Про цветы. Ирисы и другие действующие лица

 Акварель  автора  "Ирисы"

Ирисы и другие действующие лица
начало здесь http://proza.ru/2021/06/05/1025
 
“Дачу” мы приобрели в 1988 году.
Купились мы не столько на постройки и сад, сколько на пейзаж. Когда приехали смотреть-выбирать стояла глубокая осень. Саша, глядя с холма на баньку с заброшенным колодцем, заметил, что за нею что-то блестит, похожее на большую воду. Мы спустились и обнаружили озеро, а за ним ещё одно. Это собственно и решило всё. Саша - рыбак.

До этого дом в деревне можно было купить при условии выписки из Ленинграда. И только в 1986 году вышло постановление, по которому стало возможным приобрести  что-то жилое под дачу не прописываясь, но с особыми  положениями. При покупке вы подписывали договор, что будете сдавать государству определённое количество своей огородной продукции. Нас обязали сдавать одну тонну свёклы.

Участок, отведённый когда-то под огород  не культивировался лет 15 как минимум, земля - глина с тонким  плодородным слоем кое-где поросшая клочками травы.
И я и муж полные профаны в огородничестве потому что родственников в деревне не было и научиться негде было. Но мы храбро ринулись в бой. Свекла так свекла! Договорились о вспашке с местным трактористом за две единицы 40 градусной жидкости. В те годы огненная вода служила самой распространённой валютой. И везти её приходилось из Ленинграда, потому что талоны отоваривать можно было только там, где получили. В Ленинграде свои, во Пскове свои, в Печорах свои. По прописке. Тракторист обещал вспахать. Мы не знали что он приедет уже тёпленький и  расплатились, наивные, заранее. На какую глубину он поставил ножи - нам неведомо. Мы же доверились профи ...

Слышим - трактор кряхтел-кряхтел и вдруг замолк. Тишина. Смотрим на поле - трактор завалился на бок вместе с весёлым работником. Вывернул он тогда всю глину на поверхность с метровой, кажется, глубины. Мы тот участок несколько лет не трогали и только потом уже перекопали лопатами. Но это присказка, сказки впереди. :))

Мы чётко поняли, что надеяться на помощь местных нам рассчитывать не стоит. Даже за деньги. И я вручную вскопала небольшую полоску под окнами - посадила луковицы тюльпанов и нарциссов, а посреди двора на небольшой площадке посеяла однолетники- календулу, эшшольцию и маки, благо семенами подруга поделилась. В мае зазеленели поля вокруг. Зацвел куст сирени у дома, а в саду яблони, вишни, ирга, сливы и груши. Мы такого буйного цветения никогда не видели - чтобы рядом и всё  сразу.

Знакомясь с дальними рубежами, разведывая окрестности, пару раз наткнулись на заросшие фундаменты разрушенных строений и одичавшие сады, а в них и культурный лилейник, и фиолетовый аконит, и золотые шары. Ох, сколько я перетаскала корневищ, причём боялась землю стряхнуть и волокала тяжести. Но своя ноша не тянет да?


Оранжевые лилейники, простенькие голубые водосборы и люпины полевые  это конечно хорошо. Но хотелось красоты поярче и побольше. Это сейчас купить цветы не проблема.
 ЛЮБЫЕ.

  В конце 80-х, когда еды-то не было в магазинах... Какие цветы? Только  бабушки на рынках. Купила корни пионов. Четыре штуки. Книжку про цветы и овощи огородную перечитывать не стала, посчитав, что у сорокалетней женщины память хорошая. С полной уверенностью в своей правоте умудрилась я при помощи тяпки  прорыть ровные  квадратные шурфы 15 х 15 см глубиной 75 см. ПромерЯла! Точно 75 см! Четыре штуки. Опустила  на самое дно те корешки и засыпала землёй. Весной следующего года ничего не взошло. Всё лето ждала. Ну, как так? Перечитала книжные  советы. И смех и грех. Оказалось, что на ту глубину закладываются удобрения, а сверху гумусом присыпают, и только потом на 10 см от поверхности земли корни. И что теперь?Посмеялась над собой, да ещё книжек прикупила и не раз проштудировала советы. Учиться всегда интересно!

А на том месте соорудили небольшой парник для перцев. Благо это уже почти у стен сараев, что напротив дома. Через три года когда уже большая клумба в центре двора хорошо разрослась и привлекала внимание местных жителей двухметровыми “ворсянками”, из под парника проклюнулся росточек странный. Один! Один храбрый корешок оказался очень живучим и пробился на свет. Уж как я потом танцевала вокруг того кустика, как ухаживала за ним! И как он откликался на мою заботу:)) Боже мой, ароматные малиновые цветы того куста пионов поражали своим размером с тарелку. Не с блюдечко, а с хорошую глубокую тарелку.


***
Первые ирисы у себя на участке посадила жёлтые. Прогуливаясь по Печорам в ожидании автобуса до нашего хутора, увидела в какой-то канаве цветущие жёлтые ирисы. Душа взлетела от красоты и обрадовалась, что болотина ничейная. Выкопала.  Вместе с хлебом и продуктами привезла. И воткнула гордо цветы на самом высоком и сухом месте, рядом с маками. Все прижились и поначалу цвели хорошо и разрастались, а потом стали буйно размножаться листьями, но цвести перестали совсем. Дети выросли и дочь задумала заняться ландшафтным дизайном. Все мои  посадки она стала перекраивать и приводить в собственную систему. Первым делом соорудила прудик  из детского оцинкованного корыта и вокруг рассадила синие касатики. Ах, как они быстро стали расти рядом с водой. И тогда я вспомнила, что эти жёлтые  ирисы прекрасно растут в канавах, им просто необходима вода. Выкопала  все и пересадила на берег озера около нашей бани и в берег мочила воткнула. Божечки, как цветы обрадовались влаге и близкой воде! За два года куртинами плотными выросли и цвели, цвели  под серебряными нитяными ветвями ив.

*

Кстати, в Средние века на королевских гербах Франции изображались геральдические лилии. То были стилизованные изображения цветка жёлтого ириса (!) и они символизировали Пресвятую Деву Марию. Эти лилии ещё с 10 века считались эмблемой династии Капетингов, а в конце 14 века на синем флаге королей из династии Валуа осталось только три лилии. Возможно это было связано с догматом о троичности христианского божества-Троицей.

Вообще изображения  ириса в искусстве известны очень давно.
До Франции  - Египет, а фрески на о. Крит? Крито-микенская культура, существовавшая 4000 четыре тысячелетия назад, подарила нам удивительные по красоте и проработке деталей фрески. На одной из них прекрасный юноша  с тонкой талией на крепких красивых ногах - то ли жрец, то ли принц, разбрасывает семена (или колдует? или совершает обряд?), прогуливаясь среди ирисов. О! Какие они чудесные, как точно отображена форма цветка, его не спутаешь ни с каким другим!! Наберите в гугле-яндексе, взгляните, кто не видел, на эту фреску Кносского дворца. Знаменитого дворца, построенного Дедалом, с лабиринтом для Минотавра. Ах Дедал, Дедал... Учёный, архитектор, изобретатель, известный по мифам своим  не совсем удачным побегом из золотой клетки, когда сын не послушал отца и погиб, устремившись слишком высоко … к солнцу. И растаял воск, скреплявший перья крыльев Икара. И упал юноша камнем в море...
Мифы мифами, а архитектор Дедал был классный. Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод - керамические трубы хорошо сохранились до наших дней. Правда раскопали дворец только сто лет назад. То есть совсем недавно. Но я отвлеклась.


 Ирис, да. Ирис - цветок удивительной космической красоты. Выведенные гибридные сорта бородатых ирисов у меня вызывают  неописуемый восторг .
Роскошный, как будто из снов пришедший цветок… и листья то гладенькие, то гофрированные, то с воланчиками как на нижних юбках.
 Одно жалко. Живет цветок всего один день - как лилейник красоднев. Зато до 20 цветков на цветоносе бывает !


А ещё мне очень нравятся листья ирисов, они веерами выстраивались и служили заборчиком, окантовкой  моей главной цветочной площадки и не теряли привлекательности и цвета до самой осени. Недаром так много названий у ирисов - и касатик и сабельник...И похожи листья на сабли и мечи. Вот интересно - у японцев "ирис" и "воинский дух" обозначены одним и тем же иероглифом. Наверно поэтому японцы так любят ирисы, что этот цветок в их понимании соответствует превращению мальчика в воинствующего мужа. И день мальчиков это день любования японцами ирисов. В  японских садах ирисов очень много и они часто, очень часто встречаются на японских гравюрах. О!


Ведь  когда в Европу проникло искусство Японии - ирис стал символом модерна!
Так совпало. В Европе к середине 19 в искусстве застой, традиционные культурные модели мироощущения оказались исчерпанными и сказать что-то новое в этой сфере стало очень сложно.
А тут Япония открыла свои границы. И хлынуло.  Всё такое непохожее  на привычное и повседневное.

И начался буквально бум. И этот бум поначалу был модой на нечто противоречащее утвердившимся в западном мире эстетическим нормам. И этот интерес в период конца 19 и начала 20 века к Японии, ее культуре и истории, был настолько велик, что повлиял на новые художественные стили (Ар нуво во Франции, югендстиль в Германии, модерн в России и т.д.).

Хочу заметить, что в Россию культура Японии пришла через западных художников - Э. Дега, К. Моне, Бердслея, Гогена, они первыми стали использовать японские мотивы в своем творчестве. Вообще, знакомство с японским искусством оказалось очень плодотворным для художников и поэтов Европы и России. Оно открыло им существование другого типа творческой фантазии, возможность принципиально новых точек зрения на мир.

То, что у моих любимых русских художников Бакста и Билибина - прослеживается японский след, это очевидно. И в графике Остроумовой-Лебедевой - плоскостность изображения, принцип гармонизации цветов, пластика линии рисунка, сближают её работы с японской гравюрой. И  Добужинский, Волошин, Анненков - интерпретировали язык японского искусства, вплетая его в ткань собственного художественного метода. Про И. Билибина -вот самый яркий пример. Можно сравнить иллюстрацию Билибина к "Сказке о царе Салтане" (1929), изображающей бочку в волнах и "Волну"   Хокусая из серии "36 видов Фудзи".
 
Художественный критик Эрнст Чесней написал в "Gazette des beaux arts", что после 1862 г. «увлечение японскими гравюрами, имевшее характер мании, распространилось подобно степному пожару по всем парижским студиям».

*
Ой, это как далеко я ушла от ирисов. А ведь они хороши ещё и как сухоцветы.
К осени у ирисов образовываются крупные коробочки, похожие на бутон тюльпана, с семенами. На ветру они издают шуршащий звук, не то что погремушки, но похоже на звук  маракасов и наверно поэтому у ирисов есть ещё название "бубенчики". Я их собирала для зимних букетов.
А как я любила их писать! И на клумбе, как у Ван Гога, и в букетах с настурциями, и в какое-то лето случилась такая погода, что ирисы цвели в одно время с маками.

*

Вспомнилось.
В Мухе один преподаватель по рисунку делил студенток на цветы и давал им довольно точные определения.  Тома Мухина была у него бутоном розы. Так Тома и выглядела так - тугой розовый бутон с нежно алыми щёчками. А я ирисом. Несколько лет моей самой любимой и удобной одеждой был брючный костюм фиолетового цвета. Брюки сшили девчонки с Мод, а жилет сама. Фасон сочинила.  Длина как у полупальто, широкий пояс под грудью застёгивался на крупную деревянную пряжку в форме морды льва. Саша постарался, вырезал из бука. Прятался этот пояс в боковые швы и спинка оставалась свободно летящая.  Обожала я под эту фиолетовую верхнюю часть надевать бадлоны и свитерочки жёлтого цвета. Соглашусь - в цветовом отношении - ирис. Вот ведь как проявлялась неожиданным образом моя любовь к ним.

*

А сколько легенд про ирисы существует! Но я больше всего люблю про фею. И хоть мне давно не семнадцать, когда я прятала свои блестящие крылья в портфель, именно фейская история задевает струны моей души.


 У богини Ириды были невесомые прозрачные крылышки. Она летала над горами и долами и разносила волю богов. Но возможность увидеть эту богиню появлялась только после дождя, когда на небе возникал семицветный мост. Солнечные лучи попадали на крылышки  богини, и они переливались всеми цветами радуги. Вот и цветок, который напоминает своим многоцветьем крылышки богини Ириды назвали в её честь - Ирис.

Во всяком случае  про то, что название Ирис  в честь этой древнегреческой богини  дал сам Гиппократ, знают наверно все.


*

И мне очень хочется полетать как фея, поблестеть крылышками на солнце.
 Однажды у меня был заказ на оформление детской для шестилетней девочки в небольшом городке России. Заказ делала бабушка. Почему девочка стала жить у них мне не поведали в то время. Через год, заказчица обратилась снова ко мне с просьбой слепить её внучке на день рождения что-то на моё усмотрение. Нечто такое, что порадовало бы первоклассницу. В этот раз женщина объяснила, почему девочка не живёт с родителями. Горе было общим и для ребёнка и для потерявших свою дочь и зятя родителей. И я слепила феечку. Мы потом какое-то время переписывались. И женщина была очень благодарна, потому что внучка стала лучше спать и делилась с бабушкой историями, что нашептала ей маленькая феечка цветов.
А феечка та вот здесь в Приложении http://proza.ru/2021/06/12/1770

Продолжение следует...http://proza.ru/2021/09/13/32 "ПРО ЦВЕТЫ. И ДЕРЕВЬЯ. КОЗЛОБОРОДНИК"


 


Рецензии
Любочка, узнала много интересного об ирисах.Это и мои любимые цветочки. Согласна,что цветок космической красоты. на днях сажала их у себя на даче.расцветки необыкновенные. А какая чудесная твоя работа- ирисы превосходные. Нежные и в моих любимых тонах.
Я тоже писала ирисы на досках.Смотрелись хорошо. У многих друзей висят на стенах. Спасибо,дорогая, люблю природу в цветах! С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   25.09.2023 15:31     Заявить о нарушении
Олечка, спасибо за отклик!
Лето 21 года было очень цветочным :)) Тема не отпускала, пока не выложилась в отдельную папочку.
Даже странно, что это было два года назад...А кажется -эти летом ))

Эль Ка 3   25.09.2023 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.