Израиль. Пещера патриархов

               

                Быть может, мы сыновья торговцев, облаченных               
                в лохмотья, но мы же внуки пророков.   
                Х.Вейцман               

     В 1675 году до н. э. умерла наша праматерь Сара – жена Авраама. Вот как последовавшие события описаны в Торе, глава Бырейшит (В начале).

 «Было жизни Сары сто двадцать семь лет. И умерла Сара в Кирьят-Арба, он же Хеврон, в земле Ханаанской. И пришёл Авраам скорбеть по Саре и оплакивать её, и поднялся от умершей своей и говорил сынам Хэйтовым: пришелец оседлый я у вас, и похороню умершую мою от лица моего. И отвечали сыны Хэйта Аврааму: послушай нас, Господин наш, князь Божий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою...
 
     И поклонился Авраам народу земли той, сынам Хэйтовым, И говорил с ними: если есть у вас желание похоронить умершую мою от лица моего, то попросите Эфрона, сына Цохара, чтобы он отдал мне пещеру Махпэйлу (двойную), которая на конце поля его; за полную плату пусть отдаст её мне пред вами в собственность для погребения. Эфрон же сидел среди сынов Хэйтовых, и отвечал Аврааму перед всеми входящими во врата города его, и сказал: нет, господин мой, поле и пещеру, что в нём, тебе я отдал на глазах сынов народа моего; похорони умершую твою.

     Поклонился Авраам пред народом страны той и говорил Эфрону: если бы ты только меня послушал! Я даю тебе серебро за поле, и я похороню там умершую мою. И отвечал Эфрон Аврааму: Господин мой! послушай меня; земля в четыреста шекелей серебра между мною и тобою, что она? А умершую твою похорони. И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором он говорил в слух сынов Хэйтовых, – четыреста шекелей серебра, ходячего у торговцев.               
     И стало поле Эфроново, которое в Махпэйле, против Мамрэй (дубравы) и пещера в нём, и деревья, которые вокруг, за Авраамом, как покупка пред очами сынов Хэйтовых, пред всеми, входящими во врата города его. После этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпэйлы, что против Мамрэй, она же Хеврон в земле Ханаанской. И стало поле и пещера, которая в нём, погребальным уделом Авраама от сынов Хэйтовых».

     После смерти жены Авраам прожил 38 лет и умер в 1637 году до н. э. «Дни жизни Авраама – сто семьдесят пять лет. Скончался Авраам, в старости доброй, и приобщён был к народу своему. И похоронили его Ицхак и Ишмаэль, сыновья его в пещере Махпэйла».

     В 1532 году до н. э. умер Ицхак. «И было дней Ицхака сто восемьдесят лет. Скончался Ицхак, и приобщён был к народу своему, старый и насыщеннный днями; и погребли его Эйсав и Яаков, сыновья его».

     Яаков (Израэйль) умер в Египте в 1505 году до н. э. «и было дней Яакова сто сорок семь лет». Скончался он в окружении своих двенадцати сыновей -- правнуков Авраама и Сары -- «всех двенадцати колен Израэйлевых, благословил их и сказал им: я собираюсь к народу моему; похороните меня при отцах моих, в пещере, на поле Махпэйла в земле Ханаанской, которое купил Авраам у Эфрона Хэйтийца в собственность для погребепния. Там похоронили Авраама и Сару, жену его; там похоронили Ицхака и Ривку, жену его; и там похоронил я Лею».

     20 марта 2012 года наш сын Вадим привёз нас на это сакральное место спустя три с половиной тысячи лет после смерти Яакова. Из деревни Кфар-Хабад мы выехали в сторону Иерусалима, но вскоре повернули на юг, и за окном автомобиля поплыли живописные холмы западной Иудеи. Пальмы, яркая после обильных мартовских дождей зелень лиственных лесов, оливковые рощи, апельсиновые сады, тёмные силуэты кипарисов – типичный средиземноморский пейзаж. Однако, после поворота на восток, картина становилась всё более суровой. Поредели и вскоре исчезли деревья. Дорога начала подниматься между склонами, усыпанными торчащими из земли камнями, как нездоровая угреватая кожа. Мелькали стены из выкорчеванных камней вокруг небольших огородов и виноградников, отвоёванных людьми у этой полупустыни. Было понятно, что очень скоро летний зной сделает её ещё более безжизненной

      Миновали пограничный пункт с палестинской автономией. Двое солдат-израильтян в застеклённой будке ограничились приветственным жестом. Сдвинутые в сторону заградительные блоки позволяют при необходимости перекрыть дорогу. Но в мирное время границу в обе стороны свободно пересекают машины с жёлтыми (израильскими) и белыми (палестинскими) номерами.

     Хеврон расположен в иудейских горах на высоте около 1000 м над уровнем моря, в 30 км южнее Иерусалима. Население – 170 тысяч арабов и 800 евреев, компактно живущих в историческом еврейском районе под защитой израильской армии. К Хеврону примыкает еврейский город Кирьят-Арба с 7 тысячами жителей. Проблема сосуществования двух семитских народов на этой земле известна. По дороге к пещере можно было увидеть разделительные ограды из проволочной сетки, военные автомобили и вооружённых израильских солдат. Стену одного из домов украшала самодеятельная надпись-граффити "Free Palestine!"

     Пещера патриархов (Maaрaт ха Maхпэйла) находится в юго-восточной части Хеврона. Через 1650 лет после смерти Сары, во время царствования Ирода Великого (40–4 до н. э.), вокруг пещеры была возведена каменная ограда высотой 12 м из доломитовых блоков метрового сечения. Это прямоугольное пространство 60 х 32 кв. м, окружённое стенами двухметровой толщины, за последовавшие 2 тысячи лет было превращено в храм, который многократно перестраивался.

     В IV веке, во время византийского правления внутри прямоугольника была построена церковь-базилика и крыша над частью ограды. После захвата Иудеи арабами в VII веке церковь превратили в мечеть. В X веке пробили вход выше наружного уровня почвы и построили лестницы к нему с юго- и северо-восточных сторон ограды. Крестоносцы в начале XII века восстановили церковь и запретили вход в неё мусульманам. Но в 1188 году. египетский султан Саладин изгнал крестоносцев, снова превратил здание в мечеть с минаретами, два из которых на восточном и западном углах уцелели до наших дней.

     Во время правления мусульман-мамлюков были пробиты ещё два входа с северо-западной и юго-западной сторон ограды, поднята крыша над северо-западной частью здания и расширены помещения для службы. Мамлюки построили шесть мемориалов-кенотафов (символических пустых могил) Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи. В 1267 году мамлюки запретили евреям и христианам входить в храм. Им разрешалось подниматься сначала лишь на пять, позже на семь ступеней лестницы, ведшей к восточному входу.

     Через два года после победы в Шестидневной войне 1967 года эта лестница была снесена как символ унижения евреев, вынужденных в течение 700 лет смиренно молиться «у седьмой ступени». Но её место возле южного угла здания остаётся памятным и сегодня.
                (Продолжение следует   )


Рецензии