спектакль не только о становлении Сталина. То, что произошло в Батуме в 1902 году, легко проецируется и на сегодняшний день: так же манипулируют молодыми ребятами, их так же обманывают, используя в своих корыстных целях порыв молодых романтиков бороться за социальную справедливость.

Актеры тоже высказали активную жизненную позицию.

- Наш спектакль «Чудесный грузин» не документальный, а художественный, поэтому здесь много фантазии, - признался исполнитель роли молодого Сталина Георгий Иобадзе. - Мне, конечно, интересна эта личность. Я изучал материалы той эпохи, воспоминания. Какой мой Сталин? Мне бы хотелось это услышать от зрителей, я не люблю рассказывать про своих героев. Мне всегда интересно, когда зритель рассказывает про мой персонаж после спектакля, и тогда я радуюсь, если это совпадает с тем, что я вложил в роль, а впрочем — даже если не совпадает с моим видением.

А вот мнение исполнителя роли Ленина Максима Бойцова.

- Спектакль очень масштабный, яркий, колоритный, - высказался Максим Бойцов. - В нем показан Кавказ, где собраны разные народности, разные культуры, и я думаю, что это будет очень запоминающаяся постановка. На мой взгляд, Ленин — это своего рода взрослый Базаров. Он отличается от Сталина, он совсем другого типа. Сталин стоит на почве, которую подготовил Ленин, Сталин строит свое государство, свою власть. Я думаю, что Ленин был намного жестче других революционных вождей, с красным террором, с убийством царской семьи. Я читал, что в советское время артистам было очень страшно играть вождей: нужно было попасть в десятку. Передо мной ставилась задача добиться и внешнего сходства и внутреннего соответствия, но мы все равно за основу моей роли берем «маску Ленина», а не самого Владимира Ильича. Мой персонаж в пьесе оправдывает то, что совершается в Батуме, объясняет то, что делает Сталин и его окружение, ради какой цели. Реплики моего персонажа — это реальные цитаты из статей самого Ленина. Если говорить обо мне лично, я отношусь к фигуре Ленина неоднозначно. Он не был полжизни в России, все время находился за границей, написал немало фундаментальных трудов, кстати, актуальных и сейчас для всех этих оранжевых революций, для организаторов протестного движения, все это согласуется с работами Ленина: как взаимодействовать с полицией, как выходить на восстания. Самое главное, что из этого всего нужно понять и вынести для себя, я лично для себя вынес: любая революция или восстание несет за собой горе, смерть и голод. Я очень надеюсь, что я и моя семья не застанем такие времена в будущем.


Рецензии