Посвящается моему прадеду Постникову С. П

Сегодня ночью приснился мне мой прадед. Он пришёл ко мне молодым мужчиной, но я знала, что это он. На фото я его видела только уже в пожилом возрасте. Я была очень удивлена, потому как не снился ранее он мне никогда. И он мне сказал, чтобы я вспомнила его и сохранила его память. Здесь, я даю возможность авторам тоже узнать его, так как он был в своё время очень известным литератором, библиографом, публицистом.

      Сергей Порфирьевич Постников родился 1 июля 1883 года в Архангельске. Умер 29 января 1965 года в Праге.
      Эсер, литератор, библиограф, публицист, политический и общественный деятель, член Всероссийского Учредительного Собрания, один из основателей Русского Заграничного исторического архива в Праге. Узник гестаповских и чекистских тюрем...
     "Заветный Постников" - называл его Евгений Замятин.
     "Спасибо за добрую волю помочь..." - писала Марина Цветаева Сергею Постникову
     15 июля 1938 года в Прагу.
   
     В мае 1945 года чекисты схватили С.П.Постникова в Праге. Из сталинских лагерей он вышел в 1950 году. В 1957 году Сергей Порфирьевич уехал в Чехословакию.
16 ноября 1947 года, отбыв уже половину срока своего заключения, он обратился с письмом к В.Д.Бонч-Бруевичу, с которым он был знаком по Петрограду в 1917 году. В этом письме С.П.Постников, в частности, писал:
"За свою литературную жизнь я встречался со многими писателями, с некоторыми из них был дружен (А.Белый, Есенин был женат на моей секретарше З.И.Райх и др.) Я встречался с М.Горьким, А.Толстым, Блоком, Сологубом, Шишковым и многими другими..."

    В данной статье-памяти о моём прадеде, я публикую отрывки из его литературных воспоминаний, воспоминаний о поэтах и писателях того времени, сохранённых в семейном архиве моей бабушкой, заслуженной учительницей РСФСР и моей тётей, известной художницей, ныне живущей в Москве.

    "Прежде всего хочется указать на Ф.К.Соллогуба. Напечатанные у нас его триолеты по своей отделке и содержанию являются шедевром поэзии. Никто из наших поэтов не был так аристократичен по своей манере держаться, как этот сын прачки и сапожника. Но в нём самом, внутри, была "передоновщица". По его смерти остался дневник, который он никогда не хотел публиковать. Мой голос должен был решить, уничтожить этот, ужасный по своему садическому содержанию, дневник или сохранить его для потомства, как документ эпохи. Мне напомнили, что друг Байрона уничтожил его дневник... И всё-таки я смалодушничал и отказался от решения вопроса...
    Красивый и всегда молчаливый был Блок. На людях он не любил говорить. Но Иванов-Разумник рассказывал, что Блок мог целую ночь изливаться в дружеской, интимной беседе...
    Бывший хлыст, Н.Клюев производил впечатление хитрого мужичка. Но его талантливый сборник "Сосен перезвон", с предисловием В.Брюсова, поставил его в ряды первых поэтов...
    Талантливые поэты Мандельштам и Пяст настолько были захудалы и бедны, что если просили аванс, то не более пяти рублей...
    Был у нас напечатан цикл стихов А. Белого. Вот человек, которого и други и недруги называли гениальным. И, действительно, он производил сильное чарующее впечатление. Однажды в моём доме, в присутствии старых политических людей, он говорил на совершенно чуждую им тему антропософии. Я видел, как эти прожжённые люди слушали Белого: один даже раскрыл рот, настолько был заинтересован тем, что и как говорил Белый. Мне не хочется говорить о Белом мимоходом... Он всегда тепло относился к "заветному Сергею Порфирьевичу"...
    Совсем в ином стиле был другой наш постоянный сотрудник и друг редакции М.Пришвин, Страстный охотник, сын природы, он с ранней весны уезжал в деревню на охоту. Пришвин кончил агрономический факультет в Берлине, он не любил читать книги и читал, как книгу природу, а вместо музыки слушал пение птиц. Он был женат на неграмотной вдове-крестьянке, имевшей двух сыновей. Но Ремизов говорил, что Пришвин страшно хочет, во-первых, сделаться известным писателем, а во-вторых, жениться на балерине. Известным писателем он стал, а вот про второе ничего не могу сказать...
    Часто в редакции бывал А.М.Ремизов. Умный человек, тонкий ценитель искусства, вместе с тем, был большим шутником. Его шутки иногда порождали большие недоразумения в литературной среде Петербурга. Ремизов основал "Обезьяний орден" и наделял чинами и орденами своих друзей, и трудно было сказать, издевается он над ними или просто забавляется. Вся его квартира была увешена разными чёртиками, вычурными стилизованными рисунками и обязательной подковой у входной двери...
    Стихотворный отдел журнала, особенно после вступления Иванова-Разумника, был богато представлен символистами: Блок, Соллогуб, Белый, Брюсов. В "Заветах" был напечатан цикл стихов и акмеистов во главе с Гумилёвым. Мы печатали А.Толстого, И.Шмелёва, А.Чепыгина, Л.Андреева, К.Бальмонта, Б.Зайцева и многих других...
    Но "Заветы" славились не только тем, что давали произведения лучших писателей и поэтов, в них выводились новые молодые авторы...
    Е.И.Замятин был очень корректный, на все пуговицы застёгнутый, немного англизированный джентельмен. Но он мог быть большим и нежным другом, когда сходился с человеком. Замятин любил музыку, живопись и вращался больше среди художников и писателей...
    Постепенно я знакомился со старшим поколением народников, которые принимали меня ласково и обещали всякую свою помощь и сотрудничество. Среди них были Н.А.Морозов, Э.А.Серебряков, Л.Бух, Н.Быховский и многие другие..."

    Данными выдержками из литературных воспоминаний моего прадеда я отмечаю его здесь в нашем времени. Богата и насыщена была его жизнь, богата событиями и талантливыми творческими людьми. И эта память о нём живёт в моём сердце.
 

   


Рецензии
Ольга, какое это, наверное, удивительно ощущение - иметь такого предка!
Прочитала с большим интересом и волнением.
Спасибо тебе!

Маргарита Жемчужина   25.06.2021 17:06     Заявить о нарушении
О, Марго, рада тебя видеть здесь! Долго не отвечала... Погодка то у вас тоже, наверное, жаркая. Сегодня целый день на Каме купались и загорали... Я ведь ещё на стихире группу веду. На прозу уже времени не хватает. Авторы у нас все доброжелательные, общительные. Заходи к нам тоже в группу иногда... Подруги мои - Лунная Лисёна, Руслана Рада, Лера Мелихова классно пишет, Элла Бикеева, Евгения Рупп. А из мальчиков - Роман Скоморох, да все авторы хорошие. Ответят всегда!

А про прадеда моего, не так много знаю... Знаю только то, что сумела моя родная тётя восстановить. Она сейчас в Москве живёт. Художница - Нэлла Генкина. Можешь в инете глянуть. Цитаты я привела из книжки, которую она заказывала в печать, и где собрана информация про нашего предка. А сон - это правда...Известный человек был в своё время...
Спасибо тебе, дорогая! Тут личка работает... если что, пиши!

Ольга Руда   26.06.2021 19:33   Заявить о нарушении